Подстрекатели. "Збручанский сепаратистский "блюз"

Украинский кризис 2013 -2014 гг. и война на Донбассе, которая длится до сих пор и конца которой не видно, сопровождались и сопровождаются информационными диверсиями. При этом они следуют не только со стороны России и таких эфемерий как ЛНР/ДНР. В среде украинских суперпатриотов давно сложилась группа донбассоненавистников, которые занимались и продолжают заниматься выталкиванием нашего региона из состава Украины. Тем самым крайние «украинские патриоты» сомкнулись с крайними идеологами сепаратизма. Примеры подобной деятельности с избытком поставляет Интернет-ресурс «Zbruč» . (Справка из  Википедии: альтернативные написания: Сбруч, Збручь) —приток Днестра на западе Украины.Длина 247 км, площадь бассейна 3330 км². Протекает по Подольской возвышенности, на границе Тернопольской и Хмельницкой областей.В 1772—1793 годах от устья Збруча до Ягорлыка шла польско-молдавская граница. В 1793-1809 и 1815—1918 годах. Збруч являлся пограничной рекой между Российской империей и Австрийской империей (с 1867 — Австро-Венгрией). В 1921-1039 гг.по нему проходила советско-польская граница).

Проще всего всего предположить, что этот богатый интерент-ресурс финансируется россиянами. Однако, набор постоянных авторов, среди которых - известный американский профессор Александр Мотыль, плеяда украинских писателей, среди которых Андрухович, Винничук, Прохасько и другие, заставляет предположить нечто иное. Возможно, руками этих деятелей реализуется проект некоего международного консорциума, задача которого заключается в том, чтобы дестабилизировать ситуацию не только в Украине, но и во всей Восточной Европе.

Возможно, автор ниже публикуемого текста упрощает ситуацию, сводя все к эволюции сознания западно-украинской интеллигенции. Интеллигенция Западной Украины разделена на множество групп. Рассмотренные ниже идеи – это только один небольшой сегмент, представленный в интеллектуальном ландшафте Западной Украины. Однако, сегмент крайне опасный для единства страны. Вместо того, чтобы подталкивать правительство к реальным реформам и настоящей децентрализации, они продолжают сталкивать между собой регионы. А ведь именно отсутствие реальных реформ в период правления всех предыдущих президентов является одной из причин украинского кризиса, вспыхнувшей войны и потери большей части Донбасса. Собственно за коррупцию, неспособность к конструктивным действиям правящего класса, бездарность военного командования Украина и расплатилась Донбассом. Искать же причины наших неудач в антропологических характеристиках наших регионов - это как раз и есть прикрывать взяточников, которые сегодня «куют» состояния на этой войне.

Далее - речь об авторах Zbrucа и распространяемых им идеях.

Отдельно отметим: если бы сепаратистское движение не удалось разжечь на Донбассе, то его организовывали бы в Галичине. В зависимости от исхода событий на Майдане зимой 2014 г. войска могли стоять и под Тернополем, Львовом и Ивано-Франковском.

Об этом текст публициста из Луганской области.

Аналитический отдел Центра по изучению общественных процессов и проблем гуманизма

Часть 1. «Сепаратизм не с той стороны» или Почему западно-украинской «богеме» так хочется «ампутировать» Донбасс?

(Об опусах Александра Бойченко)

Недавно попалась на глаза довольно удачная шутка. Дословно не помню, но приблизительно звучит она так: «Всякий щирый украинец, требующий отделения Донбасса – такой же сепаратист, как Гиви с Моторолой». Я сначала посмеялся, а потом вспомнил, как сам писал, что в нашем Уголовном Кодексе вообще отсутствует определение «сепаратист». Открыл УК – и оказалось, что статья 110 («Посягання на територіальну цілісність і недоторканність України») целиком и полностью подтверждает правоту неведомого мне юмориста.

Декаданс век спустя

Нет разницы, с какой стороны фронта требовать независимости Донбасса, потому как «Умисні дії, вчинені з метою зміни меж території або державного кордону України на порушення порядку, встановленого Конституцією України (254к/96-ВР), а також публічні заклики чи розповсюдження матеріалів із закликами до вчинення таких дій – караються обмеженням волі на строк від трьох до п’яти років або позбавленням волі на той самий строк». А «Ті самі дії, якщо вони вчинені особою, яка є представником влади, або повторно, або за попередньою змовою групою осіб, або поєднані з розпалюванням національної чи релігійної ворожнечі, – караються обмеженням волі на строк від трьох до п’яти років або позбавленням волі на той самий строк».

Видите: речь идет не только о тех, что кто-то хочет оттяпать в свою пользу какой-то кусок украинской территории. Те, кто предполагает тот же кусок кому-то подарить – он в той же мере подпадает под действие ст. 110 УК. Поскольку конечной его (их) целью является покушение на целостность территории Украинского Государства. И это правильно. Ибо откуда нам знать, действует ли такой «вышиватник» по причине хронической глупости – или он состоит на содержании у разведывательно-диверсионных органов некой (скорее всего – соседней) недружественной нам державы?

Это затянувшееся предисловие я написал вот к чему. Призывы «ампутировать» Донбасс, хотя и стали более редко звучать после событий 11 июля в Мукачево, вовсе не прекратились. Нужно давать им посильный отпор. На особое внимание в этой связи застуживает интернет-ресурс «Zbruč».

Я убежден: подавляющее большинство «мастеров культуры», страдающих – назовем это так: сепаратизмом навыворот – просто… Ну, не будем называть их грубым словом «дебилы», но все же это ребята политически наивные, к тому же чрезвычайно слабые. Они и пишут-то свои, иногда весьма вычурные, творения по методе «потока сознания». То есть изливают хрупкие свои души непосредственно на бумагу. Или – сегодня – на дисплеи компьютеров. Век тому назад это называлось декадансом. Как назвать это явление сегодня – пусть думают философы и литературные критики.

А сил «поверить алгеброй гармонию», или, говоря проще, сопоставить свой «поток» с железобетонными реалиями бытия у этих «мастеров» к концу творческого процесса уже не остается. Но. Метод, годный для написания художественного произведения, совсем не подходит в жанре публицистики. Где холодная голова – совсем нелишний атрибут.

“Задобрить Путина»

Перейдем, однако, к примерам. Вот Александр Бойченко, как и следовало ожидать, автор из Западной Украины (не буду даже уточнять, Галичина это, Волынь или Подолье), завершает свою статью, посвященную европейским страхам перед Третьей Мировой, запальчивым постскриптумом:

«Є у мене – знаю з досвіду – трохи читачів, котрі вміють читати страшно прискіпливо, але при цьому щоразу якось примудряються не зрозуміти прочитаного. І вони – знаю з досвіду – зараз глибокодумно зауважать, мовляв, глянь, який непослідовний: то заявляє, що треба позбутися Донбасу, а то наводить приклад міжвоєнної Чехословаччини з відібраними у неї Судетами і твердить, що путінську Росію треба зупинити і пацифікувати. Де логіка? Пояснюю. Трапляються проблеми, які Україна може вирішити, а трапляються й такі, яких не може, бо вони далеко не лише українські. Донбас – це та проблема, яку ми можемо вирішити. Шляхом ампутації. Не для того, щоб задобрити Путіна, а для того, щоб не мати у своєму складі територій, які загрожують існуванню решти країни».

Смешно, что фамилия автора этого горячечного текста заканчивается на «–енко». То есть парень, с большой вероятностью – потомок тех переселенцев с Восточной Украины, может быть, даже из Донбасса, кого, по комсомольским путевкам, отправляли усмирять повстанческие края. Теперь он почитает своей обязанностью «усмирять» Донбасс. Путем радикального его отсечения. Смущает только эта «психоаналитическая» оговорка: «не для того, щоб задобрити Путіна». Причем здесь глава соседней державы, тем более что ублажать ты ее («главу») как бы не имеешь намерения? Ну, ладно, ладно – шучу.

Это и есть чистый «поток сознания», когда автору просто не приходит на ум додумать вылетевшую на свободу беспривязную мысль. А ведь мог бы остановиться на секунду и задуматься: «А каким, собственно, образом, «ампутация» Донбасса может устранить угрозу существованию остальной Украины? Это вопрос ко всем адептам хирургического вмешательства. Сколько раз читал страстные призывы избавиться от нарывающего региона – и ни разу ораторы не пытались живописать то, что в результате этой операции должно случиться. Ладно, не с Донбассом – им на него наплевать. Но – с покалеченной в результате страной.

А, ну, да. Да. Они же не футуристы. Они – декаденты. В будущее (future) заглядывать не приучены. Приходится делать это за них. И в первую очередь возникает вопрос: по какой линии рубить станем? Ежели по линии разграничения огня – так она уже проведена де-факто и даже де-юре (Минскими соглашениями). Или отскочим на административные границы Донецкой и Луганской областей? Оставив террористам только что возведенные укрепрайоны, промышленные гиганты вроде Новокраматорского машиностроительного, «Азовмаша», «Азовстали», северодонецкого «Азота»?

Уйдя из северных районов Луганщины и юго-западной части Донецкой области, мы оставим террористам великолепную продовольственную базу (сейчас в их распоряжении что-то около10% пахотных земель региона). Мы существенно увеличим мобилизационную базу для бандформирований. А с другой стороны, В Украину хлынут новые сотни тысяч беженцев.

…За всех не скажу, но лично я в таком случае  приеду в известный мне город, отыщу нашего… теоретика и заставлю умыться собственными кровавыми соплями. Иногда это лучший метод возвратить декадента к суровой реальности.

Буйство фауны

Что особенно забавляет в этих ребятах – так это их непокобелимая (примерно так) уверенность в том, что они в совершенстве владеют формальной логикой. Мало того, они еще и оппонентов своих упрекают в неумении мыслить логически. Наш заплутавший в трех соснах декадент – из этой породы. Вот еще одна долгая цитата из другого его творения:

«Просто кажучи, одна сторона вважає, що хлопці з центру й заходу України повинні й далі гинути за те, щоб від нас, не дай Боже, не відколовся заселений переважно здичавілою фауною заповідник, утримання якого загрожує економічною й гуманітарною катастрофою цілій країні. Інша сторона – та, де я – вважає прямо навпаки. Про що в такій ситуації можна дискутувати?».

То есть я, мои друзья, в том числе люди с докторскими и кандидатскими званиями, украинские поэты, актеры, музыканты – «здичавіла фауна»? Хороший аргумент, чтобы «откосить» от призыва в армию, которая защищает целостность страны. Очевидно, себя парень считает прямым наследником какого-нибудь графа Шенборна или всей австрийской аристократии скопом. Даром, что ли, он так напирает на логику:

«Зрештою, і раніше не було про що. Бо та сторона, де мене немає, якось примудрялася донедавна твердити, що на Донбасі живуть такі ж українці, як і в решті регіонів, але водночас, що на всіх нас – так званих свідомих українцях – лежить велика провина за те, що ми всі ці роки туди, на Донбас, не їздили, українську культуру не пропагували, цінності свої не прищеплювали тощо. То я з такими людьми – людьми, котрі не зауважують, що два ці твердження разом становлять класичну антиномію – дискутувати не вмію. Вмію тільки з тими, хто вчив трохи логіку і розуміє: або там живуть такі ж українці, як ми, а отже, їздити до них з агітбригадами не треба; або до них треба їздити з агітбригадами, а отже, там не живуть такі ж українці, як ми» .

Как-то даже расхотелось бить морду этому последователю Платона и Аристотеля, который, прямо вопреки собственному призыву, понятия не имеет, что такое индукция, что такое дедукция и как выстраиваются силлогизмы. Я уже не говорю про гегелевскую логику «тезис-антитезис-синтез»… Если ты не считал нужным ездить в Донбасс – откуда тебе известно про его «фауну»? А что касается вопроса, следует ли украинским деятелям культуры ездить к «таким же украинцам»?..

Прошерстил Интернет, и обнаружил, что наш диалектик пару лет назад побывал с визитом в Ивано-Франковске (сам он из другой области). На фото в «Галицькому кореспонденті» сам Юрий Андрухович смотрит на него влюбленными глазами. По «логике», ему нечего было там делать, поскольку «такие же украинцы» в залетных агитбригадах не нуждаются. Или он считает, что и в Прикарпатье буйствует одичалая фауна?!


Юрий Андрухович

А если серьезно, то в Донбасс следовало ехать как минимум из простого любопытства: «А чи правду кажуть, що у вас тут…» Подозреваю, парню элементарной смелости не хватило. Начитался про наши «разборки», заканчивающиеся – для проигравшей стороны – полетом в шурф вниз головой. «Та ну їх до бісової матері, цих клятих східняків».

Нуждается ли наша «фауна» в визитах подобных деятелей? Думаю, да. Ну, не стал же бы писатель с первых приветствий хамить хозяевам. А там, глядишь, к третьей рюмке все недоразумения и выяснились бы. В крайнем разе, к пятой.У нас живут «такие же» украинцы. Разница лишь в том, что украинской культуре в регионе противостоит сильнейшее инокультурное влияние – агрессивное, напористое, ко всему пользующееся мощной финансовой подпиткой. Украинский культурный слой у нас ничем не слабее, но такой материальной базы, как русской попсы здесь нет. А та, что есть – она скорее утягивает украинство в шароварщину. Так что визиты представителей европеизированной украинской культуры Донбассу никак не помешали бы.

Увы. Эти самые «представители» почему-то предпочитают вариться в своем собственном, наверное, очень уютном, но донельзя ограниченном мирке. Ограниченном – во всех смыслах этого слова.

Часть 2. ЛИНИЯ ОБОРОНЫ ПО «ЗБРУЧУ» или Как галицкая интеллигенция пошла по стопам Табачника

Сколько себя помню, всегда защищал галичан от диких нападок «бело-голубых» оппонентов. Но вот, сдается мне, пришла пора, когда приходится разворачиваться на 180 градусов и вставать на защиту Донбасса - от некоторых, не в меру продвинутых, представителей «Украинского Пьемонта», которые заперлись в своем «укрепрайоне».

Сакральный поток

Для галичанина интеллигентного водный поток, отделяющий Хмельницкую область от Тернопольской, имеет несколько большее значение, чем для всех остальных украинцев.

Здесь проходила некогда граница между Австрийской и Российской империями, потом – между Речью Посполитой и СССР… В общем, между Европой и Азией.

А поскольку вышеуказанная социальная страта однозначно позиционирует себя как европейцев, не весьма выдающаяся речушка (что-то вроде нашей Луганки) обрела сакральное значение. И оно день ото дня в непростых нынешних условиях крепнет.

Об этом свидетельствует не столько сайт «Zbruč» , а содержание непрерывающегося ряда публикаций достаточно известных в Украине и за рубежом авторов - Юрия Андруховича, Тараса Прохасько, Юрия Винничука и даже профессора политологии из Нью-Йорка Александра Мотыля.



Тарас Прохасько


Александр  Мотыль


Юрий Винничук

Все они, хоть и каждый по-своему, пытаются доказать неукраинский, а иногда и антиукраинский характер Донбасса. А доказав - предложить оптимальный, как им кажется, выход: отрезать «воспаленный» регион – и дело с концом.

Спорить с этим, как сейчас принято говорить, дискурсом – бесполезно. И вовсе не потому, что аргументы их отличаются железобетонной основательностью. Нет, они, скорее, напоминают бессвязное нытье обиженных непонятно на что младенцев. Но поскольку все вышеупомянутые интеллектуалы не только не младенцы, но взрослые мужики, причем все обросли бородками, детским лепетом их писания быть не могут. По определению. Не сразу, но я таки нашел разрешение этой загадки.

Однако сначала – примеры. Далеко вглубь сайта в поисках оных примеров забираться не пришлось – все цитируемые ниже опусы появились здесь в течение последнего месяца. И для начала – мой любимый ивано-франковский писатель Тарас Прохасько. Текст называется «Донбаська січ».

«Підліткові-татові, який був здібним і комунікабельним, почало подобатися хлоп’яче життя у Читі. Дещо кримінальне, дуже небезпечне, але вільне, воно чимось нагадувало полюблені у дитинстві книжкові історії про козаків. У кожному разі там також ідеалом була воля, яка протиставлялася панському гнітові і всіляким державним порядкам та організаціям. Там також були відважні і щирі хлопці, які зневажали і панівний суспільний лад, і всіх переляканих, які дбали тільки про миску каші і дисциплінованість упокорених», – делится Тарас воспоминаниями отца, в детском возрасте попавшего в сибирскую ссылку.

«Повернувшись на Галичину, тато разом з радістю відчував дивну ностальгію. Життя у карпатському містечку видавалося йому печальним. Треба було ходити до школи, бути послушним, всі – навіть його ровесники – у кожен вільний момент працювали на городах і сіножатях. Всі боялися міліціонера і ніхто навіть не здогадувався, що на світі існує бандитський шик – у інтонаціях, у афористичності висловлювань, у манерах рухів, у ході, у одязі, у погляді».

Сечь на Донце

Старшему Прохасько удалось реадаптироваться на малой родине и вырастить из сыновей добропорядочных галицких интеллигентов.

Но его опыт не пропал даром:

«Цю татову невибагливу історію я згадую тепер, коли хочу зрозуміти донбаських. Може, моя версія є надто літературною, але маю таке враження, що Донбас – це сучасне втілення колишньої Січі. Того українського феномену, який, з одного боку, став чомусь головним міфом нашої героїки, а з іншого – завжди унеможливлював всілякі державницькі наміри і спроби європеїзації.

Буваючи на Донбасі, я зауважив, що навіть вулицями своїх міст більшість тамтешніх чоловіків ходять так, як запорожці їхали на своїх конях, вступаючи в українські містечка. Щось дуже глибоке козацьке там дійсно присутнє. Якась інакша етика і естетика волі-свободи. Не кажучи вже про дуже матеріальні речі – селекційований століттями генотип паливод, бунтарів, втікачів, авантурників, нероб, рубак, схизматиків, відчайдухів, гедоністів, босяків, колонізаторів, упертюхів, отаманів, найманців. Козаків».

Если кто-то подумал, что сторонник отделения даже не Донбасса от Украины, а всей Украины – от Галичины, писатель пересмотрел свое отношение к нашему краю и восхитился свободолюбием его обитателей – тот допускает тяжелую ошибку. Это в представлении рядового украинца (галицкого – в том числе) запорожский казак – народный герой и защитник. Но рафинированный галицкий интеллигент думает не так.

В свое время мещанский Львов отказался открыть городскую браму казакам Богдана Хмельницкого именно по той причине, о которой пишет Прохасько: они босяки, авантюристы и головорезы. Эту наследственность он и усматривает в нас нынешних, эту параллель он пытается закрепить в сознании своих земляков. И делает вполне прозрачное заключение из своего этнографического экскурса:

«Можна припустити, що українська державність знову стала жертвою свого найгеройськішого міфу. А гречкосіям і реєстровим доводиться мучівно вибирати між ідеалами свободи як усвідомленої необхідності і небезпечної та безглуздої козацької волі».

Вот и попробуйте поспорить с такой неподдельно инфантильной логикой бородатого украинского классика. Разве что, воспарив на его литературные высоты, выдать пронзительной глубины роман (можно – биографический) о реальной жизни донецких… Гм! – сечевиков. Или он уже безнадежно запоздал?

Адепт холодильника

Позабавил опус Илька Лемка «Пролетарі – патріоти холодильника».

«Небезпека зрадницького пролетаріату висить над Україною сьогодні, як ніколи, і тому безперечно цікаво буде простежити, як протягом останньої чверті століття цей пролетаріат незмінно надавав перевагу ситому шлункові перед ідеалами патріотизму», – стращает своего читателя Илько Лемка ( в миру – Илья Васильевич Семенов, по виду – типичный приазовский грек, правда, родившийся во Львове).

Средоточие предательски настроенного пролетариата, по мнению бывшего чиновника Львовского горсовета, находится, понятно, в Донбассе, а потому…

Собственно, вывод, к которому приходит Илья Васильевич, некоторый шанс Донбассу все же дает. Раз дело в сытом брюхе – следовательно, вернуть любовь пролетариата к Украине можно будет подняв нормы довольствия для региона на уровень, превышающий таковой для России. Всего-то навсего. Ну, думаю, за этим дело не станет. Сама Россия нам и поможет, опустив собственных обывателей туда, где они пребывали едва ли не всю советскую историю.

Повторюсь: я здесь ни с кем не полемизирую – просто представляю взгляды наших галичанских братьев.

Слово профессора

Я даже с профессором Александром Мотылем не спорю («Ще раз про автономію Донбасу»,http://zbruc.eu/node/37734).

На сайте обнародована целая подборка его статей, в которых он с завидной регулярностью призывает к отсечению бунташного Донбасса, уверяя, что от этой операции Украине станет гораздо легче справляться со своими проблемами – экономическими, политическими, этносоциальными.

Строго говоря, трудно понять, зачем обитатель Нового Света целый год с такой настойчивостью долбит и долбит в одну точку: «Дайте Донбассу независимость! Дайте Донбассу…».

Кроме того, что такой подарок Захарченке и Плотницкому будет открытым нарушением Конституции Украины (т.е. уголовным преступлением), он просто развяжет руки Кремлю – и уже никто не сможет у него спросить: а что это вы, товарищи, подогнали в Донецк свежую батарею «Торнадо»? Кому какое дело, кого или что впустила на свою суверенную территорию суверенная «республика».

А если «республика» захочет пострелять по сопредельным украинским городам и весям – Кремль злорадно умоет руки… В общем, профессор, вы чушь порете. Но это я так, про себя…

И совсем уж умилил Юрий Винничук.

Его инвектива ценна тем, что он, вообще-то, ведет чисто филологическую дискуссию про «Провінційність журналістики» . Видать, сильно его достали уездные киевские борзописцы, раз он, неожиданно, быть может, для самого себя, вдруг выпалил:

«А найбільше дратує та цукеркова, та ненависна Австрія. Але вона такою була – цукерково-прецльово-струдльова, і ми її любили, і любимо, а ви, ті, хто ненавидять, ПАНАЄХАВШИЄ.

Вам заздрісно, що коли ваші предки задихалися у смердючій твані Расєї, західні українці дихали вільно, промовляли у Відні в парламенті і мали сотні періодичних видань? За всю незалежність у всій Україні не виходило і не виходить стільки літературних журналів українською мовою, скільки за Австрії»!

