"Никакое оружие не защитит…". Западные СМИ об Украине

Возможность поставки в Украину летального оружия была одной из самых обсуждаемых тем в западных СМИ, касавшихся "украинского вопроса". Она снова стала актуальной вслед за введением новых санкций Соединенными Штатами в отношении России.

Как сообщил The New York Times, "предложение о поставке, которая включала бы также противотанковое оружие, определяющееся как оборонительное, поступило в период, когда усилились бои между украинскими войсками и поддерживаемыми Россией сепаратистами, а Соединенные Штаты предприняли шаги по противодействию военным действиям Москвы. План Пентагона и Государственного департамента был представлен Белому дому, но никакого решения принято пока не было,- сказал чиновник министерства обороны на условиях анонимности, поскольку говорил о предложении, которое еще рассматривается. Был ли посвящен в него президент Трамп, неясно".

Спор между Киевом, Вашингтоном и Брюсселем о предоставлении Украине летального оружия велся с самого начала войны — с отрицательным для Украины результатом. То, что эта тема снова появилась в повестке дня США, западных обозревателей несколько удивило. И вот почему.

Как отмечали в The Washington Post, "остается непонятным, что может изменить, и может ли вообще, поставка неизвестного количества "Джавелинов" в боях, которые преимущественно свелись к артиллерийским обстрелам и ночным стычкам на никем не контролируемой территории. "Эта идея исходит не из политики или стратегии" и может указывать на политическое решение, а не военную необходимость,- говорит Майкл Кофман, эксперт по украинскому конфликту и старший научный сотрудник в Центре Вильсона, вашингтонском аналитическом центре".

""Джавелин" — это управляемая противотанковая ракета, которой стреляют с плеча, использующая инфракрасное излучение для определения и отслеживания целей на расстоянии до без малого трех миль (около 4,8 км. — "ОстроВ"), — поясняли в американском издании. — Весом приблизительно 50 фунтов (около 23 кг. — "ОстроВ"), эта боеголовка достаточно легка, чтобы ее мог нести солдат. Она может захватить цель, определив тепловую сигнатуру всего в несколько градусов. "Джавелин" выпускает ракету под крутым углом, чтобы упасть на цель сверху, что особенно ощутимо, когда целью являются бронированные машины вроде танков,- сказал Кофман,- из-за относительно тонкой брони на верхней части таких машин".

"Однако танковые столкновения сравнительно редки после пика боевых действий в 2015 году,- отметил Кофман. По его словам, танки, которые предоставляет сепаратистам Россия, сегодня обычно используются как мобильная артиллерия, слишком далеко для того, чтобы украинские войска могли пройти и выстрелить "Джавелин"".

Поэтому, продолжала The Washington Post, "поставка "Джавелинов" — это нечто вроде сигнала о мощном устрашении со стороны Вашингтона". "Украинцы хотят, чтобы США предоставили им оружие как заметный сигнал Киеву и Кремлю", — сказал он (Кофман - "ОстроВ"). Ведь, отметил он, есть другие важные приоритеты, например, системы зашифрованной связи и разведывательные беспилотники, которые подкрепили бы уже предоставленные США устройства, используемые украинскими войсками, но являющиеся менее современными, чем оборудование в руках у поддерживаемых Россией сепаратистов".

Уязвимости

Идея американских чиновников все-таки поставить Украине оружие стала публичной как раз тогда, когда западная публика получила основания утратить остатки своей симпатии к Украине. К лишению экс-президента Грузии и бывшего главы Одесской ОГА украинского гражданства западные обозреватели отнеслись с понятным подозрением. The New York Times  в связи с этим отмечала, что "грузины, переехавшие в Украину, чтобы присоединиться к правительству после 2014 года, были мощной скрытой силой, работавшей над переустройством бюрократии этой страны. В соответствии с украинским законом о государственной службе они должны были отказаться от грузинского гражданства и принять украинское". История Саакашвили, говорилось дальше в этой статье, "создает прецедент, который может открыть путь к лишению грузин гражданства и отстранению от постов, что прекратит антикоррупционные действия".

"Один из чиновников кажется особенно уязвимым, - считает Сергей Лещенко, депутат и антикоррупционный активист: Гизо Углава, заместитель директора Национального антикоррупционного бюро Украины, — писала The New York Times. — Бюро, попавшее в поле общественного внимания прошлым летом, когда оно обнародовало нелегальные платежи бывшему главе избирательного штаба президента Трампа Полу Манафорту, сошлось в схватке в борьбе за власть с администрацией Порошенко. Бюро было создано в соответствии с требованиями Международного валютного фонда относительно борьбы с коррупцией, и президент не может увольнять его руководство. Но администрация изыскала другие пути для ограничения его власти, включая лишение его полномочий в деле о бухгалтерских книгах с платежами Манафорту".



На прошедшей неделе Киев дал подозрениям относительно чистоплотности "прозападного" правительства Украины новые основания. На этот раз речь зашла о министре финансов Александре Данилюке: его заподозрили в уклонении от уплаты налогов, которое сам он опровергает.

"Прокуратура начала расследование финансов Данилюка по запросу депутата Татьяны Черновол, сообщили в понедельник украинские СМИ. Чорновол является членом партии "Фронт перемен" бывшего премьер-министра Арсения Яценюка, — поясняли в информационном агентстве Reuters. — Данилюк стал министром финансов после отставки Яценюка в апреле 2016 года. Ранее, в июле, Черновол сообщала, что попросила прокуратуру расследовать возможное уклонение Данилюка от уплаты налогов между 2010 и 2014 годами, когда он был главой государственного органа, ответственного за реформы. По украинскому законодательству, прокуроры должны расследовать обвинения, если запрос поступил от членов парламента".

Корреспонденты Reuters связывали это расследование с проблемами других "реформаторов", имея в виду, прежде всего, все тот же свежий случай устранения Михаила Саакашвили. Британский The Economist, суммируя обе эти истории, заключал, что "никакое оружие, поставленное Америкой, не защитит Украину от внутренней беды, которая главным образом сделала ее уязвимой для российской агрессии".

"Здесь это настоящая религия"

Но зато как раз на прошлой неделе западные СМИ обратили внимание на города Украины и их жителей. Так, The Guardian опубликовал репортаж об Одессе.

"Медленно продвигающаяся процессия из полутысячи человек растянулась от величественного, но ветхого, Литературного музея до Оперного театра — одного из самых крупных и пышных концертных залов бывшего Советского Союза, — начинался он. — Держа в руках книги, электронные ридеры и распечатанные листы, эта группа — молодежь и старики, мужчины и женщины — читает вслух отрывки из литературного прошлого Одессы, создавая нежный шум в теплом вечернем воздухе. Позади нее солнце медленно погружается в море. Литературный флешмоб, "Одесса читает. Одессу читают" отмечает сложное литературное прошлое этого черноморского города. Исаак Бабель, еврейский хроникер Одессы и жертва сталинских чисток, занимает центральное место. Одна украинская женщина читает на японском отрывки из "Конармии" Бабеля — книги, описывающей польско-советскую войну 1920 года; мужчина рядом читает ту же книгу на русском. Воздух наполняют другие языки: норвежский, монгольский, французский, казахский. Женщина в летнем платье читает "Одесские рассказы" — короткие истории, в которых Бабель переосмысливает город как рассадник криминала, полный колоритных бандитов-евреев".



"Читая на ходу, группа движется по звездам вроде голливудских, встроенным в улицу, с выгравированными на них именам не актеров, а родившихся в Одессе писателей и поэтов, включая Анну Ахматову, Сашу Черного и лидера сионистов Зеева Жаботинского… Они доходят до статуи эксцентрично выглядящего Бабеля, с очками на носу и с блокнотом в руках, на улице Ришельевской, 17, где он жил. "Культ Бабеля — здесь это настоящая религия, — говорит Владислав Давидзон, редактор "Одесса ревью", местного журнала с литературным уклоном. — Одесской интеллигенции все еще важна историческая идентичность города, и она видит эту идентичность через призму литературы и литературных мифов"".

"Одесса не обязательно приходит в голову как место притяжения любителей книг — она, пожалуй, лучше известна своей индустрией "невест почтой", — отмечали в британском издании. — И хотя ей не хватает литературной родословной Санкт-Петербурга, Эдинбурга, Парижа и Танжера, она имеет легендарное прошлое остановочного пункта для путешествовавших по Европе писателей и интеллектуалов. Основанный Екатериной Великой в 1794 году и признанный свободным портом в 1817, этот город с его одиозной, многоязычной атмосферой привлекал торговцев — греков, турок, татар и евреев — и многих признанных писателей. Его посещали Антон Чехов и Лев Толстой. Александр Пушкин провел год в политическом изгнании в Одессе в 1820-е, весело проводя время с графиней Воронцовой, женой губернатора, вырисовывая обнаженные фигуры на полях своего блокнота и переписывая первые части "Евгения Онегина"".



Под конец корреспондент The Guardian констатировала, что "стойкая литературная натура этого города все еще здесь, если присмотреться. У любого лавочника есть готовая история или острота, а любой закоулок, кажется, имеет мемориальную доску, посвященную писателю. В конце переулка Некрасова большой дом персикового цвета выглядит как любой другой ветшающий особняк в этом городе, но это тут в 1850 году Николай Гоголь работал над своей фантастической поэмой в прозе "Мертвые души". Пока это здание с каждым годом приходит во все больший упадок, местные жители набиваются на скамейки старого кафе "Гоголь-моголь" через дорогу ради сэндвичей с сельдью и терпким "каберне", заказанным по меню в твердом переплете".



А Die Presse написала о предпринимателе Саше Ямковом, который пять лет назад вместе с женой переселился из Украины в Австрию, Вену, где открыл свой бизнес — сначала маленькое Kaffee von Sascha на Пильграмгассе, а с мая этого года — необычное для Вены Fenster-Café на Фляйшмаркт, 9: с отличным и недорогим кофе, который Саша подает в биоразлагаемых стаканах из окошка в старинном особняке.

По образованию юрист, до переезда в Вену хозяин этих кафе немного поработал в украинском министерстве регионального развития, а затем стал журналистом, - говорилось в статье австрийского издания. "В город Ямковой влюбился во время посещения его вместе с женой, — рассказывала Die Presse. — Это была внезапная, "неконтролируемая" эмоция, чувство, что "наконец-то мы дома". Он оставил работу, продал дом и отправился в Вену без какого бы то ни было дальнейшего плана. В первую очередь он выучил немецкий, а затем пустился на поиски по-настоящему хорошего кофе — города тогда еще по-настоящему не достигла новая качественная волна с ее кофе в кофеварке с фильтром, кофе, приготовленным холодным способом и с маркированием страны происхождения, зрелости и способа обжарки. Так нашлись Coffee Pirates и поделились с Сашей богатством своих знаний. Позиция, которую украинец теперь воспроизводит: на своих чеках он печатает ссылку на все (уже 26) кофейные магазины его единомышленников".

Обзор подготовила Юлия Абибок, "ОстроВ"

Статьи

Мир
19.03.2024
05:50

«Пока мы не победим окончательно, устанавливать такую зону было бы преждевременно». Российские СМИ об Украине

"Какое же это потрясающее чувство, когда тебе не стыдно за свою страну. Не потому, что твоя Родина всегда и во всем лучшая. Вовсе не во всем и далеко не всегда. А потому что после сокрушительного поражения в холодной войне Россия отказалась принять...
Донбасс
17.03.2024
19:51

Выборы в "ДНР": "наблюдатели" с автоматами, пляски донецкого "мэра" и "геополитик" из Италии. Обзор СМИ оккупированного Донбасса

На минувшей неделе СМИ оккупированного Донбасса изо всех пытались продемонстрировать, что выборы президента чужой страны на аннексированных территориях Украины проходят, законно, прозрачно и честно. При этом зачастую левая рука не знала, что делает...
Страна
16.03.2024
14:16

Выплаты переселенцам: кто останется без помощи

С 1 марта в Украине изменился подход к предоставлению государственных выплат внутренне перемещенным лицам. В результате – ежемесячных пособий лишились около миллиона украинцев.
Все статьи