"Ответственность за продолжающиеся боевые действия будет возложена на Украину". Обзор западных СМИ

Предложение президента РФ Владимира Путина ввести миротворцев ООН на линию разграничения на востоке Украины вызвало бурю реакций у западных обозревателей, никого, однако, не введя в заблуждение. Все они констатировали, что изначально задействования "голубых касок" на Донбассе требовала именно Украина, Россия же неизменно эту идею саботировала. Чем же, в таком случае, была "инициатива" Путина, и почему она не пришлась по душе западным политикам и журналистам?

Трюк не удался

Как отметили в The Associated Press, сообщение которого опубликовал The New York Times, "Соединенные Штаты настороженно приветствовали предложение России отправить миротворцев ООН на восток Украины, но настояли в среду, что эти силы должны быть задействованы по всей затронутой войной восточной Украине, а не только на линии соприкосновения. Силы ООН "стоит попробовать", отметил Государственный департамент на следующий день после того, как президент России Владимир Путин заявил, что его страна будет просить Совет безопасности ООН отправить миротворцев патрулировать линию фронта, разделяющую украинские войска и поддерживаемых Россией сепаратистов. В США сказали, что такие силы могли бы защитить украинцев всех национальностей и помочь восстановить власть Украины. "Любая такая сила должна иметь широкий мандат на мир и безопасность по всей оккупированной территории Украины", — сказала пресс-секретарь Государственного департамента Хизер Нойерт… Внезапное обращение Путина к силам ООН было встречено с робким оптимизмом странами, которые работали над разрешением кризиса, при том, что Украина тоже давно выступала за миротворцев ООН. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль сказал, что это показывает, что "Россия совершила поворот в своей политике, который нам не стоит упускать"".

"Однако сразу же проявившаяся проблема может уничтожить перспективы соглашения: противоречия относительно рамок миротворческого мандата, — продолжался текст AP. — Путин настаивал, чтобы миротворцы были задействованы только вдоль линии, которая разделяет территории, контролируемые повстанцами, и те, что находятся под контролем украинского правительства, и на которой происходят столкновения. Во вторник Путин сказал журналистам, что миротворцы должны помочь в гарантировании безопасности международным наблюдателям, отслеживающим соблюдение перемирия, о котором было условлено при посредничестве Германии и Франции в 2015 году. США и Украина обеспокоены тем, что задействование миротворцев только вдоль линии соприкосновения могло бы на деле упрочить статус этой линии как новой де-факто границы между контролируемой Украиной территорией и территорией под контролем сепаратистов на востоке страны. США и Украина хотят задействования миротворцев по всему контролируемому сепаратистами региону вплоть до украинско-российской границы. США давно обвиняют Москву в отправке военного оборудования и даже российских солдат через эту границу на восток Украины для поддержки сепаратистов".

В польском журнале Polityka также констатировали, что "идея размещения на Донбассе сил ООН не нова, только вот до сих пор все предложения, поступавшие из Киева, о введении миротворческой миссии на Донбасс саботировались Кремлем. Россия блокировала также возможность рассмотрения их Советом безопасности ООН. Известно, что президент Порошенко планировал официально добиваться размещения миротворческих сил на Донбассе во время назначенного выступления на форуме Генеральной ассамблеи в конце сентября этого года. Тем временем Путин опередил его план, и это он теперь "распорядитель" этого предложения, он выдвигает условия. В любом случае, он приказал, чтобы российский МИД срочно подготовил проект соответствующей резолюции и внес его в Совет безопасности ООН. Соответствующей — то есть, такой, которая будет на руку Москве. Нельзя исключать, что Кремль рассчитывает на участие российских солдат в миссии".

"Сложно удивляться тому, что слова Путина вызвали острую реакцию, — писала Polityka. — Возможно, это и было нужно. Априори известно, что все попытки размещения на востоке страны российских солдат в голубых касках были бы неприемлемым для Украины предложением. Киев воспротивится. Вывод будет очевиден: Россия хочет разрядки и мира, а Киев желает подогревать конфликт. Кремль — голубь, Киев — ястреб, ситуация выглядит иначе, чем изображает перед всем миром президент Порошенко. И создается впечатление, будто Путин попал в точку, потому что уже на следующий день немецкий МИД устами своего шефа Зигмара Габриэля заявил, что если предложение Путина — правда, им стоит воспользоваться".

Зигмар Габриэль был единственным из западных топ-политиков, сделавшим вид, что считает предложение Владимира Путина искренним и воспринимает его всерьез. Наибольшую критику вызвало его заявление, что ЕС может снять санкции с РФ, если та действительно пойдет на реализацию озвученного плана.

По мнению корреспондента немецкой Die Welt, "это выглядит так, будто он только и ждал от Москвы какого-нибудь "конструктивного" сигнала, чтобы на серебряном подносе преподнести хозяину Кремля извещение об отказе от своей солидарности с воюющей за дальнейшее существование ее суверенитета Украиной. Мнимой готовности государства, занявшего чужую территорию, не стрелять первым в тех, на кого оно напало, по логике Габриэля, достаточно для возвращения выгодной "нормальности" в отношениях с ним".

"Модель последней дипломатической псевдоинициативы Кремля понятна: при неприемлемом для нее предложении Украина будет вынуждена уйти в оборону, и ответственность за продолжающиеся боевые действия будет возложена на нее. Таким же образом аргументация здешнего путинского лобби преследует цель заклеймить Киев упрямым нарушителем мира", — подчеркнул он.

Бывший министр иностранных дел Швеции и один из наиболее заметных сторонников Украины в ЕС Карл Бильдт в статье для The Washington Post тоже написал, что "миротворческий" план Путина "изображает конфликт внутренним делом Украины, давая прикрытие находящимся там российским войскам, а также контролю над иностранной границей".

По мнению Бильдта, "Кремль явно глубоко обеспокоен сообщениями о том, что администрация Трампа всерьез раздумывает о поставке Украине современного оборонительного оружия. Это значительно усложнило бы любую будущую попытку России ударить по Украине ее регулярными военными частями, как она это сделала в августе 2014 года и в феврале 2015. Такого типа военные удары явно рассматриваются Кремлем как ключ к управлению конфликтом. Без такой возможности, я подозреваю, Путин побоялся бы оказаться в состоянии медленного соскальзывания к окончательной потере российских позиций в Украине".

"Администрации Трампа определенно стоит приступить к поставкам оружия: зачем отказывать Украине в праве защищаться? — Продолжается его комментарий в The Washington Post. — Но Соединенным Штатам и Европейскому Союзу следует в то же время рассмотреть вопрос миротворчества. Они должны вывести Путина на чистую воду и инициировать предложения относительно полноценной миротворческой миссии для реализации Минского соглашения, которое включает выборы на оккупированных территориях, отвод российских войск и возвращение Украине контроля над ее границей. Прецедент есть. Сильная миссия ООН взяла контроль над сепаратистской сербской частью Хорватии, разоружила ее, привела в порядок руководство и постепенно восстановила ненарушаемость международной границы между Сербией и Хорватией. Это ни в каком отношении не было идеально, а сепаратистские районы Донецка и Луганска намного крупнее. Задача экономического восстановления здесь также намного масштабнее. Но в сравнении с урегулированием в Афганистане, попытками взяться за работу в Ираке или получением в рабочем состоянии новой Сирии это мизер".

Новые связи

Несмотря на такой доброжелательный к ней внешнеполитический фон, Украина в течение прошедших двух недель неоднократно становилась объектом критики в связи с ее внутренними неурядицами, никак не связанными с войной и Россией.

Как написала The Financial Times, "с середины 2016 года темп реформ заметно замедлился и сегодня, можно сказать, стагнирует. Реформы едва ли начались в таких важных областях, как судебная система, прокуратура, мощная служба безопасности и избирательная система. Без быстрых фундаментальных реформ Украина не обеспечит стабильную демократию и верховенство права. Она вернется до уровня общества вроде того, что было до Майдана, с олигархами, политиками и чиновниками, делящими между собой политический и экономический пирог, блокирующими модернизацию и оставляющими украинских граждан бедными и политически непредставленными. Соглашение об ассоциации обязывает Украину в четкие сроки активно работать в направлении глубокой и устойчивой демократии, верховенства права и эффективного управления. Эти принципы являются "важными элементами" соглашения, которое содержит положения относительно борьбы с коррупцией и создания независимых, справедливых судов. Стало, однако, более чем понятно, что есть мощные силы, которые работают над тем, чтобы заблокировать прогресс, и пытаются повернуть вспять успешные реформы".

"Эти силы связаны с мощными олигархами и лицами, доминировавшими в домайданном обществе Украины, — поясняли авторы статьи в FT. — С их деньгами и влиянием они способны сохранять власть над парламентом, президентом и судами. Пассивность украинского президента, правительства и парламента, а также кампания против реформаторов, говорит о серьезных нарушениях обязательств Украины по соглашению об ассоциации. Это соглашение дает ЕС право принимать "любые необходимые меры", если он решит, что Украина не выполняет своих обязательств".

В другой своей статье The Financial Times  коснулась реформ в контексте украинско-российского конфликта, который, кроме того, что лишил Украину контроля над частью ее территории и границы, нанес ощутимый удар по ее экономике. Кроме прочего, Россия в настоящее время работает над экономической изоляцией Украины, реализовывая инфраструктурные проекты — с дорогами, железнодорожными путями и газопроводами — которые обходят нашу страну.

Как говорилось дальше в этой статье, "попытки России экономически изолировать Украину делают настоятельным для Киева налаживание торговых и транзитных связей с Западом. Отчасти украинская торговля уже переместилась от России к ЕС, на который в 2016 году пришлось 37 процентов украинского экспорта, тогда как в 2012 году приходилось 25. Этот показатель должен продолжать расти в связи с ратификацией Европейской Комиссией в июле 2017 года соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Однако даже при том, что объем украинского экспорта в ЕС вырос, он упал в стоимостном выражении. Переориентирование также пришлось преимущественно на сельскохозяйственную продукцию, в то время как промышленные товары пострадали, поскольку мало какие украинские производства конкурентоспособны в ЕС".

"Обновление инфраструктуры помогло бы, — предположили в FT. — Украина имеет одну из крупнейших железнодорожных сетей в Европе, но ее подвижной состав ветшает и требует замены. Соотношение автомагистралей к общей территории в Украине далеко отстает от показателей других европейских стран, и большинство дорог не отвечают международным стандартам". Требуется также модернизация промышленных предприятий.

"Все это потребует инвестиций, что означает, что Украина должна привести свой дом в порядок, — продолжали в британском издании. — Киев очень медленно продвигается в реформах по уменьшению коррупции, привлечению зарубежных инвестиций (например, относительно права иностранцев владеть землей) и приватизации государственных предприятий".

"Западное окно Украины не будет оставаться открытым навечно", — предупредили напоследок в The Financial Times.

Немного об инфраструктуре, связывающей Украину с ЕС, написала также Gazeta Wyborcza. Как сообщила она, "на Экономическом форуме в Кринице было объявлено, что в 2018 году появятся четыре пограничных пункта пропуска с Украиной. В бюджете на такие проекты есть, однако, от силы 50 млн злотых. А строительство нового пункта пропуска стоит свыше 100 млн злотых".

"Строительство и модернизация пограничных пунктов пропуска объявлены после встречи глав польского Сейма Марека Кухциньского и Верховной Рады Украины Андрея Парубия, — поясняли в польском издании. — Эта инвестиция была бы важным жестом в отношениях Варшавы с Киевом и имела бы значение не только политическое. На 542 км границы с Украиной есть только восемь автомобильных пунктов пропуска и шесть железнодорожных. На 556 км границы с Германией до вхождения Польши в шенгенскую зону действовало 36 пунктов пропуска".

Обзор подготовила Юлия Абибок, "ОстроВ"

Статьи

Мир
19.03.2024
05:50

«Пока мы не победим окончательно, устанавливать такую зону было бы преждевременно». Российские СМИ об Украине

"Какое же это потрясающее чувство, когда тебе не стыдно за свою страну. Не потому, что твоя Родина всегда и во всем лучшая. Вовсе не во всем и далеко не всегда. А потому что после сокрушительного поражения в холодной войне Россия отказалась принять...
Донбасс
17.03.2024
19:51

Выборы в "ДНР": "наблюдатели" с автоматами, пляски донецкого "мэра" и "геополитик" из Италии. Обзор СМИ оккупированного Донбасса

На минувшей неделе СМИ оккупированного Донбасса изо всех пытались продемонстрировать, что выборы президента чужой страны на аннексированных территориях Украины проходят, законно, прозрачно и честно. При этом зачастую левая рука не знала, что делает...
Страна
16.03.2024
14:16

Выплаты переселенцам: кто останется без помощи

С 1 марта в Украине изменился подход к предоставлению государственных выплат внутренне перемещенным лицам. В результате – ежемесячных пособий лишились около миллиона украинцев.
Все статьи