Опять таки – не спорю. Спорить не о чем, но…

«Привет от Димы»

Не знаю, стоял ли в этот момент пред взором писателя Дмитрий Табачник, но он чуть ли не слово в слово повторил все то, что когда-то экс-министр образования говорил про самих галичан.

Что галичане – «это лакеи, едва научившиеся мыть руки, которые практически не имеют ничего общего с народом Великой Украины ни в ментальном, ни в конфессиональном, ни в лингвистическом, ни в политическом плане». И что в то время, как эти селюки почитали за счастье устроиться конюхом или дворником в Вене, украинцы в Петербурге занимали посты канцлеров (как Безбородко) или водили в бой армии в звании фельдмаршалов (Гудович и Паскевич).

Не правда ли, зеркальные братья-близнецы ?

Или вот еще из Табачника («Галичанские «крестоносцы» против Украины»): «Многовековой человеконенавистнический эксперимент, проводимый Польшей, Австро-Венгрией, Третьим рейхом по превращению Галичины в антирусский, антиправославный и в конечном счете антиукраинский плацдарм, удался».

Если убрать эмоциональные оценки автора («человеконенавистнический эксперимент», «Третий рейх») – получается, он, по большому счету оказался прав. Пребывание в составе вышеупомянутых государств сделало галичан особым народом?

В одном Табачник ошибся – когда уверял, будто «антирусскость и антиукраинскость идеологии, навязанной Галичине извне, с помощью выращенной «пятой колонны», составляет основу для дальнейшего наступления и ее перенесения на Великую Украину».

Вот этого наступления как раз и нет. Есть отчаянная попытка – повторюсь, не Галичины, как таковой, а узкого круга ее интеллектуалов, отгородиться от остальной Украины виртуальными «блокпостами» и «укрепрайонами» на Збруче и отсидеться в своем уютном мирке, который они по какой-то неразгаданной мною причине считают истинно европейским.

Разумеется, были и там свои пассионарии, продвигавшие всеукраинский политический проект, но они, со временем, осели в Киеве, интегрировались в общеполитическую элиту и о возвращении «домой» не помышляют. Им там скучно. Ну, а те, кто остался…

Те, кто остался, пишу для «Збруча» (и других подобных масс-медиа) свои умные и скучные творения. С которыми потому не получится спорить по той простой причине, что апеллируют они не к нам, и даже не к официальному Киеву – а по большей части к своим единомышленникам в тайной надежде, что их там услышат и прижмут к любящей груди – к старушке Европе. Просто они уже устали надеяться, что вольются в европейскую семью вместе со всей Великой Украиной, и пытаются сделать это по частям.

Часть 3. Последствия употребления водки за Збручем и на Закарпатье или Уголовно-маргинальное единство Украины от Луганска до Чопа

На свой любимый с некоторых пор сайт «Zbruč» я и без того заглядывал регулярно, а после событий 11 июля в Мукачево вообще начал делать это по несколько раз в день. Надеясь, что его авторы хоть как-то отрефлексируют стрельбу в «географическом центре Европы». Уже почти месяц прошел с тех пор - а галицкие интеллектуалы молчок. Хотя должны уже прозвучать призывы о вреде пребывания дикого Закарпатья в составе Украины. Ведь даже в Донбассе до стрельбы на улицах дошло только через три месяца после начала беспорядков. А здесь ...

Самые большие в Украине европейцы

То есть, если быть точным, «Збруч» о Мукачево за первые две недели вспомнил - но в разделе новостей («Депеши») и затем в обзоре событий за неделю. Это все. Согласитесь, довольно странное равнодушие властителей мнений. Закарпатье - это же совсем рядом; тамошняя вспышка насилия может перекинуться через карпатские перевалы в кратчайшие сроки. Надо хотя бы теоретически быть готовым к подобному развитию событий. А они молчат. И я, кажется, понимаю их молчание. Ведь закарпатцев не упрекнешь тем, что они не жили под «конфетно-прецльово-струдльовою» Австрией (выражение Юрия Винничука, почерпнутое на том же «Збруче»). Жили, причем существенно дольше, чем львовяне или обыватели Станислава.

Если Галичина отошла к империи Габсбургов с 1772-го, то австрийский генерал (судя по фамилии, итальянского происхождения) Антонио Караффа взял Мукачевский замок Паланок еще в январе 1688, завершив тем завоевания Венгрии, в состав которой входило тогда Закарпатья. Я это пишу не для того, чтобы продемонстрировать свою эрудицию (хотя и для этого тоже). Просто Паланок я посетил в 2010-м, и меня тогда неприятно поразило количество памятных знаков с напоминанием именно о венгерской принадлежность замка - при почти сплошной отсутствия упоминаний о роли русинов.

Что касается Караффы, то о нем я узнал из таблички рядом со скульптурой Илоны Зрини, которая и сдавала ему замок. Зато информации, скажем, о Федоре Корятовича, который, собственно, поднял на этом холме первые каменные сооружения, не встретил. Может, с тех пор что-то изменилось? …

А действительно - что вообще думают о своих западных соседей галичане? Как они оценивают волыняк - знаю из целой кучи галичанских анекдотов, однако пересказывать их здесь не буду. Что касается закарпатцев, то только раз попались на глаза размышления Тараса Прохасько. Кажется, они были напечатаны в «Галицком корреспонденте», однако поиск на сайте газеты сегодня ничего не дал. Поэтому - тезисно. По мнению Прохасько, закарпатцы отличаются от его земляков определенной кротостью, и главной причиной этого является разная кухня. Точнее - культура употребления в застольях спиртных напитков.

Закарпатье, защищенное от холодных ветров горными хребтами, культивирует на своих землях виноградарство и, соответственно, виноделие, - считает писатель-франкивчанин. А по эту сторону Карпат пьют водку. Первые сто граммов 40-градусного (или более) питья делают мужчин замкнутыми и суровыми. А чтобы опьянеть от природного вина, его надо пить много, перемежая глотки легкой закуской и приятной беседой. Отсюда - душевная открытость и все остальные.

Я ему почти поверил, а потом нашлись люди, которые доказали мне обратное. Как от львовский философ Тарас Возняк:

- Вообще такое разделение есть, но оно касается Европы. Есть Европа, которая пьет вино, и есть Европа, которая пьет тяжелые напитки. Закарпатье должно было принадлежать к южным регионам по такому делению, но на самом деле там есть паленка, которая имеет 60 градусов. Сливовица, которая бьет совсем не менее, чем водка из свеклы. В этом смысле Украина - очень унитарное государство, водковыпивающая и саломзакусывающая. Такое наше единство невозможно преодолеть какими-либо искусственными конструкциями. В этой области наше единство стопроцентное. Что, собственно, и показали события в Мукачево 11 июля.

И еще ... так, к слову: советская власть пришла в Закарпатье на пять лет позже, чем во Львов.

Сверхчеловеческая сила бандеровцев

Справедливости ради следует сказать, что о Донбассе интеллектуалы «Збруча» в упомянутый промежуток времени тоже не вспомнили ни разу.

Правда, боковым зрением я увидел слов «Новороссия» в публикации Ивана Юзич, но когда открыл ее - увидел свою ошибку. Он вспоминал о «Новой России» времен появления в Москве первого «Макдональдса». Рядом сайт любезно выставил колонку с предыдущими произведениями данного автора, и уже в ней саданул в глаза его же «Донецкий вопрос» (http://zbruc.eu/node/22426).

У Юзича, пожалуй, врожденная потребность разочаровываться. Очарованного нездешним комфортом столовой нового (на тот момент) типа, его-то понесло туда, где юные сотрудники заведения перекуривали. И - о ужас! – Ребята и девчонки, которые только что ему приветливо улыбались, наедине с собой общались «отборным матом» и «швыряли» окурки себе под ноги. К чему это он? А к тому, что новая киевская полиция стоит наготове, чтобы выкинуть в его присутствии нечто подобное. Тогда, надо полагать, господин Иван вновь вернет себе душевное равновесие.

Но это цветочки по сравнению с ужасом, пережитым тонкокожим галичанином тридцать лет тому. С солидным гаком. История, им пересказанная, неожиданно оказалась мне очень близка.

Молодой лейтенант- «двухгодичник» во времена андроповщины попадает на переподготовку, поскольку, как шутили в советской армии, «Кто изучал «Шилку», тот служит на «Стреле», а кто «Стрелу» - на «Шилке». И на тех курсах он встречает Серегу из Донецка: «Крепко сбитый, ясноглазый, с непокорными кудрями ... Он прекрасно рассказывал анекдоты. Знал массу забавных историй из шахтерского быта». И отношения галичанина с представителем Донбасса сложились дружеские: "Мы вместе сачковали с занятий. По ночам отчаянно расписывали "пулю" ».

Здесь должен сказать, что с тем «Серегой» мы почти наверняка являемся однокашниками. На военной кафедре в нашем с ним ВУЗе изучали именно «Стрелу» и ЗСУ-23-4 (зенитную самоходную установку) «Шилка», причем институт я закончил в 1982-м, и если бы не служба в Советской армии еще до вступления, меня бы вполне могли призвать где в этот промежуток времени.

Но вернемся к нашему публицисту. Закономерное разочарование его настигло, когда настала пора разъезжаться по гарнизонам:

«Тогда вдруг Серега, оглянувшись по сторонам, спросил:

- Слушай, Иван, вот ты с Западенщины. Объясни мне. Бандеровцы, когда ловили беременную женщину, то загоняли ей руку в промежность и вырывали плод. А я давно думаю: ведь матка - это мешок из очень жестких мышц, правильно? Как можно голой рукой её разорвать? Бандеровцы обладали сверхчеловеческой силой? Они знали особый способ? Или еще как? Просвети, пожалуйста!

Я был ошарашен. Пытался убедить, что это какая-то ерунда. Но Серега не отступал:

- Нет, ты меня НЕ Сбивай. Про это ВСЕ знают! »

А вот это уже абсолютная ложь.

Что знают ВСЕ?

Конечно, я не могу утверждать, что подобного диалога на самом деле не было. «Серега», как его описал Юзич, очевидно был неплохой психолог, и подметив определенные черты товарища, просто мог его, как теперь говорят, «потроллить» напоследок. Но всерьез утверждать, будто ВСЕ знали о привычке воинов УПА описанным способом подвергать пыткам беременных женщин - такого быть не могло. Ибо я такого не знал. Хотя всю жизнь прожил в Донбассе. Мои друзья тоже не слышали.

Господа интеллектуалы, наверное, удивятся¸ но общаться с реальными участниками освободительной борьбы у жителей Донбасса тех лет было, может, не меньше возможностей, чем у галичан. Потому что после закрытия лагерей ссыльным из Западной Украины селиться разрешалось не дальше западных административных границ Донбасса. И они селились в таком количестве, что, например, когда из катакомб вышла УГКЦ, в моем родном поселке хватило прихожан, чтобы построить себе храм. Небольшой - но и поселок всего на 7000 жителей, и вокруг одни деревни. И ни у кого из местных это не вызвало никаких возражений.

Я даже больше сажу: тогдашние газеты ЭТОГО не писали! По крайней мере в 70-е - 80-е годы. Видимо, мы имеем дело с аберрацией зрения у господина Юзича. Конечно, в позднем «совке» имитировалась борьба с «буржуазным украинским национализмом», но без надлежащего запала. Настоящая пропагандистская война против «бендер» развернулась на восточных территориях только после того, как олигархат начал осознавать возможность своего проигрыша на парламентских выборах в 2002-м, а далее - по нарастающей.

До этого мы и не слышали «версий» о том, что еврейские погрома во Львове в 41-м творили подчиненные Романа Шухевича, и расстрелы в Бабьем Яру проводили они, и жгли белорусскую Хатынь ... Особенно напряженно в этих инсинуациях упражнялись как раз луганские «комсомольцы» в братском союзе с Костей Затулиным. Раз пять видел последнего на т.н. «антифашистских форумах», которые, за счет областного бюджета, регулярно устраивал председатель облсовета Валерий Голенко. Это уже не говоря о всевозможных фотовыставки, где за военные преступления украинских националистов выдавали фотографии, иллюстрирующие последствия психических расстройств.

Вот в этот период (и до сих пор), действительно, от «дамбасян» можно было услышать любую ахинею о «бандеровцев». Но и тогда это был довольно незначительный процент населения края. И еще интересный психологический момент: об этом пламенные агитаторы интер-нацизма кричали ПУБЛИЧНО и непрерывно. Наподобие российского телевидения в последние полтора года. А наш Серега приклепывался к другу в последний день из нескольких месяцев, судя из этого «оглянувшись по сторонам» - один на один с приятелем.

И вот сегодня патентованный галицкий интеллектуал считает нужным донести до своих единомышленников содержание той, почти интимной, беседы - которую по крайней мере один из собеседников считал лишним для чужих ушей. Зачем? А чтобы сделать вот такой вывод:

«Сейчас у всех на устах проблема Донбасса. Кто-то говорит: с ними надо разговаривать. Видимо, он знает, как. Я же - схватил шилом патоку».

Интересный, однако, способ у наших братьев по разуму на Западе общаться со «схидняками». С помощью шила. Как у них получится диалог с бывшими австрийско-подданными по ту сторону Карпат? Да и со всей остальной разнообразной Украиной?

Алексей РОЗУМНЫЙ,  для ОстроВа

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи