Суббота, 20 октября 2018, 02:571539993467 Написать нам Реклама на сайте Мобильная версия English

Вверх

Западные СМИ на прошедшей неделе были заняты преимущественно предстоящей инаугурацией новоизбранного президента США Дональда Трампа. Украина непосредственно оставалась интересной только ближайшим соседям. Но это был интерес такого рода, что было бы лучше без него…

"Это не имеет значения, пока над Днепром чтят убийц"

Польские СМИ продолжали обсуждать разрушение мемориала жителям уничтоженного в 1944 году польского села Гуты Пеняцкой. Сожгли село, убив от 600 до 900 мирных жителей, украинские националисты под командованием немецкого офицера. В начале января 2017 года в российском блоге, а затем — в СМИ, появилась информация о разрушении памятника и фотографии с места происшествия. На фото две каменных стелы с именами погибших рядом с остатками разрушенного креста разрисованы: одна — желтым и голубым, вторая — красным и черным. На второй стеле черной краской также нарисованы буквы SS.

Польские СМИ, комментируя это происшествие, почти без колебаний объявили вандалами украинских националистов. Они ведь носят на своих флагах аббревиатуру SS, правда?

"Чья же это должна была быть провокация? — Возмущался на прошедшей неделе корреспондент польской Rzeczpospolitej. — Российская? Этого нельзя исключать, однако ведь это самое простое для Киева объяснение. Легче всего возложить вину на россиян, дьявольского Путина или анонимных "зеленых человечков". Поляки легко этому поверят. Ведь у Кремля над Вислой плохая репутация. А Украина? Украина останется в ореоле невиновности? Как будто мы тут в Польше не знали, что культ Бандеры и Шухевича процветает за восточной границей. Как будто мы не только милосердны, но и слепы и глухи".

"Конечно, согласие с братьями украинцами важнее всего, но мы не слепые и не глухие, — вел дальше он. — Поэтому для меня неважно, кто стоит за осквернением, россияне или украинские наследники Бандеры. Это не имеет значения, пока над Днепром чтят убийц. Пока строят им памятники и выставляют их на обозрение молодому поколению".

"Поймут ли когда-нибудь в Украине, что преступление остается преступлением без оглядки на исторический контекст? Что только его осуждение является путем к спасению? Поймем ли это и мы? Пока есть, кому осуждать, а память о жертвах еще жива?", — заключал корреспондент крупного польского издания.

"Так вышло из-за политики ПиС"

Украина на прошедшей неделе всерьез подлила масла в огонь: стало известно, что в декабре прошлого года СБУ запретила въезд в Украину городскому голове (президенту) приграничного Пшемысля (Перемышля) Роберту Хоме. Правый польский политик Павел Кукиз прокомментировал эту информацию на Facebook, и Rzeczpospolita  нашла его комментарий достаточно остроумным, чтобы процитировать на своем сайте.

"Кукиз на Facebook поднял тему запрета на въезд в Украину президента Пшемысля Роберта Хомы, — сообщила она. — "По информации, которая есть у меня, Хома принимал участие в марше в память о геройстве львовских и пшемысльских Орлят в Пшемысле, во время которого выкрикивались антиукраинские слоганы под зданием Украинского народного дома", — пишет Кукиз".

"Кукиз считает, что так вышло из-за "политики ПиС в отношении Украины", которая "приносит все больше гнилых плодов", — можно подумать, что под "так вышло" в польском издании подразумевают преследование украинцев в Польше, которое действительно стало иметь место после прихода к власти ультраправой партии "Право и справедливость", но Кукиз, судя по всему, имел в виду, что ПиС, напротив, слишком снисходительны по отношению к Украине. — Среди эффектов этой политики он называет "растущий культ Бандеры и УПА, навязывание Польше украинской версии истории, а также рассматривание Украины лицами, в отношении которых есть вероятность уголовной ответственности, как места бегства и убежище (например, Славомир Новак сейчас гражданин Украины)".

Славомир Новак — бывший министр транспорта Польши — в Украине недавно занял должность главы "Укравтодора". В Польше Новаку пришлось в 2013 году подать в отставку на фоне обвинений в коррупции: на нем были дорогие часы, которые он не указал в декларации. В том же году суд присудил Новаку штраф и этим дело, похоже, завершилось. Бежать в Украину ему было на самом деле незачем.

""Я знаю Хому и знаю, что человека, больше содействующего польско-украинскому единению, можно искать днем с огнем", — подчеркивает Кукиз, иронизируя затем, что "ожидает, когда Украина захочет от Польши Пшемысль и очередного денежного транша, потому что "защищает нас от России"", — отмечается также в тексте Rzeczpospolitej.

"Волынь забетонировала нам мозги"

Между тем, Gazeta Wyborca , самое авторитетное польское издание, продолжает стоять в стороне от нагнетаемых в Польше радикальных настроений и призывать своих читателей к благоразумию. На прошедшей неделе продолжающуюся антиукраинскую кампанию она обсуждала с главой люблинской организации Homo Faber Анной Данбровской. Данбровская занимается просветительскими проектами, связанными с национальными и религиозными меньшинствами, и правозащитной деятельностью.

"Я слышала, как простые люди высказываются об украинцах, какие слова употребляют, говоря о евреях, — рассказывала она. — У нас очень много нерешенных вопросов. Я в этом убедилась, когда мы ездили по надбужанским селам, по бывшим штетлам (штетлами назывались небольшие города в восточной Европе, населенные преимущественно евреями. Штетлы начали приходить в упадок еще в конце XIX века, когда в Российской империи настал период еврейских погромов. Окончательно историю штетлов завершил Холокост. — "ОстроВ"), собирая устные истории. Нас интересовали свидетельства очевидцев, которые помнят 30-е годы и II мировую войну. Реакции людей были разные. Большинство было уверено, что мы евреи, которые приехали забрать свои еврейские дома, столы, вилки. Некоторые объясняли, почему ничего не сделали во время войны, чтобы спасти евреев. Их угнетало понимание, что были те, кто кого-то спас. Наше появление стало катализатором всех травм, тяжелых эмоций, скрываемых годами. Они проявились и требовали высказаться, объяснить. Мы всегда поясняли, что мы не судьи".

"У нас есть свои невысказанные вопросы, — говорила дальше Данбровская. — Но дискуссия вокруг Едвабного (Едвабне — село в Польше, где в 1941 году, в первые дни немецкой оккупации, местные поляки учинили жесточайший еврейский погром и затем сожгли всех, кто его пережил. — "ОстроВ") была в определенной мере очищающей. Она шла в СМИ, в среде экспертов, в также за семейными столами. Мы прошли определенный процесс. Мы были уверены, что так же пойдет и с "Волынью", что мы проработаем эту трагедию. Между тем, мы постоянно в его середине и не знаем, что дальше. Застряли. "Волынь" забетонировала нам мозги".

"У меня сложилось впечатление, что мы, поляки, все время поглощены мученичеством. Мы охотно видим себя только в роли жертвы. И при любом удобном случае из нас изливается наша национальная обида. И как жертвы мы ожидаем извинений. Мы ожидаем от других, что они станут на колени. В вопросах как польско-еврейских, так и польско-украинских. Для меня это недопустимо. А ведь как сторона, без сомнения, более сильная, чем Украина, мы могли бы взять на себя этот диалог и гуманно довести его до конца. Но нет! Мы будем бесконечно ковыряться в ранах и подсчитывать, кто сильнее пострадал. Мы не в состоянии осознать, что тоже приносили беды и обиды другим людям. Во время дискуссии о Едвабном нужно было сопоставить себя с искаженным ненавистью лицом поляка, который вышел из дома и убил своего соседа-еврея. Мы это сделали. Но теперь совершенно не принимаем того, что такой же поляк с искаженным лицом шел на пацификацию украинских сел", — констатировала Данбровская.

Она также высказалась о ситуации в Пшемысле, где происходили наиболее громкие нападения на украинцев, в том числе на украинскую процессию, которая шла на воинское кладбище почтить память похороненных там Сечевых стрельцов. "Трагизм этой ситуации заключается в недоразумении: они — граждане Польши, живут в Пшемысле от деда-прадеда. И почти каждый день ощущают угрозу. Боятся за себя и своих детей. Украинцы из Пшемысля чувствуют себя, как перед погромом", — сказала Анна Данбровская.

Она также отметила, что "после этой процессии в местах, где живут украинцы, появились надписи "Еще встретимся", кто-то нарисовал тризубы на виселицах, кто-то поцарапал машины. Мальчики стоят перед украинской школой и кричат вслед 10-летним девочкам, обзывая из бандеровскими шлюхами. Может, это те же, кто во время процессии кричал "найдется палка на бандеровское рыло". Действия против украинского сообщества — серийные и организованные, сосредоточенные в достаточно коротком времени. Это сопровождается отсутствием решительной реакции. Люди понимают, к чему это ведет. История подсказывает им много решений, но все трагичные. После того, что я увидела в Пшемысле, возникают вопросы. Чья Польша? Польшу захватили от нас люди, которые требуют от польских граждан с украинской идентичностью, чтобы они отсюда убрались? На каком основании? Ведь каждый, кто хочет жить в Польше, имеет на это право. Польша — каждого, кто тут есть. Но у меня сложилось впечатление, что такой образ мыслей, к сожалению, у меньшинства".

Речь зашла и о Роберте Хоме — но не о странном решении СБУ не пускать его на территорию Украины, а о его позиции относительно местных украинцев: "Господин президент Пшемысля с готовностью говорит о том, что разрешает, чтобы существовала украинская школа. Давайте вслушаемся в это слово, "разрешает". Это так выглядит диалог? Когда слушаешь то, что люди в Пшемысле говорят о меньшинстве, то складывается впечатление, что украинцы — это множество людей. А живет их там всего около 500. Уничтоженных операцией "Висла", давними выселениями в Советы, с мощным ощущением угрозы и убеждением, что они — более слабая сторона. Никто из украинского меньшинства не говорит: мы хотели бы, чтобы Пшемысль был украинским. Они ощущают себя поляками с украинской идентичностью. Националисты кричат, чтобы они убрались в Украину. Они там не родились, не имеют паспорта, то не их государство. Это поляки, которые имеют право тут быть. Хуже всего то, что они не чувствуют себя приглашенными нами к какому-либо диалогу".

Обзор подготовила Юлия Абибок, "ОстроВ" 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ ВИДЕО

Погода
Погода в Киеве
Погода в Донецке
Погода во Львове
Погода в Симферополе

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер: