Кому мешает Луганский Святоград?

Вот уже четыре года в с.Красное ( Краснодонский р-н Луганская обл.) у храма Пресвятой Богородицы, датируемого 1870г., к вершине близлежащего холма на высоте около 500 м ведут 333 ступени. Строительство величественного сооружения под названием «Комплекс Прославления Страстей Господних» идет под руководством о. Андрея (Дубины), духовного наставника и настоятеля этого храма и женского монастыря.

«Здесь человек призван отвлечься от мирских проблем и взглянуть на свою жизнь по-новому, задуматься о вечном, небесном», - говорят прихожане и туристы, количество которых растет с каждым днем.

Многие, из числа проезжающих по Краснодонской трассе, заметив далекий холм, увенчанный крестом, где строится еще один храм - Иоанна Крестителя, останавливаются, ищут дорогу, чтобы подъехать поближе. Другие – едут сюда целенаправленно.

«В нашем женском монастыре сегодня на послушании 30 монахинь. Но есть гостиница и здесь всегда рады гостям. Радушно примут и проведут экскурсию. При желании можно остаться на ночлег», - рассказывает нам молодая и черноглазая матушка Марина, которой здесь поручена роль экскурсовода. Ее сопровождает матушка Илария, излучающая спокойствие, доброту и приветливость. По словам женщин, за проживание в гостинице денег не берут, всегда предложат не только ночлег, но и еду.

Восстановление Свято-Введенской церкви, настоятелем которой в конце 90-х годов стал луганский священник о. Андрей, начала осуществляться довольно активно, несмотря на то, что она стала десятой в списке восстановленных и построенных им храмов на территории области. «Когда батюшка нашел этот храм, здесь царила разруха, ведь помещение использовали как склад аммиачной селитры. Росписи, иконы – все было уничтожено. Сначала пришлось снимать полутораметровый отравленный слой земли, проделать огромную работу. Но иногда аммиаком все же до сих пор отдает, - рассказывает прихожанка церкви Лариса Константинова. – Батюшка - мой духовный наставник, и я могу сказать, что я такого труженика в своей жизни не встречала. Он восстановил церкви в селах Третьяковка, Первомайка, Щетово,  у него несколько больничных храмов, в том числе при Луганском онкодиспансере, областной психбольнице. У каждого сельского храма есть свое подворье. Сами сеют, разводят живность. В больницы возят молоко…».

По словам Константиновой, приход которым руководит о. Андрей, увеличивается и сегодня насчитывает более 1000 человек. «А на праздники сюда съезжается уже до полутора тысяч , - уточняет Лариса. – Едут из Ростова, Донецкой области, Чернигова, Полтавы, Сум и даже из Болгарии. Девушки повыходили замуж, уехали туда жить, но все равно остаются нашими прихожанками, приезжают сюда особенно во время Великого Поста».

 «За один заезд к нам могут приезжать из каждого города до 45 человек, из Полтавы, например, приезжают 4-6 раз в год, - уточняет матушка Илария. – Одиночки едут сами, то одна машина подъедет, то другая. Трудно сказать, что людей сюда тянет. У каждого своя судьба, своя причина…А в душе у любого человека есть вера. Просто у кого раньше проснется, у кого – позже...»

А в целом , подтверждают наши собеседницы, Красное за год навещает уже до 1000 человек».

В Донецкой области, дескать, есть Святогорский монастырский комплекс, а почему у нас не может своего, задаются вопросом. И кивают на Красное .

Все столярные работы в храмах выполняет семья Сердюковых, а в резьбе по дереву изощряется известный в округе мастер Геннадий Майоров.

В храме уже стоит готовая мраморная плита с изображением Иисуса. В скором времени ее перенесут на холм.

На территории церковного кладбища находится еще одна интересная реликвия – надгробная плита с выгравированным трогательным письмом от мужа к Елене Андреевне Милутиновой, скончавшейся в 1898 году на 34 году жизни. Так скорбящий супруг увековечил свою любовь на века.

« На вершине холма любил молиться прежний настоятель церкви Диомид Винник, который похоронен во дворе храма, - рассказывает матушка Марина. - Теперь на вершине новый храм – основа будущего монастыря. Планируется, что сверху будет мужской монастырь, а внизу – женский».

Широкая лестница в розово-серых тонах в 300 ступенек вверх – импровизированный путь Спасителя на Голгофу, а современников - к строящемуся храму. Как ни странно – 300 ступенек не утомляют. По дороге на вершину выстроены 5 часовен, именуемые по дням недели и «символизирующие Страсти Христовы». Лестница идет не под крутым углом, есть площадки для отдыха, ведь главное при подъеме, поясняет м. Илария, - - «не потерять молитву». Склоны холма всем миром засаживали саженцами фруктовых деревьев. Через некоторое время здесь будет сад.

На вершине, на специально оборудованной смотровой площадке – исполинский металлический крест высотой 16 м. На площадке под Крестом - огромная икона в 5 метров, на которой снятый с Креста Иисус в окружении апостолов. Пятиметровую икону накрыли стеклом, но из-за больших его размеров, рассказывают нам послушницы, за ним трижды приходилось ездить в Луганск. Дескать, дважды стекло треснуло по дороге в Красное, третий раз не выдержало лютую зиму.

«Каждый день мы поднимаемся к Кресту по этой лестнице, - говорит м. Илария. – И здесь молимся».

Вокруг - девственная степь, утомительный горячий ветер, солнце и воздух и - распаханные поля монастырского хозяйства.

«Нас здесь 10 человек постоянных матушек трудится и до 10 «трудников» и послушниц ( людей, пожелавших пожить и поработать при монастыре)», - поясняет она.

На полях выращивается картофель, которого хватает до нового урожая, овощи, бахчевые культуры, ягоды и фрукты. Есть и свой коровник из 20 буренок, благодаря которым монастырь всегда имеет свое молоко, масло, творог, сметану . «Да, приходится вставать в три – полчетвертого утра, чтобы к 5 -ти выгнать коров на выпас. А доярок всего-то две, - рассказывают нам. – Но что поделаешь, человек живет во труде».

Зато, уточняет прихожанин Аркадий, здесь нет ощущения несправедливости и «жестокого капитализма».

Скорее – натуральный способ ведения хозяйства. « Я удивился, когда узнал, что крещение здесь стоит всего 5 гривен, венчание – 30 грн., а не как в городе 350 грн., и свечку здесь можно купить за 30 копеек. Все - по-божески, по-человечески…».

Речь зашла о том, что о.Андрею, вероятно, удалось создать собственную модель эффективного церковного хозяйства. Для этого безусловно нужны недюжие способности , характер, воля. И дисциплина. И – спонсоры.

«Дисциплина и ответственность действительно отличают наших прихожан от других храмов, - соглашается м.Марина. – На дисциплине все держится. И именно поэтому здесь способны оказать ту помощь, которую друге оказать не могут. В наших храмах во время службы не разговаривают, не толкаются, в наших храмах культивируется внутренняя молитва. Людям невоспитанным это не нравится. Но хуже всего то, что сегодня появилась группа священников, для которых вера и их работа оказались бизнесом. А у нас все дешево – и это кому-то не нравится…».

«У о.Андрея есть очень влиятельные меценаты. И как у любого успешного экономического проекта, появилась и группа противостояния, - рассказал Острову другой источник, пожелавший остаться не названным. – Вон в области сколько брошенных, разрушенных храмов, пусть зависники берут , восстанавливают».

«То что делает о.Андрей очень не нравтся, например, отцу Лобову (секретарь Епархии), - уточняет председатель правления Благотворительного фонда им.Ксении Петербургской Ирина Готман. – были уже и проверки и о.Андрею сказали – служите спокойно. Но снова появились клеветнические жалобы. И так по кругу ходят уже 2-й год. Свой священнический путь о. Андрей начал в 1996г. По благословению Владыки Иоанникия был назначен настоятелем храма Пантелеймона целителя. В то время храм представлял собой одну небольшую комнатку. В настоящее время усилиями о. Андрея и его прихода эта комнатка превратилась в храм с тремя приделами. А в целом под руководством о. Андрея построено и восстановлено 9 храмов. Особенно нужно отметить Свято-Введенский храм - настоящий монастырский комплекс, который теперь входит в число 12-ти достопимечательностей Луганской области. О.Андрей вместе с прихожанами и другими священниками трудится в свои выходные, люди берут отпуск на работе для помощи в строительстве».

В строительстве лестницы, например, как уточнила м.Марина, принимали участие, оо.Иосиф, Олег, Владимир, Александр и другие священники. Костяк же строительной бригады составили профессиональные строители Александр Свергун, Владимир Муштай, Никлай Луговцов, Анатолий Демидов. « По сути это большая народная стройка», - говорят прихожане. Профессиональных строителей нанимают в Луганска, благо в городе безработица, но те, кто строит здесь, призжают не первый год»,- говорит м.Илария.

Строителям здесь платят зарплату, кормят пять раз в день  (2 завтрака, обед, полдник и ужин). «Когда жара - за раз выпивается целое ведро кваса или компота. Квас-то мы делаем свой, церковный», - поделилась информацией улыбчивая повариха, угощая нас квасом, в котором задержались ягоды изюма.

Журналистов тоже голодными не оставили. На столе стояли картофель, присыпанный зеленью, салаты, настоящий домашний постный борщ. Потом предложили квас, узвар, печенье-конфеты, для желающих - чай из чабреца «Чабрец мы собираем на горе», - улыбалась повариха. «Готовя всякое блюдо, она шепчет молитву,  представляете, какая у нас полезная еда», - сообщила матушка Илария.

«За весь период, сколько мы являемся прихожанами Свято-Пантелеимоновского храма, никто и никогда не слышал от о. Андрея требований о материальной помощи. На оборот, в наше тяжелое для многих время храм помогает прихожанам. Настоятелем установлены минимальные цены на требы, свечи и прочее. Если у человека нет возможности оплатить, то требы совершаются без оплаты. Всё делается для того, чтобы и самый малоимущий человек мог себе позволить возжечь свечу перед иконой и заказать обедню», - рассказали послушницы.В селе Красное – «духовный дом» и «лечебница человеческих душ», утверждают защитники Дубины. Однако есть и недовольные.

Как рассказали ОстроВу, весной 2011г. к о. Андрею обратилась за помощью жительница села Красное Наталья Коротун , которая жаловалась на жестокое и бесчеловечное обращение с ней и её малолетними детьми бывшего мужа, дважды судимого Александра Коротуна.

«Лишившись крова, с тремя детьми и без средств к существованию, избитая Коротун с тремя детьми обратилась в храм, где ей оказали необходимую помощь, потом она написала жалобу в управление по делам семьи и молодежи ЛОГА. За это главным врагом Александра Коротуна стал о. Андрей, - рассказывает Лариса Константинова. - Коротун сказал всем, что теперь дело всей его жизни мстить настоятелю. Весной 2011 г, обратившись в Луганскую епархию, он потребовал наказания о. Андрею за, якобы, развал его семьи. Этот факт использовали определенные силы, цель которых – наложить запрет на его служение . далее последовали клеветнические обращения в Луганскую епархию, к митрополиту Иоанникию, в прокуратуру и ГОУВД г. Краснодона, УВД Луганской области и другие инстанции.. Но изложенные факты не подтвердились».

Прихожане, которые встали на сторону настоятеля, также обратились в Луганскую епархию, и даже Киевскую митрополию и Московский патриархат .

«22 февраля 2012 года в Луганской епархии обратилась инициативная группа с письмом, подписанным прихожанами (всего 650 подписей), в поддержку нашего духовного наставника , - продолжает Лариса Константинова. – Однако, секретарь епархиального управления о. Иаков (Лобов) осведомил нас, что о. Андрей работал в милиции, а «мент», по его словам, — это «диагноз». Мы поражены такой позицией священнослужителя , который к тому же начал заявлять об экстрасенсорных занятиях о.Андрея, пересказывая байки о «сверхъестественном влиянии» на прихожан. .В нашей беседе мы пытались рассказать о добрых делах о. Андрея — строительстве и восстановлении храмов, возрождении духовности на Луганщине. В ответ на это мы услышали: «А зачем он строит? Он строитель или священник? Его дело молиться. О каком возрождении Луганщины идет речь? Зачем эти высокие слова? ».

Остается добавить, что сам настоятель, тяжело переживающий ситуацию, от комментариев на камеру отказался. Дескать, не буду я ничего делать, пусть будет, как будет. Значит, говорит, пришло испытание, через которое придется пройти. Но со стороны прихожан в редакцию хлынул настоящий поток обращений, в которых люди призывают Епархию подойти к вопросу взвешенно, со всей долей ответственности. Дескать, добро оно всегда беззащитно и на зло безответно. А потери - они  невосполнимы...

Наталия Кононова, ОстроВ г.Луганск

Статьи

Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Донбасс
21.04.2024
19:30

"Будут разрушаться украинские города, территория Украины все больше будет становиться диким полем". Обзор СМИ оккупированного Донбасса

На минувшей неделе СМИ оккупированного Донбасса в полном соответствии с кремлевскими методичками "переживали" за дальнейшую судьбу Украины, радовались отсутствию у ВСУ западной помощи, а когда палата представителей Конгресса США все же проголосовала...
Все статьи