«Способ закончить украинскую кампанию с минимальными политическими издержками». Российские СМИ об Украине

Из российских теленовостей можно сделать вывод, что украинская авантюра стала совсем неинтересной Кремлю. То есть, в новостях стало не то что меньше ненависти - стало гораздо меньше Украины как таковой. Даже в традиционно предельно токсичные российские телепрограммы сумела проникнуть самая качественная «украинская пропаганда».

«Глубоко за полночь с воскресенья на понедельник в программе «Дежурный по стране» ведущий Максимов спросил Михаила Михайловича Жванецкого, который только что вернулся из Одессы, как он относится к назначению губернатором Одессы Михаила Саакашвили, - рассказал обозреватель «Ежедневного журнала». - Причем, вопрос был задан таким образом, что явно загонял «ответчика» в негативное русло: мол, величайшего одессита спрашиваем о назначении городским начальником человека, который вообще ни разу не одессит. На что прекрасный Михал Михалыч ответил, что за то время своего губернаторства Саакашвили ликвидировал пять управлений вместе со всеми чиновными обитателями. Потом очень смешно рассказал, как начальник одного из этих управлений сначала заявил, что не держится за кресло, а потом долго цеплялся за ручки и ножки стола, пока его не выковыряли из кабинета. Потом был замечательный рассказ, как Саакашвили превратил личные пляжи, принадлежавшие киевским и одесским чиновникам в пляжи для всех одесситов. А потом он сделал небольшую паузу, обвел зал глазами и сказал: «Надо плохое что-нибудь сказать? Чувствую – надо!» И, улыбнувшись своей удивительной улыбкой сообщил: «Жара там была. Целых 37 градусов».

Как отметил корреспондент сайта «Грани.ру», «в середине июля я писал о том, что и рядовые боевики, и солдаты российской армии испытывают от войны усталость и разочарование. Этим, на мой взгляд, объяснялись постепенные территориальные уступки со стороны сепаратистов, которые уже не имели физических ресурсов, чтобы держать передовую, а потому шли на создание различных нейтральных зон, а то и на прямую сдачу наиболее простреливаемых украинскими военными позиций. В последующие недели могло показаться, что мой анализ неверен: перестрелки возобновились с куда большей интенсивностью. Однако вскоре напряжение спало, а в начале сентября на свет божий вылезли и вовсе удивительные подробности. Оказывается, наиболее боевые командиры ДНР провели август (не очень ясно, по своей ли воле) в Ростовской области. А ЛНР уже намечает конкретные сроки (в ноябре) передачи контроля над границей украинской стороне. А некоторые авторитетные полевые командиры публично советуют своим сторонникам, желающим вернуться в Россию, начинать собирать вещички. И все это на фоне реализующих минские соглашения законодательных инициатив Порошенко по децентрализации».

«И вот еще, разумеется, не финальный, но громкий аккорд: два наиболее влиятельных политических противника Минска в ДНР подвергаются репрессиям, - продолжается его статья. - Одного из них - Александрова, имеющего, по всей видимости, российское гражданство, - ДНРовские гэбисты хотели просто оставить в России, чтобы не мешался под ногами и не пакостил по мелочи (это его подозревают в недавнем «сливе» украинской стороне документов, разоблачающих криминальный бизнес донецкой верхушки). Все это, на мой взгляд, говорит о том, что давно обсуждавшаяся экспертами идея трансформации ЛДНР в «большое Приднестровье» обретает реальные очертания. Путин, похоже, теряет интерес к ставшей неинтересной, политически опасной и дорогостоящей игрушке и переключается на новые острые развлечения. В СМИ и соцсетях сейчас оживленно обсуждается не судьба скучного и малоизвестного широкой публике Пургина, а информация об участии российских военных в боевых действиях в Сирии. Она скорее всего и станет новым хитом российского интернета».

Новая авантюра

Собственно, об этом и речь: уже стала. Всю неделю российские СМИ обсуждали, что делать российским военным в Сирии и зачем это президенту РФ Владимиру Путину.

«Вот уже несколько недель в Кремле носятся с идеей создания некоей максимально широкой международной коалиции по борьбе с терроризмом и с ИГ («Исламским государством». - «ОстроВ»), - пишет «Ежедневный журнал». - Путин уже заявлял, что обсуждал эту тему с рядом мировых лидеров, среди которых президенты США, Турции и Египта, руководство Саудовской Аравии, а также король Иордании. Близкие к Кремлю аналитики считают, что именно эта инициатива станет главной в грядущем выступлении Путина на Генассамблее ООН. Цель российской активности совершенно очевидна: в процессе формирования коалиции выйти из международной изоляции, вызванной аннексией Крыма и войной на Юго-востоке Украины, вновь превратиться в уважаемого члена мирового сообщества».

«Но у этого замечательного дипломатического маневра есть слабая сторона, - продолжается статья. - Возможные участники будущей коалиции совершенно по-разному относятся к режиму Асада. США и их союзники считают этот режим первопричиной гражданской войны и виновником хаоса, охватившем страну. Москва и Тегеран, наоборот, полагают Асада законным правителем и будущим участником коалиции. Разрешить это противоречие вряд ли удастся, посему путинские инициативы, скорее всего, так и останутся пустым пропагандистским выхлопом. А вот попытка подкрепить их, поддерживая сирийские правительственные войска на поле боя, может привести к скверным последствиям. О чем, насколько можно понять, и предупреждают американцы. Керри сказал Лаврову, что такая поддержка «может даже привести к столкновению с возглавляемой Америкой коалицией», — писала The New York Times. Американские дипломаты прямо подчеркивают: российские авиаудары могут помешать военно-воздушным операциям, которые США и их партнеры проводят в Сирии. Российские самолеты или поддерживаемые Россией сирийские правительственные силы могут атаковать группировки оппозиции, которые поддерживает Вашингтон. Не хватало только прямого военного столкновения США и России на сирийской территории».

«Но даже если бы таких противоречий не существовало, российское военное участие в Сирии все равно выглядит авантюрой. Весь опыт последних десятилетий показывает: одержать победу в такой войне невозможно. И здесь не нужно успокаивать себя рассуждениями о том, что участие России будет символическим. Пошлем, мол, несколько самолетов и все. Ведь даже в этом случае потребуются радиотехнические службы для обеспечения их действий. Потребуются морпехи, чтобы охранять базы. А в случае обострения ситуации воинские части, чтобы защищать аэродром…Стало быть, Кремль рискует вовлечь страну в еще один изматывающий конфликт. Попытка ловко, сохранив лицо, выйти из войны на Украине, обернется новой войной», - заключают в ЕЖе.

Войска, которых нигде нет

Самое слабое место в возможной сирийской компании РФ независимые российские журналисты видят именно в отношениях между пока еще главами обоих государств. Слабое звено расчетов Путина, если они на самом деле производились, - его союзник Башар Асад.

«Невозможно воевать с исламистами без взаимодействия с коалицией: нужны координированные действия, авиаудары, общая стратегия, в том числе работа с населением, точечные удары по лидерам ИГ, - подчеркивают в «Новой газете». - А пока у США и РФ принципиально разные позиции по поводу режима Асада: Россия настаивает на его участии и включении его в переходный процесс, а сирийская оппозиция и поддерживающие ее страны против. Либо Россия должна уступить Асада, либо коалиция должна закрыть глаза на этот вопрос. Если бы Россия согласилась заменить Асада на какую-то другую фигуру из его окружения, это привело бы к лучшему результату, потому что не все в окружении Асада являются персонами нон-грата для Запада, например, его дядя, который живет в эмиграции. Но российское руководство их не рассматривает, и это трудно объяснить рационально».

«По мнению Галкиной (российский политолог и востоковед. - «ОстроВ»), США внимательно наблюдают за развитием ситуации, и если Россия будет активно поддерживать Асада, это грозит новыми экономическими санкциями, а в худшем случае — военным столкновением с США в Сирии, ведь в августе американские власти допустили возможность авиаударов по силам Асада, если они будут атаковать войска так называемой умеренной оппозиции.

Тем не менее, в преддверии Генеральной Ассамблеи ООН 15-22 сентября, где будет выступать Владимир Путин, присутствие наших военных подразделений в Сирии можно использовать сразу двумя способами: либо как намек на возможность силового давления, либо как предложение сотрудничества, полагает Галкина».

Более резко отчасти схожие аргументы перечисляет корреспондент «Граней».

«Во-первых, в Кремле изо всех сил стремятся поддержать режим Башара Асада - чуть ли не единственного союзника РФ в этом враждебном мире, сохраняющего в Тартусе единственную военную базу России за пределами бывших советских республик. Не исключено также, что судьбу Асада Владимир Владимирович мистическим образом примеривает на себя и твердо верит, что если устоит далекий сирийский друг, то и ему нечего опасаться, - отмечают тут. - То есть он не только парадоксальным образом поддерживает Запад в борьбе с ИГИЛом, но и естественным образом противостоит Америке, желающей Асада свергнуть. Оттого в Сирии и нет российских войск, как их не было в Крыму и нет в Донбассе».

«Во-вторых, Путин отдает дань старой советской традиции, ибо по сути своей является человеком советским, остро ностальгирующим по тем временам, когда мы граничили с кем хотели и в любой Анголе, не говоря об Афганистане, поддерживали своих ставленников, раздувая пожар национально-освободительных войн. Теперь он возвращается туда, в прошлое, но с поправкой на обстоятельства времени и места. Стремясь выгодно продать свою непрошеную помощь, президент РФ начинает очередную гибридную войну, в которой, как обычно, вспомним хоть Крым и Донбасс, не участвуют российские войска. Тут можно еще сказать, что он тупо повторяет ошибки и преступления советского режима, которые опустошили казну и привели к распаду СССР, но это слова, пожалуй, лишние. Ибо тысячу раз уже говорились по разным поводам, а все без толку».

«В-третьих, вмешательство в конфликт войск, которых не было в Крыму и нет в Донбассе, позволит этот конфликт контролировать. То есть нападать и отступать, умело подпитывая маслицем пылающий регион, что весьма полезно в отношении цен на энергоносители, явно заниженных в настоящее время. Раньше эту проблему, вторгаясь в Ирак, решали за нас американские партнеры, но с тех пор как партнеры обложили Россию санкциями и, выстроив новую иерархию экзистенциальных угроз, начали мириться с Ираном, приходится крутиться самим. Это же Обама и его генералы сравнительно мягко воюют в Сирии, стремясь поддержать оппозицию, не связанную с Исламским государством. Шаманов готов, как в Чечне, бомбить всех подряд, ИГИЛ ты или не ИГИЛ. Шаманову только прикажи, он сровняет с землей любую местность, предпочтительнее горную или гористую. Ну и потоки беженцев, устремившихся во враждебную Европу, заметно увеличатся в ходе эскалации бойни, что тоже приятно, но уже не в геополитическом плане или там в рассуждении нефтяных цен, а просто так. Для души».

«Впрочем, имеется и еще один вопрос, одновременно простой и сложный, который вчера поставил перед своим российским коллегой Лавровым американский госсекретарь Керри, - продолжают «Грани.ру». - Употребляя язык дипломатии, госсекретарь выразил «крайнюю обеспокоенность усилением российского военного присутствия» в Латакии, родовом гнезде Асада, в сирийском небе и на морских просторах. В переводе с дипломатического на русский вопрос этот звучит примерно так: что вы там забыли, в Сирии? Мало вам секторальных санкций, хотите получить какие-нибудь еще? Выслушав собеседника, министр иностранных дел РФ пообещал «продолжать» с ним «тесные контакты по проблематике сирийского урегулирования», то есть донести до сведения Владимира Владимировича точку зрения Госдепа».

«И тут, вероятно, начнется самое интересное. Можно предположить, что реакция Путина будет усталой и раздраженной. Дескать, сказано же вам было, что в Сирии российских войск нет, как их не было нигде и никогда, пока я не сознался. Однако возможен и другой ответ. Желаете, чтобы мы не вторгались в Сирию, где нас нет? Ознакомьтесь с нашими условиями, мы готовы продать свою уступчивость по твердой цене и не лезть поперек Америки в сирийское пекло, усугубляя кризис. Ну и далее список из многих пунктов, который каждый может составить в меру своего разумения. Вписывая туда Крым, Донбасс, вообще Украину, цены на нефть и газ, отмену санкций, возвращение в «восьмерку»… Торг уместен, и это довольно важный момент в диалоге Москвы и Вашингтона, который надо зафиксировать. Как новую точку отсчета в холодной войне Запада с Россией, которая разогревается и разрастается с каждым днем, и тот, кто провоцирует большую беду, настолько увлечен игрой и так азартно потирает руки, блефуя и выдумывая очередную пакость противникам, что от стола его уже не оттащишь. А сам он не уйдет, подобно своим войскам, которые никуда не вводил, так что и вывести не может».

Что-то изменилось?

Многие действительно считают, что сирийская кампания - это попытка Путина с достоинством выйти из ставшей невыгодной и обременительной кампании украинской. По мнению обозревателя «Газеты.ru», «у России есть резоны вмешиваться в сирийский конфликт. Это может стать стратегией относительно безболезненного для Кремля ухода из Донбасса, где, судя по последним событиям, практически не остается шансов выиграть войну в российском понимании. Украинские власти приняли поправки о децентрализации в конституцию страны в первом чтении и в любой момент могут принять окончательно. Хотя, вопреки минским соглашениям, поправки эти не были согласованы с непризнанными республиками, Запад, похоже, готов закрыть глаза на подобные «детали». Теперь от Москвы требуют, чтобы до конца года ЛДНР вернули Украине контроль над границами, иной сценарий, по мнению Запада, будет означать прямое невыполнение минских договоренностей ополченцами (весь мир считает их силой, напрямую управляемой из РФ). Любое военное наступление в Донбассе также будет однозначно истолковано мировым сообществом как продолжение «российской агрессии».

«В ближайшее время станет понятно, пытается ли Россия воевать на два фронта (что вряд ли, ибо сегодня не хватает ресурсов даже для одной войны), либо использует ситуацию вокруг ИГИЛ как способ закончить украинскую кампанию с минимальными политическими издержками для нынешней власти», - подчеркивают тут.

Еще один корреспондент «Новой газеты» убежден, что «политическое значение сирийской кампании России совершенно иное по сравнению с украинским кризисом. Накануне Генассамблеи ООН, в которой впервые за десять лет примет участие президент Путин, вмешательство в военный конфликт на Ближнем востоке означает, что Россия готова выйти к своим «западным партнерам» с новой инициативой. Москва, у которой, в отличие от Вашингтона, нет противодействия со стороны общественного мнения и Конгресса, берет на себя уничтожение ИГИЛ. Россия формирует новую военную коалицию против исламистов, снабжая ее средствами разведки, авиацией и обеспечивая стратегическое командование. В качестве ударной силы для наземных операций могут быть использованы армейские подразделения Ирана. Взамен Россия требует уступок по украинскому вопросу, сворачивания режима санкций и возвращения страны в клуб западных держав, сражающихся с глобальными угрозами, такими как терроризм. С таким пакетом предложений президент России может отправиться в Нью-Йорк 15 сентября».

«Если план окажется успешным хотя бы отчасти, российские власти получат все, о чем они могли мечтать, - считают в «Новой». - Нормализацию отношений с Западом, перспективу переговоров о статусе Крыма. И одновременно демонстрацию силы России в мире: в отличие от нерешительных западных демократий мы способны атаковать террористов даже на Ближнем Востоке. Гордость за страну вытянет рейтинг поддержки президента на новые высоты».

«Вопрос в масштабах российской помощи Сирии. Непосредственное участие военных в боевых действиях на стороне официального Дамаска станет серьезной ошибкой и породит непредсказуемые риски. Но трудно отделаться от ощущения, что Москва сознательно привлекает внимание к своему участию в сирийском кризисе. Вероятнее всего, это участие менее масштабно, чем кажется. Зато его обсуждение в мировых СМИ отвлекает от провала российской экономической модели и даже от вошедшего в затяжную, безнадежную стадию конфликта с Украиной», - констатируют в то же время в «Ведомостях».

Таким образом, единственное, что кажется бесспорным для всех журналистов, обсуждавших вероятное появление российских «зеленых человечков» на еще одной чужой территории, это что Владимир Путин приготовил их в качестве «гвоздя» своего выступления 15 сентября в Нью-Йорке. Само место выступления «вдохновляет» к чему-то подобному. Тема Востока - единственная, которой США интересуются всерьез. Интересная деталь - в сообщении «Новой газеты»:

«В станице Синявской Ростовской области в публичных местах появились листовки: «В случае встречи или обращения к вам лиц, ведущих себя подозрительно, представляющихся членами ополчения, интересующихся возможностью переправиться на суда заграничного следования, незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации в обход пунктов пропуска, просьба сообщить о данных фактах в пограничные органы». Руководитель пресс-службы погрануправления ФСБ РФ по Ростовской области Андрей Тимофеев объяснил, что нарушители в последнее время стали маскироваться ополченцами, чтобы сбежать за границу с помощью доверчивых ростовчан. «К ополченцам Донбасса на Дону сложилось уважительное отношение, как, к примеру, к врачам, — объяснил Тимофеев. — Преступники могут использовать одежду и знаки отличия донбасского ополчения, чтобы ввести в заблуждение ростовчан и уйти за границу или уплыть на чужом катере в порты Азова и Таганрога, куда заходят суда дальнего следования».

Речь идет о путях выезда российских боевиков для участия в боях на Востоке на стороне ИГ. Но раньше, как писали российские издания, власти и спецслужбы РФ этому не только не мешали, но даже содействовали, избавляясь таким образом от опасных радикалов на своей территории. С недавних пор что-то, похоже, изменилось.

Обзор подготовила Софья Петровская, «ОстроВ»

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи