"Украинская история успеха, с полной интеграцией с Западом и демократизацией, невозможна". Западные СМИ об Украине

Опасения Украины, связанные с победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, продолжают оправдываться. Вслед за предположительно толерантным к позиции Кремля кандидатом на должность государственного секретаря у Трампа появился еще и дружественно настроенный к президенту ФР Владимиру Путину советник — никто иной как Генри Киссинджер.

Как пишет The Times , "Дональд Трамп рассматривает задействование Генри Киссинджера, бывшего государственного секретаря США, для перезагрузки отношений Вашингтона с Россией. Кремль приветствовал новости о том, что Трамп консультировался у 93-летнего Киссинджера и что тот может сыграть роль в оттачивании политики США. Киссинджер, как говорят, уже советовал Трампу развернуть план по прекращению санкций в отношении Москвы, что "признало бы господство России" над бывшими советскими государствами Беларусью, Украиной, Грузией и Казахстаном. Согласно немецкой газете Bild, западные службы разведки считают, что этот шаг сможет стать частью более широкой стратегии, сформулированной Киссинджером, по которой Россия оставит восточную Украину в обмен на то, что Запад "перестанет затруднять себя крымским вопросом"".

"Во время президентской кампании Трамп говорил, что склонялся бы к улучшение отношений с Россией, — продолжает британское издание. — На прошедшей неделе он опубликовал "очень милое письмо", которое он получил от президента Путина, призывающее к новому диалогу. Киссинджер, служивший советником по национальной безопасности при президентах Никсоне и Форде, впервые встретился с Путиным в 1990-е и посещал его после вхождения в Кремль в 2000-м, в том числе в феврале этого года. Говорят, что они наладили взаимоотношения, выяснив, что оба занимались в прошлом разведывательной работой. В этом месяце Киссинджер описывал российского лидера, который был шпионом КГБ, как "человека с прекрасным чувством связи, внутренней связи, с российской историей, как он ее видит"".

Довольно радужными видятся перспективы России в "украинском конфликте" и известному американскому журналисты Роберту Д. Каплану — чего не скажешь о перспективах самой Украины. По мнению Каплана, которое он высказал в интервью польскому журналу Nowa Europa Wschodnia, "все знают, что ни Европейский Союз, ни НАТО не хотят, чтобы Украина стала их членом. Она слишком бедная, слишком большая, слишком коррумпированная. У Союза было слишком много проблем с принятием новых стран-членов, чтобы он думал еще и об Украине. Эта страна никогда не станет частью Запада даже в самом оптимистическом варианте. Она будет буферной территорией, постепенно возвращающейся в российскую сферу влияния. России ничего не нужно делать, достаточно главным образом того, чтобы она следила, чтобы ситуация в Украине не улучшалась, чтобы украинцы были и дальше разочарованы коррупцией, бедностью и отсутствием эффективных институтов. Иными словами, главная проблема лежит в Киеве, а не на Донбассе, не на фронте… Самое большое, на что может рассчитывать Украина, это стать здоровым буферным государством. Я считаю, что украинская история успеха, с полной интеграцией с Западом и демократизацией, невозможна".

Свет в конце туннеля

Между тем, ассоциация Украины с Европейским Союзом, с которой и началась эта история, вылившаяся в римейк Холодной войны, сама по себе так и не стала для украинцев безоговорочным благом. Прежде всего, она не принесла пока ничего хорошего украинскому сельскому хозяйству, пишет The New York Times , иллюстрирующая свою статью примером "Авангарда" — одного из крупнейших украинских агрохолдингов, принадлежащего Олегу Бахматюку. "Этот сектор составляет около 40 процентов украинского экспорта. Но бестарифные квоты для большинства продуктов сельского хозяйства, согласно торговому соглашению, мизерны. Квоты на мед, например, были настолько низки, что исчерпались за первые шесть недель этого года. Квоты на экспорт яиц в Европейский Союз составляют около 1,5 процента годовой продукции "Авангарда", не говоря уже обо всем секторе", — отмечают в американском издании.

"Само соглашение не особенно благоприятно для сельскохозяйственного сектора, но у него есть также другие последствия, — продолжает NYT. — Когда соглашение было подписано в марте 2014 года, оно почти немедленно вызвало конфликт с Россией, мощным соседом Украины. Москва аннексировала Крым, поддерживаемые Россией сепаратисты взяли под контроль части восточной Украины. "Авангард" лишился семи ферм и 7,5 миллионов цыплят. Сейчас он содержит всего 10,7 миллионов кур — меньше трети от довоенного объема".

Соглашение об ассоциации с ЕС не открыло украинской сельскохозяйственной продукции европейский рынок, но закрыло российский. При этом Украина потеряла также торговых партнеров на Ближнем Востоке — с тех пор, как часть региона попала под контроль "Исламского государства", констатирует The New York Times.

"Европейское соглашение не было, однако, исключительно негативным для Украины, — отмечают все же в американском издании. — Многие бизнесы получили выгоду. Западная окраина страны, у польской, венгерской и румынской границ, привлекла инвестиции. Европейские и азиатские поставщики автозапчастей открыли или объявили о планах открыть маленькие заводы для экспорта продукции в Европу. Хорошо идут дела в нишах вроде производства лыж. И даже украинские фермеры пожинают некоторые плоды, хоть и не прямо. Подписав соглашение, Украина согласилась принять стандарты качества пищевых продуктов Европейского Союза. Это облегчило экспортерам путь на другие рынки, такие, как Китай. Это как раз из тех направлений, на которые сейчас смотрит Бахматюк. "Авангард" переменил стратегию на продажу в Китай менее прибыльного яичного порошка, который используется для коммерческого производства хлебобулочных изделий и пасты. Компания ожидает заключить соответствующие соглашения в следующем году".

Реинтеграция Донбасса?

Многие западные издания на прошедшей неделе писали о "рождественском" перемирии на востоке Украины, которое в очередной раз фактически не состоялось. Австрийская Die Presse попыталась посмотреть на войну на востоке Украины со стороны Киева, опубликовав текст о новом Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий и поговорив с заместителем его главы Георгием Тукой.

Как пишет Die Presse, "создание в апреле 2016 года Министерства из государственного агентства приветствовалось со стороны международного сообщества и гуманитарных организаций. Это не только пункт координации международной помощи, оно должно, прежде всего, разработать стратегию реинтеграции неконтролируемых областей и согласовывать работу с другими государственными органами. Однако в своей повседневной жизни оно вынуждено бороться: у Министерства нет собственного бюджета. Его бюджет на следующий год составляет всего 24 миллиона гривен (860 тысяч евро), из которых можно будет профинансировать только затраты на содержание персонала и текущую работу. В сравнении с другими министерствами это мизер, и оно борется за свое право на существование. К тому же его интеграционная задача, которую отстаивает руководство, не встречает понимания в киевских политических кругах".

"С непрекращающейся войной на востоке в Украине становятся громче голоса осуждающих модерируемый ОБСЕ мирный процесс в Минске, — продолжается статья. — Перед лицом бесперспективной позиционной войны выросло количество выступающих за то, чтобы отмежеваться от Донбасса и аннексированного Россией полуострова Крыма. Многие депутаты, вместе с вице-спикером парламента Оксаной Сыроид, внесли законопроект, перекладывающий заботу о гражданах Украины на мятежном Донбассе, а также в Крыму, на Россию — фактическое узаконивание оккупации, освобождающее Украину от ее обязательств. Такой шаг противоречит украинской Конституции, а также нормам международного права. Будет ли этот законопроект когда-нибудь принят в такой форме, неясно. Но как выражение ожесточенных споров его стоит воспринимать всерьез".

"Тогда как сторонники отмежевания поясняют свою позицию тем, что Украина, "освободившаяся" от Крыма и Донбасса, может быстрее двигаться вперед, Тука спокойно возражает: "Никто не мешает нам проводить реформы уже сегодня". Если спросить его о количестве внутренних беженцев, которые в этом году вернулись на противоположную сторону (как считается, свыше 200 тысяч), то он оценивает это однозначно как "плохо": "Получается, что эти люди не нашли тут родины. Как вы думаете, с каким посланием они возвращаются?"".

Узники и мигранты

Статья польской Gazety Praca  — приложения Gazety Wyborczej — тоже о тех, кто возвращается — но из Польши в Украину. "Как следует из комплексного отчета относительно трудовой эмиграции украинцев в Польшу, опубликованного Национальным банком Польши в декабре 2016 года, в последние годы наблюдается стабильный рост количества украинцев, прибывающих в нашу страну на работу. В 2015 году их было зарегистрировано наибольшее до тех пор количество — было 760 тысяч заявлений предпринимателей о желании взять на работу граждан Украины. Это в два раза больше, чем в 2014 году. В 2015-м было выдано также 50 тысяч разрешений на работу — в сравнении с 26 тысячами в 2014-м", — отмечают тут.

"Кто приезжает в Польшу? — Продолжает Gazeta Praca. — Большей частью мужчины (57,9 процентов), молодежь (средний возраст — 32,8 лет), велика также доля людей с восточной части Украины — регионов, затронутых вооруженным конфликтом (28,4 процента). Характерно и то, что средний мигрант из Украины приезжает в Польшу несколько раз и всегда на короткий срок. В среднем девять раз, обычно на пять месяцев. Как следует из отчета НБП, это происходит из-за способа вхождения на польский рынок труда: большинство мигрантов получают работу в нашей стране на основе зарегистрированного заявления работодателя о намерении нанять иностранца (62,6 процента)".

"Что делают украинцы в Польше? Подавляющее большинство выполняет простую физическую работу, не требующую квалификации (70,7 процентов). Среднемесячная зарплата составляет около 2,1 тысяч злотых. Чаще всего мигранты работают в домохозяйствах (37,6 процента), строительстве и ремонтных и отделочных работах (23,6 процента), а также в сельском хозяйстве (19,3 процента)… Что интересно: украинцы, работающие в Польше, преимущественно не связывают своего будущего с нашей страной. Их главной целью является помощь семьям, остающимся на родине. 66,4 процента переводят заработанные ими деньги в Украину, а из оставшейся группы значительная часть намерена сделать это в ближайшем будущем. Мигранты часто сами привозят деньги семье (60 процентов). Средняя сумма одного трансферта — около 1,8 тысяч злотых".

"По данным Главного управления статистики, на конец сентября 2015 года в высших учебных заведениях было зарегистрировано 30,6 тысяч студентов из Украины (по отношению к 2014 году их количество выросло до 30,8 процентов). Больше половины из них, или 57 процентов, сообщили, что приехали в Польшу, чтобы учиться и получить работу. В числе опрошенных нашлись также люди, для которых главной целью приезда была работа (7 процентов). Большинство студентов из Украины также работают, но, в связи с учебой, только дополнительно", — говорится также в статье польского издания.

А этот текст Gazety Wyborczej — о людях, которые вернуться на родину пока не могут. Тут отмечают, что в настоящее время в российских тюрьмах пребывает "как минимум" тридцать граждан Украины. Автор статьи описывает пытки, которыми российские "следственные органы" выбивают "показания" у захваченных ими украинцев. Их пережили, в частности, чудом вырвавшийся из российской тюрьмы "крымский террорист", "подельник" Олега Сенцова, Александра Кольченко и Алексея Черния Геннадий Афанасьев и житель Луганской области Сергей Литвинов.

Последний попался российскому "следствию", когда приехал из своего села, оказавшегося на неподконтрольной Украине территории, к дантисту в Ростов. Литвинова обвиняли в многочисленных убийствах и изнасилованиях в составе одного из "карательных батальонов", но в итоге эти обвинения в отношении молодого полуграмотного селянина с инвалидностью оказались настолько абсурдными, что российской прокуратуре пришлось просить у него прощения — по-своему беспрецедентный случай. Но Сергея Литвинова все равно осудили, на восемь лет, — за кражу машин, которой он также, совершенно ясно, не совершал.

"Точное количество граждан Украины, заключенных в тюрьму российскими властями, установить сложно, — пишет Gazeta Wyborcza. — "Люди продолжают исчезать. Иногда месяцами неизвестно, что с ними случилось, как вдруг их показывает российское телевидение как "пойманных диверсантов"", — говорит Полина Бродик, координатор кампании LetMyPeopleGo, целью которой является поддержка политических заключенных и забота о том, чтобы они могли вернуться домой. — В середине декабря в Крыму задержали двоих очередных граждан Украины. Владимир Балух был обвинен в хранении оружия. "Настоящая причина — это вывешивание на доме флага Украины", — говорит Бродик. У Игоря Мовенко была патриотическая наклейка на велосипеде. "Его жестоко избили и обвинили в экстремизме", — рассказывает Бродик. Обоим угрожает по несколько лет тюрьмы. Аресты на оккупированных территориях Украины, в донецкой и луганской областях, а также в Крыму, продолжаются с середины 2014 года. "Кремль хочет сломить гражданское сопротивление и показать, что Киев является агрессором, а Россия всего лишь защищает ущемленных", — говорит Полина Бродик".

Обзор подготовила Юлия Абибок, "ОстроВ" 

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи