Сельский эксперимент донецких переселенцев

Друзья и родственники сочувствующе кивали и желали удачи, когда 7 месяцев назад мы, с двумя малолетними детьми, перебрались в незнакомое село на Полтавщине. Местные удивляются, что семья из миллионного Донецка решила осесть не в городе, а в полуторатысячной деревне, где нет ни родных, ни друзей, ни знакомых. Равно как и работы (в традиционном ее понимании) для двух филологов-журналистов.

«Ми були, були на селі…»

Дауншифтеры, экопоселенцы. В мирное время я писала о тех, кто добровольно отказался от комфорта и городской жизни ради здоровья и гармонии с природой. Тогда это казалось интересным, но столь кардинально менять свою жизнь и уезжать из мегаполиса в сельскую глушь мы с мужем и трехлетней дочкой были не готовы: привычный быт, родственники, постоянная работа. И только два года спустя, стоя у разрушенного снарядами дома на окраине Донецка, мы решились на то, на что раньше не решались. В ту пору мы ожидали пополнения в семье и, как тысячи вынужденных переселенцев, стремились увезти детей подальше от войны.

Застыв над виртуальной картой Украины, мы искали место, где они смогут свободно дышать после донецких шахт, заводов и горящих под терриконами свалок. Где можно вырастить небольшой сад и чистые продукты для семьи. А еще найти глину для любимого увлечения – гончарства, которое в Донецке собирались превратить в семейное дело. К поиску именно сельского жилья подтолкнула еще и стоимость аренды в городах, которая стремительно росла с каждой волной вынужденных мигрантов. После переселенческих мытарств хотелось найти прочную крышу над головой и разобраться с дальнейшим «курсом». Поэтому, когда подходящий дом в селе нашелся по объявлению в Сети, мы сразу отправились на «разведку» - в Вороньки.

Это село на северо-западе Полтавщины лежит примерно в 200 км от Киева и областного центра. Несколько лет назад киевляне потянулись сюда десятками за землей под дачи. Со всех сторон Вороньки будто опоясаны лесом. Из промышленности поблизости только кирпичный завод, здесь же функционирует зерновая компания, мельница и лесничество. Кстати, это о Вороньках поет свою хитовую песню «ВВ» - «Були на селі». А еще в народе село слывет картофельным: не хлеб, а картошка здесь всему голова! Ее в невиданных нами прежде объемах выращивают на продажу в каждом дворе, едва только сойдет снег. Правда, из-за сверхпредложения стоимость этой культуры в сезон порой не превышает и гривны за килограмм. Но здешние селяне упорно из года в год продолжают взращивать тонны картофеля. Стоит ли говорить, что мы от этой «бизнес-идеи» отказались?

«Интенсив» по выживанию

Наш новый дом расположен у леса на возвышенности, которую местные называют Панской горой. Говорят, что по соседству некогда стояла усадьба графа Андрея Милорадовича, которому Вороньки были подарены за подвиги Екатериной II. Но, к сожалению, до наших дней от строения не осталось и кирпича. Зато, со слов местных жителей, под селом можно найти подземные ходы, по которым влиятельные хозяева усадьбы любили перемещаться в соседние деревни.

Вдохновленные колоритом местности и близостью леса, мы, городские романтики, мечтали создать здесь со временем свою агроэкоусадьбу, куда смогут приехать все желающие – пожить, отдохнуть, запастись натуральными продуктами, собрать грибов-ягод и вылепить на память глиняную посуду и сувениры. Тогда мы даже не задумывались о возможных недостатках нашего соседства с дикой природой.

Например, клещей мы видели только по телевизору, а здесь близко с ними познакомились (обстоятельство это хоть и не из приятных, но вполне поправимо при условии регулярного осмотра всех домочадцев). Редисом, заботливо выращенным на весенних грядках, пришлось поделиться с зайцами. Позже огород облюбовали дикие кабаны, которые целыми семьями периодически наведываются в наш двор. А еще нам «достались» коршуны, змеи и лисицы…

Регулярные набеги зверья натолкнули на вывод о том, что город со временем «усыпляет» в людях природный инстинкт самосохранения, а также внимательность и осторожность, которые заново пришлось развивать на новом месте. В общем, можно сказать, за полгода мы прошли «интенсив» по выживанию и борьбе за место «под солнцем».

Не коровой единой…

В селе, где практически нет рабочих мест, зарплата в 2 тысячи гривен считается «мажорской». Удаленную работу, например, в Сети здесь всерьез никто не воспринимает, хотя Интернет в Вороньках имеется у многих. Поэтому селяне становятся заложниками трудоемкого хозяйства, ежедневно и необратимо отбирающего у них здоровье, силы и время. При этом менять уклад жизни, доставшийся по наследству от дедов, никто не спешит. Правда, местные жители справедливо гордятся продуктовыми запасами, которым горожане могут позавидовать.

Нам повезло: нашли удаленный заработок и «оптимизировали» свое хозяйство. Для создания необходимых бытовых условий на новом месте, полноценного воспитания двоих детей и домашней работы мы остановили выбор на фрилансе. Руководствуясь принципом «кто ищет, тот всегда найдет», стали продвигать свои услуги нейминга и написания текстов в Сети.

Чтобы не стать рабами села, ограничились только самым необходимым набором овощей и животных. Купили вместо коровы козу, которая гораздо неприхотливее, требует меньше места и кормов. К тому же козье молоко легче усваивается и не вызывает аллергии, что особенно важно для здорового питания детей. Вместо популярных гусей, уток и кур мы решили обзавестись перепелами, которые меньше едят и не отнимают много времени. О диетической ценности мяса этих пернатых и целебных свойствах их яиц известно давно. В создании перепелиной мини-фермы нам помог грант по программе поддержки переселенцев фонда «Каритас-Украина».

Привычные сотки «под картошку» без раздумий были отданы будущему саду, который этой осенью пополнился молодыми яблонями. На горе отличное место для садоводства. К тому же фрукты у населения охотно покупают местные производители соков и кондитерских изделий. Здесь также выгодное место для пасеки. Возможно, позже обзаведемся собственными пчелами и совсем откажемся от вредного сахара.

Интернет и расспросы местных убедили высадить ореховую аллею. В Донецке мы скептически ухмылялись, глядя на цыган-скупщиков орехов. В Вороньках узнали, что орехи – «золотая жила». Этими деревьями богат здешний лес, и местные с сентября ходят сюда как на работу. Сдачей собранных орехов селяне зарабатывают на быттехнику и даже автомобили, сотнями килограмм сдавая их переработчикам.

В Вороньках мы собрали неплохой урожай фасоли, которой можно заменить дорогое мясо, а излишки ее продать горожанам.

Вообще, надо сказать, местные научили нас находить сопутствующий заработок, что называется, под ногами. К примеру, весной здесь можно заготавливать березовый сок, летом собирать лекарственные травы, землянику, малину, а осенью – грибы.

Во время очередной «разведки» на местности узнали, что когда-то недалеко от нас был пруд, где соседи разводили рыбу. Небольшой водоем был загублен вместе с его обитателями. Двумя молодыми семьями мы решили его восстановить в наступающем году и зарыбить. Со временем прилегающую территорию можно облагородить и сделать зоной для отдыха с детьми, для которых в селе не достает развлечений.

«Вы у нас останетесь?»

По словам соседей, они не переживали насчет того, что рядом осядут переселенцы. Только удивленно наблюдали за нашими манипуляциями по расчистке заброшенного сада и участка. Домов свободных в Вороньках хватает. Но молодежь в селе – редкость: все тянутся в большой город. Поэтому частый вопрос, который нам задают: «Вы у нас останетесь?».

Практически все, с кем мы познакомились за месяцы в Вороньках, так или иначе связаны с зоной АТО – оставшимися в блокаде родными, друзьями или знакомыми. Кто-то вспоминает, как строил супермаркеты «Амстор» в Донецке, кто-то - как в молодости трудился на шахте. А к кому-то из Донбасса раньше приезжали за картошкой… Здесь понятия не имеют о фейсбучной «толкотне» вроде «так им и надо, сами виноваты». Вороньковцы по-человечески сопереживают и желают мира.



















Наталья Коммодова из Полтавщины, специально для «ОстроВа»

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи