Понедельник, 22 октября 2018, 13:361540204614 Написать нам Реклама на сайте Мобильная версия English

Вверх

"Ночь индустриальной культуры в Луганске": от сверхзвуковых самолетов – к  шаровым кранам

Первый в Украине фестиваль «Ночь индустриальной культуры. Вторая смена», проводимый совместно Луганской и Донецкой областями, начался в Луганске 30 июня с экскурсии в мобильном музее-трамвае.

По замыслу организаторов, в ходе ее проведения все желающие могли ознакомиться с индустриальным наследием и потенциалом Луганска.

Для этого разработали специальный маршрут движения - на трамвайчике.

«Мы постарались рассказать о том, как начинался Луганск, какие вехи он прошел, — рассказала гид, сотрудник отдела городского совета по вопросам семьи и молодежи Наталья Куличенко.Не обошли вниманием и легенды, связанные с различными достопримечательностями города, и исторические факты. Подготовить экскурсию помогли работники музея истории Луганска, за что им большое спасибо.

Путь трамвая-музея охватывает три маршрута — трамваев №№ 6, 13 и 1. Мы это сделали для того, чтобы поучаствовать в экскурсии могло как можно больше людей, которые пользуются этим видом транспорта».

Идея, безусловно, хорошая. Однако ее реализацию правильнее всего будет оценить словами «как всегда».

То ли реклама мероприятия подкачала, то ли луганчане не слишком интересуются индустриальной историей родного края, но встречала мобильный музей, стартовавший от депо КП «Луганскэлектротранс», лишь жиденькая группа журналистов и несколько ребят-волонтеров в специальных майках и кепках с эмблемой «Второй смены».

Трамвай, как и было обещано, украшали фотографии, иллюстрирующие вехи индустриального развития Германии, Польши, Донецка и Луганска. Если честно, они не очень заинтересовали присутствующих.

Во всем остальном это был самый обычный — далеко не новый и отчаянно дребезжащий — трамвай. А нормальный микрофон организаторами экскурсии был почему-то не предусмотрен. Какое-то громко «рычащее» звукоусилительное устройство, правда, присутствовало, но это лишь усугубляло ситуацию.

Да и сама «трамвайная» атмосфера не очень настраивала на познавательный лад. Люди входили-выходили, торопились по своим делам, большинство из них поначалу вообще не могли «въехать», куда попали. А когда понимали — вот она, нужная остановка. Так что «стабильных» слушателей можно было буквально по пальцам пересчитать.

В рамках проекта трамвай-музей на протяжении трех часов честно курсировал мимо площади Победы, Острой Могилы, станкостроительного завода им. Ленина, ОАО «Лугансктепловоз», машиностроительного завода им. А. Я. Пархоменко, других наших «знаковых» мест. Правда, в ходе экскурсии не раз возникал вопрос: какое отношение к индустриальному потенциалу Луганска имеют, к примеру, ресторан «Перник» или многочисленные салоны по продаже импортных автомобилей, о которых добросовестно рассказывал гид? Видимо, задача у него была такая: не прерываясь, людей развлекать — под дребезжание колес и «рычание» громкоговорителя.

Пассажиры в большинстве воспринимали происходящее позитивно. Правда, толкового комментария практически ни у кого из них нам взять не удалось. Лишь одна из пассажирок рассказала, что привела детей на экскурсию целенаправленно — чтобы знали историю города, в котором живут. Да еще один пожилой мужчина попытался вспомнить, сколько промышленных предприятий было в Луганске во времена его молодости.

Зато за проезд в трамвае-музее никто не платил. Тоже неплохо. И все же, напомним, цели у мероприятия были несколько иные — помочь луганчанам оценить индустриальное наследие и перспективы промышленного развития города. При подобной организации они пока, увы, остались лишь благими намерениями городских властей.

Параллельно в  рамках проекта проходили еще две экскурсии: в Луганский музей истории авиации ( созданного на базе бывшего Ворошиловградского Высшего Летного училища штурманов им.Пролетариата Донбасса) и на завод «МАРШАЛ» ( бывший завод «Спецавтоматика»).

На этих маршрутах автобусов даже не хватало и людям приходилось в салоне стоять, тесно прижавшись друг к другу. Гид тоже не имела микрофона, и ее могли расслышать только сидевшие и стоявшие в первых рядах.

Объяснения экскурсовода походили больше на песнь казахского акына «пою то, что вижу». Например, когда проезжали по ул.Советской, гид сказала, что это самая длинная улица города .Когда повернули на ул. Оборонную – в поле зрения попал ресторан Перник и кинотеатр «Украина». О чем и сообщили луганчанам, и так неплохо об этом осведомленным. Затем, чувствуя свое бессилие, экскурсовод и вовсе замолчала.

Когда автобусы подъехали к КПП ВВАУШа, картина изменилась – нас встретил замечательный рассказчик, явно имевший отношение к авиации и потому чудесно разбиравшийся в технике.

По экспозиции музея можно изучать историю самолето- и вертолетостроения Советского Союза.

Как рассказывал экскурсовод, коллекция собиралась на территории всего СНГ. Здесь есть и уникальный экземпляр первого вертолета (40-х гг. ХХст), коллекция боевых и транспортных вертолетов , самолетов, и даже сверхзвуковых

Есть  замечательные МИ-6 ( самый массовый вертолет, который поднимал до 12 т груза), МИ-10 , боевые вертолеты, которые показали себя в Афганистане. В музее представлены  самолеты ТУ разных модификаций. Особенно впечатлил огромный « охотник» за подводными лодками, который мог заправляться в воздухе и сутками дежурить над океаном. Возле него экспонируется несколько самонаводящихся ракет и уникальная крылатая ракета, подвески для НУРСов ( неуправляемы реактивный снаряд).

В экспозиции представлены и знаменитые МИГи разных модификай. На одном из них летал летчик- космонавт в Комаров.Этот самолет привезен из Волгограда.

Достойное место занимает уникальный самолет, корпус которого построен не из дюрали, а из сверхпрочной нержавеющей стали. В свое время, благодаря сверхскорости он в три маха мог уходить от ракет и беспрепятственно фотографировать противника. Принимал участие в арабо-израильского конфликтах, когда СССР выступал на стороне Египта.

Также представлен самолет с вертикальным взлетом. Хотя, как уточнил экскурсовод , он уступал английскому ХАРРИЕРУ ( потому что имел три двигателя вместо одного), лишь эти две страны имели этот уникальный тип самолета.

Экскурсовод постоянно подчеркивал: «И мы кое что могли!». и рассказывал, сколько было приложено сил и любви, чтобы собрать эту коллекцию по городам СНГ.

Далее автобусы повезли желающих на завод «МАРШАЛ», получивший это название в 1992г. Ныне завод выпускает 5 тыс. разновидностей шаровых кранов и, с одной стороны, является примером того, как на базе старого завода, вырос, а точнее, не умер новый. С другой, - как в рамках культурной программы происходит политреклама для директора завода-кандидата от ПР г-на Горохова.

Пройдя по цехам, участники экскурсии увидели в основном ряды советских токарных, фрезерных, сверлильных и прочих станков ушедшей эпохи. « 92% нашего станочного парка мы собрали на территории СНГ, - не скрывал директор-экскурсовод. – Все станки прошли капремон, но именно на них мы до сих  пор  и работаем».

Из нового оборудования гостям показали южно-корейские обрабатывающие центры.

Особое оживление вызвал огромный шаровый кран, украшенный … 220 тыс. стразов. Женщины и дети тут же бросились фотографироваться на фоне подсвеченного, сверкающего и вращающегося изделия. Всем объяснили, что данное произведение демонстрировали на выставке в Москве. « Теперь ждем, когда какой-нибудь шейх выкупит», - улыбаясь, шутил экскурсовод.

По его словам, сегодня завод, на котором создано около 1000 рабочих мест, 90% своей продукции реализует за пределами Украины ( в основано - в России и Казахстане), имеет возможность развиваться : перед взором гостей предстала площадка, где в скором времени должен появиться еще один цех.

А в это время в центре в рамках программы  проходили культурно-развлекательные мероприятия, к ночи  завершившиеся фейерверком.

"Если организаторы хотели привлечь этим туристов и продемонстрировать красоту Луганщины, как индустриального края, то следовало бы подойти к вопросу с хотя бы каплей новизны, - поделилась своими впечатлениями 30-летняя  луганчанка Елена. - То, что происходило перед памятником Тарасу Шевченко, напоминает хорошо знакомую всем луганчанам передачу Каролины Полтавской «Народный хит». Те же конкурсы, викторины, нестройный хор голосов в ответ на простейшие вопросы об истории Луганщины (при чем здесь Вторая Смена?), и, само собой, награды эрудитам, которые выглядели бы гораздо ярче, если бы брали не количеством, а качеством. Как и излишняя экспрессия ведущей с пронзительными, скорее истеричными нотами (или это виноват микрофон?)".

«В целом программа праздника в сквере героев ВОВ напоминает свадебное шествие людей среднего достатка и интеллектуальных претензий, - высказал свои ощущения от праздника 24-х летний Максим. - Опять же, не в укор участникам сказано, - они отработали свой максимум, но есть вопрос к организаторам: в какие светлые головы пришла идея начать праздник с концерта оркестра муниципального театра музыки и песни, а закончить выступлением группы «Айагаш»? Может быть, это реализация идей о совмещении несовместимого, такой себе контрастный душ? Хотя по отдельности коллективы, в своем стиле, просто восхитительны. И они отработали свою программу на 100%, несмотря на технические неполадки звука. Вопрос в том, при чем же все таки Ночь индустриальной культуры к происходившему на «дураковке»?

В совокупности напрашивался вывод: вряд ли большинство «пересичных» луганчан, попавших на праздник не столько благодаря рекламе и грамотному промоушену, сколько благодаря субботе, хорошей погоде, громкому звуку и проходному месту (к слову, не очень чистому), смогут ответить на вопрос: что такое Вторая Смена и Ночь индустриальной культуры для Луганска? 

В Луганском областном краеведческом музее около 70-80 человек посетили экскурсии "Начало индустриального Донбасса", "Донбасс индустриальный -  20-60-е гг. ХХ ст.", "Промышленность Луганщины в современности".

«Нельзя не отметить энтузиазм сотрудников музея, с которым каждый, от охранника в вестибюле до научных сотрудников, отнесся к поставленной задаче, а именно – продемонстрировать промышленное наследие Луганщины и промышленный потенциал области. Однако экскурсии на тему индустриального Донбасса новизной не удивили, не в укор сотрудникам музея будь сказано, - поделился мнением 20-летний луганчанин Александр. - И подготовка и проведение экскурсионной программы – на высоте, единственное, что осталось за кадром – Вторая Смена. Одним словом, все здорово, познавательно и крайне интересно, но уж совсем непонятно, при чем здесь совместное мероприятие немцев, поляков и украинцев?».

Как сообщил координатор проведения мероприятия в г. Луганске директор общественной организации «Агентство устойчивого развития Луганского региона» Олег Михалев, «что- то получилось гораздо лучше, чем мы ожидали, что -то не получилось вообще».

«Однако, однозначно можем сказать, что  данный праздник планируется проводить ежегодно», – пообещал он.

Однако,  на сей раз обидно было смотреть на грязную, давно немытую, заплеванную главную площадь города им.Героев ВОВ, которую не привели  впорядок даже в честь праздника.

Газоны центра давно засыпаны окурками и фантиками. Всех устраивает?

Заместитель Луганского городского головы Александр Ткаченко  также пообещал включить данный праздник к список мероприятий в честь Дня города. Говоря об организационных моментах, Олег Михалев отметил ежегодный прогресс поляков в подготовке и проведении «Второй Смены», а потому выразил надежду, что и у луганчан все получится. «Я был в Польше, когда они делали Вторую Смену впервые – это было совсем не похоже на тот уровень, который достигнут сейчас. Думаю, что и мы проведем праздник в следующем году с большим размахом», - сказал он. Отвечая на вопрос о финансировании, Михалев отметил, что деньги выделены в основном немцами (GIZ), а также Луганским горсоветом (автобусы, бензин, охрана) и т. д

В том же, что у Луганска на сей раз не все получилось, что основной смысл происходящего для большинства луганчан остался скрытым, сомневаться не приходится.

Как утверждают специалисты, для Украины проблема возрождения и креативной перестройки промышленных зон, тем более - промышленных регионов, все еще остается экзотикой. В большей мере на протяжении всего перестроечного периода шел процесс разрушения «пафосного советского прошлого» и его «трудовых побед».

Однако в Великобритании, например, к делу подошли иначе. В начале 90-х гг. на правительственном уровне здесь принимается концепция творческой индустрии. В том числе, г.Ливерпуль. В Рурском бассейне в Германии пошли по аналогичному пути. В результате появилист так называемые площадки для изменения символического кода – в связи с закрытием промышленных предприятий и сворачиванием угольной отрасли. Дескать, творческие процессы сопутствуют введению новых технологий, и это позволяет реанимировать окружающую среду. Синхронно происходит возрождение экологии , а значит – возобновляются и социальные структуры общества. В результате в той же Германии бывший шахтный горно-обогатительный комплекс Цорьферайн стал признанным памятником мирового значения ЮНЕСКО.

Отдельные энтузиасты подобных проектов появляются и на Луганщине. Как уже писал ОСТРОВ, стахановчанин Владимир Авилов уже более десять лет пытается реализовать на Луганщине несколько достаточно интересных, но затратных проекта. По его мнению, полученный ресурс даст возможность сформировать поток туристов, который будет приносить в областной бюджет ежегодно по меньшей мере до 1 миллиарда гривен. Таким ресурсом, по его мнению, являются история и культура края, которые необходимо «втянуть» в сферу интересов крупного регионального бизнеса.

В частности, речь идет о проектах «Парк-музей промышленности Луганской области» под рабочим названием «Рудник», проектах «Парк передового периода» и «Интерсело».

« Краеведение, история, развитие технического Донбасса, а также туризм в сочетании с маркетингом – это сфера моих интересов, - рассказывает он. - Можете называть меня энтузиастом, одержимым краеведом, мечтателем – я не возражаю. Дело в том, что за последние 15-20-ть лет на постсоветском пространстве произошли фундаментальные перемены, сопровождавшиеся переходом от плановой экономики к рыночной, от жестко контролируемой политической системы – к менее предсказуемым демократическим процессам. Как и во всей Европе, в Украине происходит сдвиг в сторону постиндустриальной экономики, и, по мере осуществления интеграции Украины в мировой рынок, некоторые виды производства теряют свою конкурентоспособность. Однако нишей для дальнейшего развития региона, я в этом уверен, непременно должно стать применение интеллектуального капитала и использование его в сфере услуг. По сути, история и культура края являются тем ресурсом, в котором проявляется уникальность и неповторимость региона. Они отражают ценности, исповедуемые его жителями. Именно этот ресурс необходимо задействовать для возрождения Луганщины. Вот этот ресурс и представляет собой “капитал, не пущенный в оборот. Безусловно, лично я гостиницы строить не собираюсь, я выясняю и описываю причинно-следственные связи, по которым большой бизнес может и должен возникнуть у нас в регионе. У меня есть концепция, в которой это все описано. И я эту концепцию уже предлагал десятки раз и в Стаханове и в Луганске. Но дело с мертвой точки не сдвигается…».

Как рассказывает энтузиаст, начиная с 2003 г. он начал обращаться со своими проектами в разные инстанции, к разным людям, в том числе в органы местного самоуправления, ОГА, в том числе, в управления туризма, экономики « В конечном реализация этих проектов потянет за собой появление новых гостиниц, кемпингов, ресторанов, автозаправок, парковок, отделений банков и так далее, - говорил он. - Это и увеличит поступления в бюджет, улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе. Параллельно будет способствовать снижению напряженности в межнациональных и межкультурных вопросах» .

Можно назвать множество вселяющих надежду примеров. Такие американские города, как Лоуэлл, Бостон, Питсбург и Балтимор использовали местное партнерство и проекты в области культуры для того, чтобы привлечь инвестиции в районы, находившиеся на грани полного разрушения. Лоуэлл (штат Массачусетс), где основными отраслями промышленности были хлопковая и текстильная, в 1970-х годах также находился в полном упадке. Но затем в городе были запущены 22 проекта, направленные на переоборудование бывших складских помещений под нужды музеев, галерей, магазинов и ресторанов. Это помогло улучшить имидж города и привлечь новые коммерческие компании. Благодаря активной пропаганде и развитию культуры и спорта, Барселоне удалось создать новую концепцию города и стать культурной столицей, принявшей Олимпийские Игры. Британские города Манчестер, Лидс, Гулль и Бирмингем стали активно развивать туризм и новые творческие индустрии. В Китае ( г. Шеньчжень) был создан самый большой в мире по величине и оборудованию тематический парк “Прекрасный Китай” по истории, культуре, искусству и архитектуре страны. Парк занимает 300 тыс. м², вложено 12,2 млн. $. Он был открыт в сентябре 1989г., а уже в конце 1991г. полностью окупил все затраты. Все случаи возрождения городов через культуру роднит одно – стремление добиться успеха, опираясь на четко сформулированное видение проблемы. В решении и этой задачи ключевую роль сыграли городские власти , создав режим наибольшего благоприятствования, сведя нужных партнеров друг с другом, осуществив широкомасштабный маркетинг и пропаганду привлекательных аспектов города.

