Украина - не Бразилия, но, возможно, Беларусь. Обзор иностранных СМИ

Мужчина, убивающий жену-полячку и общих с ней детей, только чтобы доказать, что он искренний украинец, брат, предательски расстреливающий родную сестру и ее четырехлетнюю дочь - в месть за деятельность ее мужа, спасавшего односельчан-поляков от расправы со стороны партизанов УПА. Воспоминания очевидцев этнической чистки, проводившейся вояками УПА на Волыни, опубликовал польский Magazyn Świąteczny. Но речь в статье шла не о "бандитах" из числа украинских повстанцев, а о сотнях безымянных украинцев, которые, рискуя своей жизнью и жизнями своих родных, спасали польских соседей.

Трагедия двух народов

Как отмечают в издании, "единственный запечатленный след украинской помощи - это открытая два года назад на Бутейках на Волыни таблица, посвященная памяти Петра Базелюка, который спас Мечислава Слоевского и его сына. Базелюк едва ли не заставил Слоевских спасаться, потому что изнуренный необходимостью постоянно скрываться отец хотел убить себя и сына. Также два года назад в пограничном Городле жители начали сажать Аллею роз солидарности в память о "людях сильной совести" - украинцах, которые спасали поляков. "В марте президент Сталёвой Воли (город в Польше. - "ОстроВ"), в которой после войны поселилось много жителей бывших пограничных польских территорий пообещал, что там появится памятник справедливым украинцам, - говорит Анжей Кулевяк, дедушку которого спас знакомый украинец. - Но я считаю, что подвиг этих людей должен, наконец, оценить польский Сейм. Они это заслужили. Если бы они спасали евреев, то получили бы медали за "Справедливые отношения между народами мира". Но они спасали поляков. Большинство даже не услышало "спасибо".

Статья вышла по случаю горячо обсуждаемой 70-й годовщины Волынской резни. Как раз на прошедшей неделе польский Сейм таки принял резолюцию, осудившую это преступление, которое было названо в документе этнической чисткой с элементами геноцида. В статье, помимо описания ужасных преступлений и больших подвигов, которые совершали, с одной стороны - партизаны УПА, с другой - мирные украинские крестьяне, проходит еще одна мысль: своим высокомерным и оскорбительным отношением к украинцам в довоенные годы поляки отчасти заслужили то, что произошло с ними позднее.

Один из самых авторитетных украинских интеллектуалов, профессор истории Ярослав Грицак в интервью тому же журналу, Magazyn Świąteczny, рассказал о своем видении деятельности УПА: "Я помню, что много лет после войны в селах УПА вспоминали вовсе не так благодарно. Люди одно говорили в микрофон, и другое - в частном порядке у себя дома. Большинство имели страшную обиду на УПА за то, что помимо поляков и солдат Красной армии, партизаны убили также множество украинцев. Целое поколение, которое после войны вырастало в Галичине, из-за УПА было вынуждено отказаться от карьер. 17-, 18-летние ребята теоретически могли поступать в университеты, получать образование, становясь из крестьян юристами, врачами, учеными. Условием было вступление в Комсомол, а это означало определенный приговор от УПА. В опасении за своих детей родители не позволяли им учиться. Целое поколение утратило шанс на цивилизационное развитие. Люди, которые могли в 60-е годы прийти к власти с университетским дипломом, остались землепашцами, простыми колхозниками". С другой стороны, подчеркнул историк, ни один житель западной Украины в то время, независимо от своей воли, не мог остаться в стороне от войны - он все равно должен был так или иначе быть причастным к одной из воюющих сторон - если не УПА, то того же потребовала бы от него Красная армия, а то и немцы или поляки.

Грицак отметил, что он против того, чтобы считать какую бы то ни было историю подвигом, потому что ни в одной войне нет абсолютных героев - как нет и абсолютных жертв: "По моему мнению, нужно говорить об УПА, смотря на нее с разных сторон. Только так может появиться ее новый образ, который будет принят как восточной, так и западной Украиной. Это должен быть образ не героический, а трагический. Образ поколения, которое боролось, потому что не имело выбора, и которое своей борьбой привело к тому, что другие тоже не имели выбора".

В то же время один из самых авторитетных польских интеллектуалов, главный редактор Gazeta Wyborcza Адам Михник в своей статье отметил, что "70-я годовщина акции на Волыни оживила националистические организации по обе стороны границы. В Польше мы слышим громкие голоса, требующие украинского покаяния, в Украине - громкие голоса антипольские. Этому сложно удивляться. История польско-украинских отношений была полна несправедливости, войн, преступлений. Два народа сражались за свою свободу и независимость, видя угрозу в устремлениях другой стороны… Вспышка Второй мировой войны принесла украинцам надежду, что они получат независимое государство. Волынь и восточную Галичину они считали своими землями. Для поляков это было неприемлемо, и они стали на позицию возвращения к границам, существовавшим до 1 сентября 1939 года. Неминуемый конфликт приобрел формы исключительно изуверские, как и все крестьянские восстания. Говоря о "волынской резне", стоит помнить и о "резне галицкой", или о Едвабно (крупный жесточайший еврейский погром, совершенный поляками в июле 1941 года. - "ОстроВ"); у украинцев не было монополии на изуверство".

"С этой перспективы спор о словах вызывает подозрение в недобросовестности. Можно ли сказать, что конфликт был трагедией обоих народов? Если Волынь была общим домом украинцев и поляков, то, возможно, это была трагичная гражданская война?… Если мы, поляки, говорим о необходимости правды и дани совести, то не справедливее ли будет начать с себя? Не хватит ли у нас - народа, лишенного государства в течение 123 лет, - сил понять трагедию народа украинского, который столько раз не по собственной вине попадал в ловушку, живя под чужими правительствами?"

"Бандера и ОУН - не мои герои, - подчеркнул Михник. - Осуждение массовых убийств на Волыни я считаю справедливым. Однако не являются моими героями и пацификаторы украинских сил в эпоху II Речи Посполитой, и предводители Национальных вооруженных сил. Историю нельзя отмотать назад, с этим прошлым мы вынуждены жить. Нужно рассказывать о ней всю правду, а не шокировать жестокостью и не спорить о том, кто больше пострадал… И польские, и украинские жертвы должны получить достойное почтение. У меня есть множество товарищей-украинцев, которые думают так же. Давайте, поляки и украинцы, будем мудрее наших дедов и прадедов. Не мы копали те ямы для убитых. Давайте не будем их сейчас легкомысленно раскапывать".

Почему бразильцы против футбольного чемпионата и Олипмиады?

Нынешнее время - это еще и период, когда поляки и украинцы "отмечают" годовщину совместного проведения европейского первенства по футболу - подсчитывают прибыли и убытки. Украина готовится к новым крупным международным соревнованиям и даже к зимним Олимпийским играм. Между тем, в Бразилии, которая, в свою очередь, готовится скоро принимать мировых футболистов и олимпийцев, вспыхнуло некое подобие "Оранжевой революции" - как раз по этой причине. "Двенадцать важнейших городов Бразилии массово протестуют. Такого здесь еще не было. Это не акции протеста студентов, анархистов или антиглобалистов, не бунты жителей фавел и маргиналов, а мирные демонстрации среднего класса – нового явления для страны, традиционно отличающейся колоссальной социальной полярностью", - написал российский Slon.ru.

Как отмечают в издании, поводом к протестам стало всего лишь повышение тарифов на проезд в общественном транспорте, однако такая инициатива властей стала только последней каплей в чаше терпения бразильцев, чьи проблемы мало отличаются от украинских. "Волна массовых протестов началась с невинных молодежных митингов в нескольких районах Сан-Паулу, о месте проведения которых студенты оповещали посредством статусов в социальных сетях. Уже через несколько дней тысячи паулиштас вышли из фейсбука на улицы, чтобы под лозунгами "дело не в двадцати сентаво, дело в наших правах" выразить недовольство отвратительной работой коммунальных служб, отсутствием в двадцатимиллионном мегаполисе достойной городской инфраструктуры, неприкрытой чиновничьей коррупцией, а настроенные более радикально – системой в целом. Правительство Сан-Паулу, не ожидавшее подобного сценария, незамедлительно отправило отряды полиции особого назначения для подавления мирной манифестации. Спецназ использовал дубинки, водометы, резиновые пули и слезоточивый газ, в результате чего более полусотни людей, в их числе журналисты и фотографы, получили ранения разной степени тяжести".

"Неожиданно крупная акция протеста прошла в минувший понедельник в центре Рио-де-Жанейро. Ожидались пятьдесят тысяч манифестантов, но уже к шести вечера, согласно независимым подсчетам, подтянулись как минимум сто тысяч митингующих. Здесь протестные выступления прошли под ритмы батукады и напев, ставший хитом июня: "Мы не хотим чемпионат мира, нам нужно образование", - рассказывает Slon.ru. - …На улицы вышли целые семьи, с маленькими детьми и беременными женщинами. Под стук тамбуров демонстранты требовали улучшения работы социальных служб до стандартов первого мира, куда в последние годы средний класс может легко себе позволить путешествовать, повышения уровня образования, медицины и безопасности… В каждом из двенадцати городов страны акции протеста были скоординированы исключительно посредством социальных сетей. У них нет ни лидера, ни представителей, ни какой-то конкретной политической окраски. Партийным символикам манифестанты предпочитают колоритный национальный флаг".

Как отмечается в другой статье "Слона", "в Бразилии только что начался Кубок конфедераций по футболу, в следующем году страна примет чемпионат мира, а в 2016-м – летние Олимпийские игры. Естественно, по всей стране в авральном порядке возводят новые спорткомплексы, стадионы и гостиницы. На это идут миллиарды бюджетных средств, которые, может, не так масштабно и откровенно, как у нас, но все равно пилят бюрократия и близкие к центрам принятия решений предприниматели. Люди требуют, чтобы власть потратила футбольно-олимпийские деньги на школы и больницы. Что характерно, наибольшие протесты проходят именно в городах, которые принимают ЧМ: в Латинской Америке принято мешать спорт и политику, но кто бы мог подумать, что самая футбольная страна в мире окажется недовольна тем, что принимает мировое первенство".

Курс на Беларусь?

Пока иностранные СМИ еще не успели осознать глубину и смысл продажи крупнейшего и наиболее успешного медиахолдинга Украины феноменально молодому украинскому олигарху, за которым, как предполагается, стоит старший сын Виктора Януковича Александр, что, поговаривают злые языки, означает подготовку Януковича-старшего к новой победе на президентских выборах. Но журнал "Огонек"  не обошел вниманием странные события, происходящие с украинским телевидением. В частности, со сменой собственников и, соответственно, редакционной политики телеканала TVi - его рейдерским захватом, как говорится в статье. "ТВi был последним независимым и оппозиционным по отношению к властям каналом. Год назад его начали активно вытеснять из кабельных сетей, отобрали эфирные частоты, давили через налоговые органы. Владелец канала — беглый российский олигарх Константин Кагаловский — более или менее успешно отбивался от атак, но беда пришла оттуда, откуда ее меньше всего ждали,— от бывших менеджеров канала", - отмечает корреспондент российского издания.

"Действия бывшего директора ТВi Княжицкого — это моральный удар для Кагаловского (бывшего владельца TVi. - "ОстроВ"), который доверял тому безгранично. Тот неделями гостил всей семьей у него дома на юге Франции. Кагаловский утверждал все сметы расходов, которые предоставлял Княжицкий, и даже спас того от тюрьмы в 2012 году. "Когда налоговая инспекция завела на Княжицкого уголовное дело и тому грозило тюремное заключение, я лично попросил Арсения Яценюка включить Княжицкого в предвыборный список от оппозиции. Так он стал депутатом",— поясняет бизнесмен, бежавший из России и банально обманутый на Украине.

С момента захвата канала прошло почти два месяца, но Кагаловский до сих пор не может спокойно об этом говорить. Иногда от нервного возбуждения у него начинают трястись руки: "Не будет второго такого дурака, кто станет себе в убыток финансировать в Украине оппозиционный канал. Не будет такого. Меня пытаются обвинить в том, что я хотел продать канал украинской власти, "Газпрому", еще черт знает кому. Все это чушь и ложь. Сейчас я просто хочу привлечь к ответственности мошенников".

"В то же время судьба Альтмана (нового владельца телеканала. - "ОстроВ"), да и судьба Княжицкого, мало кого заботит, всех интересует, кто же реально стоит за захватом единственного независимого от властей украинского канала, - отмечают в "Огоньке". - У Княжицкого при всей его изворотливости и коварстве нет денег, чтобы содержать канал. Для мелкого бизнесмена Альтмана история с ТВi — это всего лишь возможность получить даром актив и попытаться его перепродать, денег на финансирование ТВi у Альтмана тоже нет. Главная интрига: кому продать? Княжицкий уже стал делать реверансы в сторону власти, его воспитанник Артем Шевченко, который еще недавно клеймил власть, теперь заявляет, что канал откажется от "огульной критики", будет позитивным и начнет "давать людям надежду"."

А в связи с этим - еще одна параллель, на этот раз - белорусская. Как рассказывает российский журнал The New Times, власти соседней страны до такой степени усложнили условия размещения на многоквартирных домах спутниковых тарелок, что делать это стало фактически невозможно. Как считают в издании, таким образом режим борется с проникновением в страну зарубежных вещателей - популярных там российских, украинских и польских телеканалов, отзывающихся об Александре Лукашенко весьма нелицеприятно. При этом провайдеры кабельного ТВ "вычистили" из своих пакетов все эти телеканалы еще раньше, и сегодня показывают только развлекательные программы.

"Не стоит забывать и о том, что уже в 2015 году в Белоруссии должны состояться президентские выборы. Рядовые белорусы уверены: их целенаправленно лишают возможности смотреть альтернативное телевидение накануне ключевой политической кампании. Новости российских телеканалов в белорусском эфире показывают с часовым опозданием, а все сюжеты о Белоруссии вырезают. «В кабельных пакетах нет даже украинских телеканалов, и уже пару месяцев их нельзя поймать даже по спутнику. Загадка», замечает в разговоре с The New Times белорусский политолог Роман Яковлевский".

"Чтобы снизить интерес населения к иностранным каналам, власти запускают два новых - своих. Всего в стране пока три крупных общенациональных телеканала - ОНТ, БТ, и СТВ. "Беларусь-4" будет позиционироваться как исключительно "семейный" телеканал: на нем без конца будут идти сериалы. Еще один новичок - Пятый - станет спортивным. Нет в Белоруссии и независимой прессы. Оппозиционные газеты в киосках не продаются, а крупнейший таблоид страны "Комсомольская правда в Белоруссии" вообще избегает освещения политической жизни страны. И даже не комментирует заявления правительства и главы государства, предоставляя читателям только цитаты из выступлений официальных лиц. Небольшие частные региональные газеты вынуждены сотрудничать с властью: в противном случае, для них не останется места в киосках, а их журналистов перестанут пускать на официальные мероприятия госчиновников. Журналисты практически всех оппозиционных медиа, существующих на зарубежные гранты, вещают исключительно из-за рубежа. Если они появляются с диктофонами или камерами на улицах, обычно их тут же задерживают сотрудники правопорядка", - констатируют в издании.

"Редактор одной из крупнейших республиканских газет Белоруссии в беседе с корреспондентом The New Times заявил, что "журналистов в стране уже не осталось": "Есть пропагандисты, которые за 500-700 долларов в месяц пишут пропагандистские статьи, которые уже никто в стране не читает. Тиражи обеспечивает принудительная подписка: хочешь не хочешь, но "Советская Белоруссия" в твоем ящике лежать будет, и подписку ты на нее оплатишь. Иначе - уволят", - рассказывает он… Дискредитацией независимых СМИ активно занимается белорусский КГБ. Несколько десятков чекистов каждый день в рамках своих служебных обязанностей пишут защищающие суверена и его политику комментарии к новостям на оппозиционных сайтах, поливают грязью оппонентов, "разоблачают" редакторов, обвиняют их в цензуре, когда те снимают их комментарии. Периодически по инициативе властей устраивают "медиасрач". Недавно, например, председатель движения "За свободу", экс-кандидат (2006 г.) в президенты Александр Милинкевич, имя которого в оппозиционной тусовке все чаще связывают с КГБ, назвал "Хартию-97", крупнейший оппозиционный ресурс Белоруссии, тенденциозным и пропагандистским. По мнению политика, на сайте должны быть разные точки зрения на происходящее в стране, а не только критика власти", - говорится также в статье. При этом, как отмечает корреспондент The New Times, за дискредитацию правительства в Беларуси предусмотрена уголовная ответственность.

Обзор подготовила Софья Петровская, "ОстроВ"

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Страна
30.04.2024
23:00

Реформа высшего образования: революция или реанимация?

“Объединения университетов будут неизбежно. Те, кто объединятся сейчас, будут иметь возможность воспользоваться 1,5 миллионами долларов, которые нам предоставляет на каждое объединение Всемирный банк”
Мир
30.04.2024
16:45

«Имеем всё больше стимулов ускорить решение задач СВО». Российские СМИ об Украине

...Предложение должно идти только от американцев. Вообще договор будет гораздо шире. Нас интересует не только СВО. Нас интересует система глобальной безопасности, и взаимодействие с НАТО на территории Европы – лишь одна из частей.
Донбасс
29.04.2024
16:44

"Бесхозное имущество": как оккупанты будут отбирать жилье украинцев в "ДНР" и "ЛНР"

Простыми словами, забрать могут у тех, у кого есть недвижимость на оккупированной территории и все признаки, подтверждающие отсутствие эксплуатации недвижимого имущества.
Все статьи