Кесарю – кесарево и… богово: секуляризация по-украински
02.06.2016 19:19:11.
Просмотрено 6286 раз.
За сегодня — 2 раз.

В нашей стране отношения государства и церкви регламентированы тремя ключевыми положениями. Во-первых, это статья Конституции: Статья 4: «Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений…»; статья 35 Основного закона: «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства». Кроме того, существует Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». В общем, на бумаге наше государство является светским. Пока еще. Однако, правительство вознамерилось нарушить отношения государства и религиозных организаций.
В марте 2016 года, группа народных депутатов зарегистрировала в Раде законопроект 4511, «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором». Речь, естественно, идет о деятельности УПЦ МП. Но я вот почитал сам законопроект и понял, что он имеет совсем другие цели. Его цель – подчинить ВСЕ украинские религиозные организации нынешней власти, а также начать контроль их деятельности, сродни контролю над СМИ, который был установлен за последние 2 года. Приведу три цитаты из законопроекта, которые проясняют всю суть:
(1) согласно новому законопроекту с религиозными организациями «государство заключает соответствующие договоры (соглашения) относительно особого статуса этих организаций»;
(2) «назначение центрального и регионального руководства религиозных организаций… происходит после согласования соответствующих кандидатур от религиозной организации с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии»;
(3) а вот мое любимое: согласно ст. 6 данного законопроекта, религиозные организации обязаны согласовывать с государственными органами «приглашение иностранных религиозных деятелей для осуществления ими проповеднической и другой канонической деятельности».
Предлог для таких ограничений, на первый взгляд, обоснованный: усилить контроль за деятельностью УПЦ МП, как минимум – на период войны на Донбассе. Но ведь вполне очевидно, что закон этот можно использовать для ущемления любой религиозной конфессии, неугодной нынешней власти.
Кроме того, власть также сможет ставить своего человека во главе, скажем, протестантской церкви или общины, превратив ее в придаток власти. Человек «от власти» может заниматься агитацией во время выборов, «заимствовать» часть церковных сборов на личные нужды (или на нужды государства), шпионить за прихожанами. И это касается не только протестантов. Предположим, в Украине появится церковь Пастафарианства, популярной в мире квазирелигии (даже в РФ она зарегистрирована официально). Теперь, без «согласования с властями», мероприятий они проводить по сути не могут. И это если религиозное лобби позволит им вообще зарегистрироваться.
Таких примеров можно придумать еще сотни, но суть одна. Когда принцип секуляризации был впервые провозглашен законодательно, в его основании лежала старая истина: «кесарю – кесарево, богу – богово». Сегодняшний законопроект 4511 предполагает изменение этого принципа на: «кесарю – и кесарево, и богово». И если раньше речь шла о праве кесаря на свою долю в «доходах» бога, то у нас сегодня пытаются поставить все на голову, негласно срастив государство и церковь под сенью нынешней власти.
И в свете анонсированных властью изменений, возникает лишь один резонный вопрос: дадим ли мы этому случиться?