То есть, решающим фактором успеха является наличие “гениальной идеи”.

Во Франции стимулированием корпоративной поддержки культуры, социальной сферы и охраны окружающей среды занимается негосударственная организация - агентство “Admical”, которое объединяет около 150 коммерческих кампаний, участвует в лоббировании законодательства, благоприятного для корпоративной и частной поддержки культуры. В начале 1990-х годов, по мере сокращения государственного бюджета на культуру, государство начало рассматривать бизнес как возможный источник дополнительного финансирования культуры, особенно в области культурного наследия. При этом государство стремилось контролировать потоки средств, поступающих в культуру из сферы бизнеса и диктовать приоритетные направления спонсорства и иной корпоративной поддержки. Именно поэтому некоторые налоговые льготы, инициированные государством, себя не оправдали. Наконец, в 2003 году был принят совершенно новый закон, предполагавший уникальные налоговые преимущества для тех, кто осуществляет поддержку культуры, и в то же время гарантирующий организациям культуры независимость и свободу творчества. Закон от 1 августа 2003 года создал необычайно выгодные налоговые условия для корпоративной филантропии. Он позволяет компаниям вычитать до 60% от суммы взноса в пользу социальной сферы, включая культуру, непосредственно из суммы подоходного налога (а не из налогооблагаемой базы) – в общей сумме до 5% от оборота компании. Размер взноса, превышающий указанную сумму, может также быть вычтен из налогов в течение пяти последующих лет. По мнению специалистов агентства “Admical”, ситуация с финансированием в сфере культуры резко улучшилась. Так, в течение двух лет после вступления закона в силу коммерческими компаниями во Франции были открыты 33 новых корпоративных фонда поддержки культуры.

Напомним, суть проекта Авилова «Рудник», разработавшего и  оригинальный макет шахты-музея. « Ничего подобного у нас никогда еще не было, - уверяет энтузииаст. - Дело в том, что в настоящей шахте организовать музей крайне сложно, есть масса проблем, которые создают большие сложности в использовании настоящей шахтной выработки. Донбасские угольные шахты непредсказуемы в части выбросов газа метана, создающего частые взрывоопасные ситуации с трагическим исходом; в подземные выработки проникает не только метан, но и радиоактивный газ радон; для музея в шахте требуются значительные расходы на мощную вентиляцию, на мониторинг усадки пластов, целостности и безопасности крепи, на откачку (дренаж) воды и пр. Предлагаемая модель музея свободна от перечисленных недостатков.

Я разработал макет «ненастоящей» шахты. Но если вы будете находиться внутри, вы не почувствуете никаких отличий. Это здание в форме террикона. Он либо затонирован, либо имитируется «под породу». Площадь для экспозиций внутри должна составить 5-6 тыс. кв. метров. Высота здания – метров тридцать, это высота обычной девятиэтажки. А под землей находится условно подземный гараж, где находятся различные участки крепи. То есть имитация их. Но когда человек будет внутри, с фонариком, то он, безусловно, не отличит интерьер музея от настоящей шахты. Причем, я предлагаю вариант « шахты-трансформера»: секции должны раздвигаться, смещаться. И здесь будет все «по-настоящему»: микроклимат, высокая пропускная способность, можно будет даже младенца вносить и не бояться. Там будут театрализованные моменты, имитация шахтерского поселка, халупки, мазанки, базар, ярмарка. (Проект музея «Рудник» представляет собой комплекс надземных и подземных сооружений). Сооружения являются макетами и воссозданными копиями ранее существовавших построек и конструкций. К надземным сооружениям относятся: террикон/породный отвал, копер/подъемные механизмы, здание ствола, бункер, эстакада и другие атрибуты угольной шахты; контора рудника, хозяйственные постройки, кузница, механические мастерские; жилой поселок. Подземные сооружения находятся на глубине до нескольких метров и состоят из лабиринта выработок, забоев, ям кустарных промыслов. Посредством театрализованных реконструкций отображаются процессы и способы добычи полезных ископаемых в различные исторические периоды. Посетители смогут увидеть добычу кремния, руды, каменного угля, начиная от кустарных способов и до современных механизированных технологий, быт шахтеров и служащих, а также лично поучаствовать в различных процессах и обрядах. Участником театрализованного действа безусловно должен стать и «дух донбасских рудников» или шахтерский домовой Шубин - недра земли и уголь принадлежат духу рудника, хранителю подземных богатств. Хорошим людям он помогает, плохих - навсегда оставляет под землей.

Вот как это, например, может быть представлено: в крутом склоне кряжа дикого камня, выходящего на поверхность земли, пробита штольня. Иногда посетители музея могут увидеть, как из темной дыры появляется косматый, бородатый старик высокого роста. С киркой в одной руке, в другой - масляная лампа “каганец”. Рядом его постоянный спутник - козел. В подземных выработках Шубин возникает неожиданно. Кирка символизирует стихию. Трещит и ломается крепь, рушится кровля - это гневается Шубин. Блеяние козла, иногда, напоминает звук выходящего из пласта газа - опасность. Также персонажами представления могут стать: первооткрыватели каменного угля; владелец рудника, управляющий; коногон, крепильщик, лампонос, подростки и женщины по сортировке угля , как и откатчик, десятник, штейгер и др. Примерная площадь комплекса - 15 га.

Необходимо, конечно учитывать и историческую привязку к местности. Это может быть местность по речке Беленькой и в балке Скелеватой, где в 1721 г. впервые в Донбассе открыли каменный уголь. Террикон, или породный отвал, является не только одним из атрибутов угольной шахты, но и неотъемлемым элементом донбасского индустриального пейзажа, одним из его символов. Поэтому, в форме террикона, предлагается оригинальное здание музея, представляющая конусообразную сборную железобетонную конструкцию, наружная поверхность которой отделана “под породу“, имитирована облицовочными строительными материалами, стеклом. Остекление с тонировкой может иметь наклонная поверхность в форме гиперболы фасада сооружения или весь террикон. Внутри может располагатся: супермаркет (сувениры, изделия промыслов и пр.), конференц-зал, офисы, площади для выставок и экспозиций других музеев; искусственные пещеры, в которых выставлены коллекции минералов, пород, а также отдельно площадка-кафе для посетителей. Предлагается во внутреннюю поверхность пещеры вмонтировать специальные светильники, которые представляют собой цветомузыкальное устройство. Элемент интерьера: миниатюрное озеро с дном, усеянным цветными камнями; кунсткамера с необычными находками в шахтах. При высоте конуса в 25 метров площадь внутренних помещений может составлять 5000-6000 кв.м.Для показа технологических процессов может использоваться насыпной террикон небольших размеров». 

Однако, напомним, что данный проект, ( свидетелями которого луганчане стали 30 июня), одновременно реализуется и в Донецке.

Здесь, как отмечают эксперты, в данном направлении предпринимаются более активные шаги . Энтузиасты из числа творческой интеллигенции начали рассматривать бывшие промышленные объекты советского периода как промплощадки для инновационного развития. Дескать, индустриальному наследию вполне можно придать новое качество, если подойти к нему с пониманием и креативностью. В результате можно получить огромную площадку для творческих экспериментов, способных не просто изменить мрачный имидж Донбасса, но и посодейстовать закрепить Украину на культурной карте Европы в качестве государства с динамической современной культурой.

Основания для таких надежд в Донецке дали первые шаги Международного благотворительного фонда «Изоляция. Платформа культурных инициатив» и одноименного арт-центра, созданного по инициативе мецената Любови Михайловой.

Старые промзоны с пафосом коллективного труда, конвеерной дисциплиной и механистической отстраненнос тью до известной степени являются антитезой для арт-среды, которая немыслима без творческой свободы, считает журналист Николай Скиба. Вот в Донецке, дескать, сделали первые шаги, чтобы вмешаться в промышленное пространство «с уважением к индустриальному наследию».

«Современные девелоперы, получив в свое распоряжение старые предприятия, нередко действуют по пролетарскому принципу «до основания , а затем…». Создавая стандартизированные бизнес-центры или торгово-развлекательные комплексы, - рассказывает Скиба. - В результате памятники промышленной эпохи очень скоро могут остаться разве что на фотографиях».

По мнению специалистов, именно в масштабах таких промзон могут меняться «символические коды городской среды» - реализоваться те формы искусства, которые в классических институтах остаются нераскрытыми и невостребованными.

Наталия Кононова, Марина Савинова, Артем Брюханов, ОстроВ г.Луганск 



ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ ВИДЕО

Погода
Погода в Киеве
Погода в Донецке
Погода во Львове
Погода в Симферополе

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер: