«Каскад»: солдаты памяти

На протяжении уже более чем двадцати лет они исколесили, можно сказать, всю область. В перерывах между выездами работают в архивах, читают воспоминания участников Великой Отечественной войны, беседуют с очевидцами тех событий. А во время выездов откапывают из земли останки воинов и реликвии… И не нужно в данном случае искать какие-либо ассоциации с фильмом «Мы из будущего». Свою задачу члены военно-патриотического объединения «Каскад» видели и видят совсем по-иному. Найденные реликвии передаются в музеи, а останки советских воинов перезахораниваются с соответствующими почестями и установкой памятных знаков.

 

В Луганской области работают несколько организаций, которые занимаются поиском и перезахоронением останков советских воинов. Луганская областная поисковая организация «Пошук» объединяет 12 поисковых групп. Активно работают такие как «Патриот» (Луганск), «Наследие», «Реквием» (Кременная), «Молодая гвардия» (Краснодон). Старейшим является военно-патриотическое объединение «Каскад», дата основания которого – 1986-й год. Тогда его бессменный руководитель Александр Гизай был студентом исторического факультета Луганского педагогического института. Первоначально организация занималась военно-патриотическим воспитанием молодежи, подготовкой ее к службе в армии. А с 1988 года «каскадовцы» стали заниматься поисковой работой.

 

«Чем меньше неучтенных могил, тем крепче память»

   

Во время областных торжеств в честь 65-летия Великой Победы в г. Приволье торжественно перезахоронили останки 36-ти советских воинов, погибших в боях за Привольнянский плацдарм. Эти события весны 1943-го года некоторые военные историки называют «второй Сталинград». Взятие стратегически важного плацдарма открывало путь к освобождению Донбасса, сковывало значительные силы противника в период подготовки военной операции на Курско-Орловском направлении. Потому и были бои такими кровопролитными. Цена успеха той операции – жизни более 15-ти тысяч советских солдат и офицеров. Во время войны далеко не все из них были похоронены с соответствующими почестями или даже просто по-человечески преданы земле. Увы, не до того было. Останки 36-ти солдат и офицеров, найденные на расположенной возле г. Приволье горе Артема, с почестями погребены в этом городе у подножия памятника воинам-освободителям. Нашли останки во время Вахт памяти члены Луганского военно-патриотического объединения «Каскад» и работающего в Кременском районе поискового отряда «Реквием». Для «Реквиема» эта Вахта памяти – одна из первых. А для «Каскада»…

 

«Вахты памяти мы проводим с 1988-го года, - рассказывает руководитель ВПО «Каскад» Александр Гизай, преподаватель Луганского лицея иностранных языков, ветеран Афганистана. – Ежегодно – весенние, ко Дню Победы, кроме того, провели восемь летних вахт и четыре осенние. Прибавьте к этому совершаемые ежегодно около 30-ти непродолжительных поисковых выездов. Также приняли участие в четырех международных вахтах. В частности, накануне 65-летия Победы члены ВПО «Каскад» участвовали в вахтах памяти, проводимых россиянами в Тульской и Новгородской областях в рамках международного проекта «Наша победа». Проект этот реализуется второй год, его инициатором и координатором является тульский поисковый центр «Искатель». В нем участвуют поисковые организации из России, Украины, Белоруссии, Грузии, Киргизстана и стран Балтии. Украину представляем мы и Севастопольская поисковая группа «Долг». Если говорить непосредственно о наших международных контактах, это, конечно, прежде всего, - россияне. На протяжении уже четырех лет ездим к ним на Вахты памяти, а в сентябре будем принимать у себя, проведем в рамках проекта «Наша победа» международную Вахту памяти в Попаснянском районе».

А. Гизай

 

За 22 года работы членами ВПО «Каскад» найдены и перезахоронены останки более восьмиста советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной, установлены 112 фамилий солдат и офицеров, ранее считавшихся без вести пропавшими.

 

«Мы работаем только с неучтенными местами захоронений, где нет памятных знаков, с местами, которые находим рядом с полями сражений (информацию об этом получаем из документов, мемуарной и исторической литературы, от очевидцев) или по рассказам местных жителей. Среди останков могут быть личные вещи солдат, именные предметы, солдатские медальоны, по которым можно установить данные о личности людей, которые погибли в тех или иных местах»,- рассказывает А. Гизай.

 

В июне ВПО «Каскад» проведет Вахту памяти в Меловском районе. По словам руководителя военно-патриотического объединения, от местных жителей каскадовцы узнали, что во время оккупации района немецко-фашистскими войсками в окрестностях села Диброво действовал лагерь для военнопленных.

 

«Очевидцы тех событий говорят, что там должно быть неучтенное захоронение, в котором покоятся останки около пятисот солдат и офицеров Советской Армии, умерших или казненных в том лагере. Было бы крайне несправедливо по отношению к тем людям, чтоб их мученический подвиг предали забвению. В июне мы выедем туда, чтоб найти это захоронение», - говорит А. Гизай.

 

Вопросы вроде «А зачем вам это нужно?» или «Стоит ли тревожить останки людей, уже покоящиеся в земле?» Александру Гизаю задают нередко. И отвечает он на них кратко и просто:

 

«Я сам прошел через войну, пусть другую, но все равно на себе прочувствовал все ужасы и испытания. Не хочу, чтоб такой жизненный опыт был у нынешних молодых людей. Чем меньше неучтенных могил, память о которых умрет со смертью последнего очевидца тех событий, чем больше памятных знаков на таких местах, тем крепче память о том горе, которое пришлось пережить стране, людям. Да и патриотическое воспитание детей и молодежи невозможно без сохранения исторической памяти».

 

Есть у «Каскада» контакты и с так называемыми «черными копателями».

 

«Они, - рассказывает руководитель ВПО, – знают мои координаты. Иногда звонят, сообщают, где нашли останки советских солдат. Звонят те, у кого совесть есть. А бывает: приезжаем поисковые работы проводить, и видим: все перерыто до нас, кости разбросаны прямо по земле. На «черном» рынке «крутится» немало воинских наград и медальонов, оружия, боеприпасов. Спросом пользуются немецкие каски, оружие, личные вещи, документы солдат и офицеров вермахта. Увы, взять копателя с поличным прямо на месте раскопа невозможно: не задекларировано такое преступление в Уголовном кодексе. Нет и закона о поисковой деятельности».

Идут поиски

 

 

«Вспомним всех поименно…»

 

Во время Вахт памяти на Привольнянском плацдарме удалось установить данные только одного из 36-ти бойцов, останки которых были найдены, Конона Аболонина. В церемонии перезахоронения участвовала его внучка, Татьяна Губанова, живущая в Волгоградской области.

 

«Данные восстановили члены Кременской поисковой группы «Реквием», - рассказывает Александр Гизай. – Увы, найти сведения, достаточные для восстановления информации о погибшем, а потом найти родственников удается нечасто. Тем не менее… В прошлом году приезжала из Москвы Дарья Виноградова, внучка Григория Шипулина, командира взвода 49-й кавалерийской дивизии, погибшего при освобождении Луганской области и похороненного в братской могиле в селе Малорязанцево Попаснянского района. Женщина обратилась к нам с просьбой найти информацию о ее деде. Рады, что нам это удалось. На памятном знаке, установленном на той братской могиле, появилась табличка с фотографией Григория Шипулина, который ранее не значился в списках захороненных. Кстати, это – обычное явление: в военное время было не до скрупулезности в формальностях, потому в братских могилах нередко покоится значительно большее количество людей, чем указано в списках захороненных».

 

А в 2004 году российские поисковики установили имена украинского экипажа найденного на горе Суройва среди обломков самолета СБ-132, бортовой № 3, 114-го Красногвардейского бомбардировочного авиаполка, который не вернулся с боевого задания 24 декабря 1942 года. По просьбе российских поисковиков «каскадовцы» разыскали родственников погибших летчиков. Родные сестры командира экипажа, выпускника Ворошиловградской летной школы старшего лейтенанта Михаила Трошина проживают в г. Дружковка Донецкой области. Брат, племянница и внучка стрелка-радиста сержанта Андрея Ракара проживают в с. Полычинцы Винницкой области. Кстати, внучка стрелка-радиста приезжала в 2005-м году в г. Ковдор Мурманской области на могилу деда. Родственников штурмана лейтенанта Константина Сващенко, который родился в 1921 году в Харькове, разыскать пока не удается.

 

По словам Александра Гизая, летом должны приехать капитана Шафетова, погибшего в 1942-м году на территории Лутугинского района.

 

«Визиты родственников погибших воинов, увы, - нечастое явление: иногда выясняем, что родственников человека, данные которого восстановили, уже нет в живых, иногда оказывается, что поездка в Украину – «неподъемное» дело для родственников, которые уже или в преклонном возрасте, или не имеют средств на такое путешествие», - говорит руководитель ВПО «Каскад».

С находками (некоторые находки заретушированы, чтоб не шокировать впечатлительных читателей)

 

Перезахоронение

 

 

За державу обидно… А россиянам – нет

 

Вахта памяти – мероприятие серьезное, требующее немалой подготовительной, организационной работы и немалых затрат. С Александром Гизаем мы беседовали во время Вахты памяти на Привольнянской плацдарме, когда он ненадолго приехал в Луганск.

 

«Немного пополнил наши запасы продуктов: овощей купил, самых простых вроде картофеля, капусты… Восемьсот гривень на это потратил. Ведь Вахта памяти – это пребывание в полевых условиях 30-40 человек, которым нужно обеспечить пропитание, найти средства на другие необходимые расходы. Мы получаем финансирование из областного бюджета в рамках программы «Патриот Луганщины», но в этом году пока получили только около 15% того, что обещали. Надеюсь, после принятия бюджета получим финансирование в полном объеме. Ведь впереди – серьезная работа, например, международная Вахта памяти. Честно говоря, стыдно и обидно становится, когда вижу, как мы оснащены и как – россияне, получающие на поисковую работу финансирование, несоизмеримое с нашим. Мне в дополнение к бюджетному финансированию приходится искать спонсоров, которые взяли бы на себя транспортные и некоторые другие расходы. К счастью, есть предприниматели, с которыми мы давно дружим, являющиеся членами нашего объединения (некоторые – со школьных лет, все-таки более двух десятилетий работаем). Они очень помогают, за что от души благодарен. Но многое, что есть у россиян, мы пока не в состоянии себе позволить. Например, на международные Вахты памяти выезжаем еще с брезентовыми палатками, купленными в 80-е годы, когда комсомол помогал. Россияне давно имеют и современные палатки, и хорошие металлоискатели (нельзя без них, работаем-то на местах боев, и только за последний год по нашим «наводкам» обезврежено несколько тысяч единиц боеприпасов: от авиабомб до гранат). Есть у россиян и походные дизельные электростанции, которые позволяют и не беспокоиться о необходимости поддерживать в рабочем состоянии технику, работающую от аккумуляторов (например, мобильные телефоны, металлоискатели), и проводить воспитательные мероприятия. Мы-то можем только у костра поговорить с ребятами об исторической памяти, патриотизме. А при наличии электростанции есть возможность показывать фильмы о войне», - говорит А. Гизай.

Одной неучтенной могилой меньше

 

Впрочем, материальные проблемы хоть и мешают, но не остановят «каскадовцев». Они-то делают дело, которое стоит того, чтоб преодолевать трудности на пути к результату. А результат: меньше неучтенных могил, больше памятных знаков, крепче память.

 

Впрочем, не исключено, что ВПО «Каскад» имело бы какие-то преференции (например, в виде финансирования некоторых перезахоронений), если б последовало примеру некоторых других поисковых организаций и соглашалось бы проводить свои мероприятия под эгидой политических партий. И предложения такие были. Но…

 

«У нас, - говорит Александр Гизай, - есть «железный» принцип: в политику не играем, мы как организация – вне ее (разумеется, каждый из нас может придерживаться взглядов, какие ему по душе, но – индивидуально). С властью, конечно, сотрудничаем (для поисковой работы и перезахоронений необходимо оформлять определенные документы), но – независимо от партийной принадлежности чиновников. Ведь память о славных делах предков это – святое, и нехорошо использовать ее для получения выгоды, в том числе и политической».

 

В планах «Каскада» на этот год – еще четыре Вахты памяти, две – в Луганской области (июньская в Меловском районе и международная – в Попаснянском, которая пройдет осенью), а также участие в международных Вахтах памяти в России и Республике Белорусь. Это – только планы на ближайшее будущее.

 

Несмотря на то, что Великая Отечественная война закончилась 65 лет назад, еще немало тех «что приняли смертный бой, просто стали землей и травой». Задача поисковиков, чтоб эти люди стали еще и памятью народной.

 

Навечно.  

 

Вячеслав Гусаков, «ОстроВ», фото автора и из архива ВПО "Каскад"

 

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи