Привет из 90-х. Кто «убивает» инвестклимат воюющей Луганщины сильнее: обстрелы или чиновники в погонах?

10 августа прокуратура Луганской области сообщила о подозрении руководству предприятия «Рубежанский железобетон». Их подозревают в создании организованной преступной группы и хищении 2,3 миллионов бюджетных гривен. В соответствии с санкциями статьи 191 УК Украины, им грозит от 7-ми до 12-ти лет тюремного заключения. Если, конечно, вина железобетонщиков будет доказана. Впрочем, аргументация и доказательная база обвиняющей стороны вызывает недоумение, а подробности дела – саркастическую ухмылку.

Как утверждает адвокат обвиняемых Константин Татарченко, вина этих людей заключается в том, что они сумели воплотить в жизнь успешный бизнес-проект в зоне проведения антитеррористической операции, и осмелились не «делиться» с силовыми структурами.

Сторона обвинения в лице областной прокуратуры, в свою очередь, отмечает, что замдиректора предприятия, будучи специалистом в сфере теплоснабжения организовал на территории городов Рубежное и Кременная Луганской области «устойчивую преступную группу» для получения большой прибыли при оказании услуг бюджетным учреждениям Кременского района.

В прокуратуре настаивают, что с целью присвоения денег в особо крупном размере, обвиняемые путем «завышения количества необходимого оборудования для предоставления услуг… формально оформляли сделки на закупку материалов, с целью дальнейшего использования этой информации для формирования повышенного тарифа на поставку тепла, при этом реально используя значительно более дешевый материал – уголь». Таким образом, по данным правоохранителей, и были украдены бюджетные деньги.

Сторона защиты утверждает, что доказательная база прокуроров – хлам, а дело «тянут за уши».

История вопроса. Фирма «Рубежанский железобетон» в 2014 году выиграла тендер на поставку теплоносителя школе и больнице в Кременной с наиболее низким ценовым предложением среди всех участников. Цена – 1300 гривен за один гигакалорий. За свой счет фирма построила котельные, закупила оборудование, уголь, пеллеты, дрова и установила теплосчетчики, что дает гарантию потребителю о поставках тепла в том объеме и с той температурой, которая закреплена в договоре. По версии поставщиков, их предложение исключало обман, путем «недогревания» до нужной температуры.

«Такая ситуация не устраивала тех людей, которые занимались до этого данным видом деятельности, то есть предприятие, которое проиграло тендер. Некая госпожа Самарская, руководитель фирмы, проигравшей тендер, предоставила работникам правоохранительных органов исследования, доказывающее, что тариф существенно завышен. Это ее домыслы. Правоохранители использовали данное исследование для внесения сведений в ЕРДР в ноябре 2015 года. Единственным основанием для внесения в ЕРДР был рапорт какого-то оперативного работника Управления защиты экономики, что якобы предприятие «Рубежанский железобетон» завысило себестоимость теплоносителя и завладело бюджетными деньгами», - говорит адвокат обвиняемых.

А вот дальше начинаются знакомые многим бизнесменам постсоветского пространства «нюансы» родом из 90-х. Когда «Рубежанский железобетон» выиграл тендер, на фирму приехали те же работники Управления защиты экономики и предложили «сотрудничество». Оно выражалось в том, что предприятие должно было отдавать 10% от месячного дохода конкретным лицам Управления. По тем временам суммы могли доходить до полумиллиона. Впрочем, директор оказался не робкого десятка и сообщил о данном факте в военную прокуратуру, те, в свою очередь, подключили СБУ и взяли начальника Управления Юрия Белозерова и его подчиненного на взятке, во время передачи третьего «транша». Сейчас по делу полицейского-взяточника, вымогавшего у «Рубежанского железобетона» деньги, продолжается судебное разбирательство.

«Организация системных поборов с бизнеса – это основное, чем занимались и занимаются наши силовики. Увы, желания бороться со мздоимством в украинской полиции у министра Арсена Авакова нет. И сегодня в украинской полиции происходят те же самые процессы, что и в милиции, когда министром был Юрий Луценко. Как и тогда, после первых месяцев борьбы с милицейскими поборами, быстро восстанавливается домайданный произвол. И, по моему убеждению, разоблачение Юрия Белозерова стало одной из причин, по которой в мае 2016 года от должности начальника управления национальной полиции по Луганской области был отстранен Юрий Покиньборода. А на его место поставлен начальник областного ГАИ времен Януковича Сергей Комиссаров», - считает глава луганского отделения Комитета избирателей Украины Алексей Светиков.

После указанных событий в течение двух лет по делу о «бюджетных хищениях» «Рубежанским железобетоном» усиленно собирается вымышленная, по словам адвоката Татарченко, доказательная база. Изначально в ЕРДР дело было внесено по статье 366 части 1 – должностной подлог, но дело по градации уголовного кодекса относится к категории не тяжких. Однако, после проведения расследования для фактического подтверждения факта хищения средств, дело переквалифицировали по 191-й, части 5-й, а это уже особо тяжкое преступление. Наказание предусматривает тюремный срок до 12-ти лет с конфискацией имущества.

«Что такое 191 статья? Например, завскладом не может объяснить, куда делись 50 из ста привезенных ранее на склад пар обуви, поясняя происшествие мышами, съевшими обувь. То есть лицо имело доступ, и было материально ответственно – это 191 статья УК. В нашем случае, чтобы была 191-я, лица должны были распоряжаться бюджетными средствами, а это было исключено, потому что распорядителем бюджетных средств были отдел образования и больница. Они эти деньги заказывали в казначействе, проходили кучу процедур и согласований. Априори, изначально, 191-й здесь не может быть. Это надуманная статья, чтобы упаковать людей в СИЗО», - считает защита обвиняемых.

По мнению адвоката, преступная группа нужна прокуратуре для искусственного завышения показателей работы. Дальнейший шаг - отчет о проделанной работе вышестоящему начальству в Киев, где вряд ли кто-то станет выяснять подробности кременского процесса.

Один из неприятных для стороны обвинения фактов говорит о том, что исследование, прикрепленное к материалам уголовного дела, проводила некая г-жа Самарская, а именно представитель руководства «Гермеса», проигравшего тендер «Рубежанскому железобетону». У защиты на руках также есть заключение экспертов из харьковского института судебных экспертиз имени Бокариуса. Вывод – тариф экономически обоснован и даже занижен.

«Мне известно, что следователь по данному делу искала теплогенерирующую организацию, чтобы самой понять процесс. Она допрашивала одного человека в качестве свидетельства. Материалы эти к делу не подложены. Этот человек давно занимается установкой автономного отопления. Когда ему сказали, какой тариф предложил «Рубежанский железобетон» при участии в тендере, то он сказал, что сам бы такой тариф не предложил, а установил минимум 1400-1500 гривен, и обоснованно пояснил почему. Следователь либо не хочет понимать, либо преследует цель задавить конкретное предприятие», - говорит адвокат Татарченко.

Немаловажный нюанс – в деле нет пострадавших. В прокуратуре считают, что пострадало государство, но никакой аргументацией такие заявления не подкрепляют.

«То есть ущерб, как бы, есть, а потерпевших – нет. Обвинение говорит, что пострадавший – государство, но это слишком абстрактно. Государство должно быть в чьем-то лице. То есть конкретная школа или больница. Именно в школу и больницу следователь написала письмо, что выявлен причиненный ущерб, поэтому давайте вы будете потерпевшими. Они ответили, что к предприятию претензий нет, и ущерб не причинен. Потерпевшими они себя не считают. Услуга поставлялась в том объеме, который предусмотрен договором. Более того, цена одной гигакалории была утверждена на заседании исполнительного комитета Рубежанской мэрии. Была сессия районного совета, которая и утвердила цену. Эти решения сессии не отменены, договора, которые заключались, прокуратурой в судебном порядке не оспорены, даже частично не признаны недействительными», - утверждает сторона защиты.

Также стоит учитывать, что цена за услуги по теплоснабжению от Теплокоммунэнерго, работающего на старом советском оборудовании – 1800 гривен за гигакалорий. Предложенная «преступной группой» школе и больнице цена – 1300 гривен.

«Никто не принимает во внимание, что во время нахождения города Рубежное под контролем незаконных вооруженных формирований, у директора «Рубежанского железобетона» отжали имущества на 5,5 миллионов гривен, и было совершено покушение на жизнь. Никого не интересуют построенные им блокпосты для украинских солдат, как и закупленные на то время обмундирование и питание для украинской армии. Сейчас областная прокуратура «топчет» предприятия, занимающиеся поставкой теплоносителя, по всей территории области, потому, что на фоне нашего убогого региона, там всегда есть бюджетные деньги», - говорит адвокат Татарченко.

Сейчас досудебное расследование продолжается, позиция областной прокуратуры, как и стороны защиты, остается неизменной. Точку в тянущемся три года деле поставит суд. Впрочем, проигравший в этом процессе уже есть – это инвестиционный климат Луганской области. С учетом продолжающихся боев, привлечение инвестора в зону АТО – задача крайне сложная, а подобные «мутные» дела, как в случае с «Рубежанским железобетоном», и вовсе могут свести любые усилия на нет.

Так, по словам президента холдинговой компании «Сеймос», главы Всеукраинской ассоциации «Укрдержмолодьжитло» и гендиректора строительной компании «Мрия» (Северодонецк) Владимира Грищенко, в августе текущего года стало известно о срыве инвестиционного проекта по созданию крупного перерабатывающего предприятия в Северодонецке. Инвесторы отказались от первоначальных планов после детального изучения ситуации в регионе. Главная проблема – коррупция и давление со стороны силовых структур.

«Убедить рассматривать прифронтовую территорию для инвестиций было, мягко говоря, трудно, но удалось. В ходе работы выяснилось, что земельные участки, коммуникации, уровень образования рабочей силы в регионе и Северодонецке удовлетворял потенциальных инвесторов. Последним шагом перед принятием инвестором решения, было изучение условий ведения бизнеса в городе и области. С этой целью в Северодонецк выехала аналитическая группа... Вывод отрицательный, условий для эффективного ведения бизнеса в области нет. Аналитическая справка достаточно большая, но красной линией в ней проходит большой уровень коррупции со стороны власти, вмешательство силовых структур в ведение бизнеса с целью получения неправомерных доходов. Как следствие, инвестиции в область со стороны этих инвесторов не зайдут», - писал Грищенко на своей странице в социальной сети.

Как уточнил бизнесмен в комментарии «ОстроВу», его, как одного из идеологов проекта поставили в известность об отказе и в устной форме назвали причины во время встречи с руководством управляющей компании и представителем инвесторов. Сейчас названные инвесторы продолжают работу в Украине, изучая возможности для ведения бизнеса в других регионах государства, и для Луганщины это действительно печально.

«ОстроВ», Луганская редакция

Статьи

Страна
20.04.2024
10:00

Тучи на горизонте, или Почему у бизнеса "портится настроение"?

Валовой внутренний продукт (ВВП) за январь-февраль вырос на 3,6%, по данным Минэкономики. Не стоит забывать, что в январе 2023 г. зафиксировано падение на 32%, в феврале – на 26%. Сейчас - рост...
Мир
20.04.2024
09:31

"Трамп хочет, чтобы Конгресс принял решение о помощи Украине". Обзор западных медиа

Если Трамп вернется в должность и попытается протолкнуть мирное соглашение между Россией и Украиной, ему нужно, чтобы Украина имела сильную военную позицию
Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Все статьи