Вторник, 16 октября 2018, 03:381539650318 Написать нам Реклама на сайте Мобильная версия English

Вверх

Мифы о Галиции. Галичане – сепаратисты  и европейцы

«По своей природе галичане пассивны и привыкли жить под чужим господством. За все годы независимости Украины из Галиции не вышло ни одного выдающегося политика или харизматичного лидера на уровне кандидата в Президенты, премьер-министра или председателя Верховной Рады…». – «Остров» завершает публикацию цикла статей известного западно-украинского общественного деятеля Андрея Микитина о мифах Галичины. На русском языке публикуется впервые.

Миф шестой: Галицкий сепаратизм

Во времена политической нестабильности и майданных противостояний, можно было услышать упрёки в адрес галичан, что они, мол - сепаратисты и только мечтают об одном: как бы выйти из Украины и ринуться в объятие бабки Австрии, матушки - Польши или отца Евросоюза.

Однако это очередной миф, не имеющий никаких исторических и политических обоснований. Галичане даже не помышляют о каком-то географическом отделении или независимости от большой Украины. Такого стремления историки не зафиксировали. Проживая на территории Галицкого королевства и в независимой Западно-украинской республике, галичане никогда не ставили перед собой цели - жить отдельно от своих братьев на востоке. Более того, население Галиции готово затянуть туже пояс и поделиться салом с восточными братьями, лишь бы жить в соборном государстве. Хотя, чего греха таить, некоторые галичане тайно мечтают о включении в состав Украины Пшемишлянского воеводства и Кубани, чтобы воплотились в жизнь слова песни: “от Сянa до Дона”.

По своей природе галичане пассивны и привыкли жить под чужим господством. За все годы независимости Украины из Галиции не вышло ни одного выдающегося политика или харизматического лидера на уровне кандидата в Президенты, премьер-министра или председателя Верховной Рады. Исключение составляет только Вячеслав Черновол, но его модно считать продуктом еще советской системы, и с ее реальным уходом из нашей жизни постепенно нивелировалась и роль этого политика.

В Галичанах нет лукавства, поэтому они избирают депутатов в политические партии по очень простому и непритязательному принципу: «За Украину, - против москалей».

Этот принцип универсален для галичан. И результаты выборов всегда можно спрогнозировать. К сожалению, он применяется на выборах не только в Верховную Раду, но и в местные советы, вплоть до сельского уровня. И хотя москалей в галицком селе нет, а за Януковича голосует не более двух человек, однако, рядовой галичанин готов противостоять этим двум до последнего, чтобы в его селе все было так, как в Казахстане, где на любых выборах побеждает только одна политическая партия - пропрезидентская.

Между тем областные советы в Галицких областях плохо координируют свою работу и не принимают никаких актов, которые защищали бы интересы галичан. Некоторые постановления этих советов приняли скандальный оттенок. Они касались решений, которые не входят в компетенцию областных советов: запрещение преподавать в учебных заведениях по-русски, требование роспуска парламента и коллективное непризнание вышеупомянутого Виктора Януковича - новоизбранным Президентом Украины на своей территории.

Эти нелегитимные решения и стали очередным топливом для мифа о «пресловутом галицком сепаратизме». Однако в конечном итоге галичане никуда не собираются выходить и их никто никуда не примет. Как и непризнанную Республику Приднестровье. Галиция – это три маргинальных области, каждая из которых по многим аспектам зависит от столицы Украины.

Галичане не имеют своей национальной церкви, которая бы отличала их от других этнических групп, населяющих Украину. Например, как армянская диаспора имеет в Украине свои храмы. Доминирующая в Галичине церковь- греко-католическая и отличается она от российской православной только тем, что вместо « многая лета» президенту Путину там поют осанну Папе Римскому. Остальные элементы служения - идентичны. Галичане не имеют также ни одного периодического издания или хотя бы какой-то захудалой газетки, которая бы издавалась на галицком диалекте.

Галичане на протяжении последних столетий находились в составе польского тоталитарно-католического общества, чувствовали себя людьми второго сорта и мечтали жить в соборности со своими этническими братьями за Збручем. Поэтому, усвоив с молоком матери, все правые польские националистические и религиозные взгляды, галичане трансформировали их в своем сознании. Теперь, считая себя «Пьемонтом» в продвижении общественных процессов в Украине, они накладывают устаревшие польские стандарты на украинское общество и исповедуют крайне правые националистические и консервативно - религиозные взгляды.

Галицкий сепаратизм также невозможен потому, что галицкие области окружены с запада и юга другими областями Буковины и Закарпатья, которые не имеют желания называться галицкими и не собираются подчиняться «галицкому патронату». И даже если Украина вступит в Евразийский или Славянский Союз и покорится Москве - галичане и тогда никуда не денутся.

Но сепаратисты на Украине всё-таки имеются. Это закарпатские русины и мадяруни (украинцы - сторонники венгерской автономии). Надо отдать им должное. Они давно определились в своих политических воззрениях и имеют четкое представление: куда и к кому присоединяться.

Причиной раскола исторических территориальных образований в Европе часто служат их высокие технологии и экономическая рентабельность. Так, Каталония экономически более прогрессивна, чем остальная часть Испании. Северная Италия опережает южные районы в экономическом развитии, приблизительно так, как Чехия опережает Украину. И хотя галичане материально живут немного лучше шахтёров Донбасса, однако уровень их экономического потенциала всё же намного ниже, чем за Збручем. Поэтому никаких экономических предпосылок у Галичины для сепаратизма нет. Более того, галицкие области преимущественно аграрные и высокогорные, требуют постоянных правительственных дотаций. Свой прожиточный минимум галичане зарабатывают не у себя дома, а за рубежом, или даже в восточных областях Украины.

Следовательно, мифом о галицком сепаратизме можно пугать только жителей высокогорных сел, до которых не доходит телевизионный сигнал.

Хотя сами галичане этого мифа опровергать не будут: такова их ментальность, но это уже тема восьмого мифа.

Миф седьмой: Львов - столица Галиции

Иногда можно услышать, как в кругу друзей, в летнем кафе под зонтиком, слегка захмелевший галичанин, энергично ударив кулаком по столу, заявляет: “Львов - столица Галичины». «Что у пьяного на языке, то у трезвого на уме» - гласит народная пословица.

Вполне возможно, что по географии и по политэкономии у этого поклонника Бахуса в школе были одни тройки. Львов не является столицей Галиции, ни в административном, ни в политическом, ни в культурном, ни в образовательном, ни в духовном отношении.

В этом легко убедиться, если постоять на улице Банковой в Киеве, у роскошных дверей правительственных учреждений. Здесь можно встретить руководителей каждой из трёх галицких областей, которые ездят решать проблемы своих регионов в столицу Украины - город Киев. Ни разу за 16 лет независимости Украины Львов не решал и не лоббировал ни одного стратегического, экономического или инвестиционного вопроса для остальных Галицких областей.

Не является Львов и столицей прикарпатских политиков. На улицах города вы не найдёте Центральных офисов партий. Взоры политиков направлены сейчас на восток, в сторону стольного града - Киева и некоторые из них постепенно переселяются поближе к Днепру. Ограниченные возможности политической жизни Львова обычно используют только в качестве стартовой площадки для продвижения на высшие общественные и политические должности.

Не является Львов также столицей культуры и искусства галичан. Хотя во Львове действует достаточно много музеев, выставок, вернисажей и театров, однако все они носят характер областного масштаба. Культурная жизнь интеллигенции Львова варится в собственном соку и исповедует великодержавный национализм с его героями - Владимиром Великим, Тарасом Шевченко, первым Президентом Украины - Грушевским, а также с Трипиллям, Хортицей и Запорожскими казаками. Если и существует какая-то иерархия культурных ценностей, то Львов занимает в ней нишу, между Галицким селом и столицей Украины - Киевом. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать - лучшие экспонаты, лучшие произведения и лучшие художники рано или поздно осядут на Киевских холмах или в Кончах Заспах.

Не является Львов столицей и в сфере науки и образования. В каждом Галицком областном центре есть свои местные университеты и высшие учебные заведения, которые являются независимыми или ориентирующимися исключительно на Киев. Поэтому легендарный Львовский Университет, как единственная Альма Матер для галичан, своё значение утратил. Сегодня он является просто самым старым учебным заведением, помещения которого нуждаются в ремонте. И если в советские времена абитуриенты из всех уголков галицкого края рвались на учебу во Львов, то сегодня высшее образование они могут получить у себя дома. А вот за престижным дипломом Болонского Соглашения, львовянам приходится ехать на учёбу в страны Шенгенской зоны.

Львов не является также транспортной столицей Галичины. Он только крупный транзитный узел западной Украины. Добраться пассажиру во Львов из Тернополя или Ивано-Франковска (и наоборот) не так то просто, несмотря на обилие транспорта

Да и не зачем галичанам из других областей ездить во Львов, разве только в польское консульство. Но если бы вдруг жители Галичины возжелали посещать свою разрекламированную «столицу», то столкнулись бы с неразрешённой транспортной проблемой. Фермеры, доставляющие свою продукцию на рынки «столицы» говорят, что из Львова намного проще добраться до Киева или до Варшавы, чем попасть в районные центры Галичины, не говоря уже о сёлах глубинки.

Центр управления духовной жизнью Галичины, также ориентируется на Киев. Пока ещё галичане считают себя овцами Греко-католической церкви и много лет с верой и благоговением взирали на свято-Юрскую гору, однако и этот, последний, столичный штрих, Львов утерял. С молчаливого согласия парафиян, Митрополию переносят в Киев, а Львов, в религиозном отношении, станет провинцией.

Галичане по праву гордятся своим городом Льва и его уникальным архитектурным наследием.

- Львов - наше чудо, жемчужина архитектуры, визитная карточка нашего края, - любят говорить галичане. Но фактически архитектурные шедевры Леополиса или Лемберга (старые названия города Львова) построены в австрийском стиле, во времена Австро-Венгерской империи руками строителей разных национальностей. Из-за нескольких войн в центральной Европе в прошлом веке и многократному переделу границ после окончания военных действий, стать настоящей архитектурной столицей Львов не сумел. Нынешние «новые украинцы» выкупают и осваивают историческую часть Львова и застраивают её на свой вкус такими архитектурными монстрами, что скоро от памятников старины останутся только пожелтевшие открытки прошлого столетия. В середине девяностых годов, в «сердце» Львова (площадь Мицкевича) строители - модернисты забили «осиновый кол» - в виде вульгарного строения псевдо архитектурного «покруча» (нынешнее помещение «Укрсоцбанка»). Архитектурный колорит средневекового города разрушен и осквернён.

Конечно, Львов является крупнейшим городом Галичины, этого никто не отрицает, но не её столицей. Хотя есть одна особенность, которой можно было бы придать статус столичной категории - это легендарные кладбища и захоронения.

Львовская земля приняла и упокоила прах знаменитых и мужественных людей Галичины, живших в прошлых столетиях. Львов - это не столица Галичины, а скорее галицкий Пантеон. Галичане с большим уважением чтят память своих мертвых земляков, но это уже тема следующего мифа.

Миф восьмой : Галичане – европейцы

О галичанах, жители других областей Украины говорят, что они европейцы. Факты - упрямая вещь! Исторически сложилось что, проживая в составе Австрийской монархии в течение нескольких столетий, галичане унаследовали европейский менталитет и сегодня представляют как бы «евролокомотив» для украинского общества. Однако, здесь нужно разобраться в понятийном аппарате.

Европейцами, в сознании украинцев, являются, прежде всего, народы романо-германского происхождения, к которым можно применить немецкое слово «бюргеры».

Это слово в последние годы стало символом определения законопослушности, пунктуальности и порядка и определяет европейцев, как патриотов, своего поселка, города, края. Европейцы ревностны по отношению к окружающей среде, в которой живут, заботятся об экологии, повышают безопасность и комфортность проживания. Для этого они мудро используют политические рычаги, которые дают им возможность лоббировать свои интересы, через избранных ними политиков.

В этом смысле галичане не являются европейцами, хотя и проживают в символическом центре Европы. Их нельзя назвать европейцами, ни в политическом, ни в ментальном, ни в духовном отношении.

Галичане, в политике, не сумели создать ни одного феномена, а политические силы в Галичине, у которых высокий рейтинг, вообще не защищают интересы рядовых граждан. Галичане живут виртуальной идеей построения большой Украины «от Сяна до Дона» и мало уделяют внимания ремонту своего собственного подъезда, улицы или села. Все, что для европейца является первичным (домашний очаг, семья), у галичан, в их иерархии ценностей, не занимает даже пятого места. Соответственно формируется и ментальность галичан: обыватель живет и мыслит политическими категориями позапрошлого столетия и руководствуется духовными принципами ортодоксального христианства образца петровских времен. Между тем, в Европе уже давно изменились взгляды, относительно формирования мононациональных унитарных государств и исповедуемых консервативных религий.

Общаясь с гостями из Европы, галичане льстят им своим гостеприимством азиатского происхождения и рассказывают грустную историю отлучения Галиции от европейской груди в результате подписания пакта: «Молотова -Рибентропа» и последующей многолетней советской оккупации. Труднее приходится галичанам, которые работают (легально и нелегально) в странах европейского Союза. Они понимают свое незавидное и бесправное положение гастарбайтеров и никакой перспективы на улучшение ситуации. Однако, зарабатывая и жёстко экономя евровалюту на своём здоровье и комфорте, они живут мечтой о будущей счастливой жизни на своей родине. В длительных трудовых и опасных для жизни командировках, галичанин живет не только в виртуальном украинском государстве, но и в виртуальном доме и даже в виртуальной семье. Однако, хуже всего, что жизнь проходит, а мечты не становится реальностью. И это угнетает.

Европейское общество развивается и изменяется в реальном времени. Мы наблюдаем, как меняются у европейцев взгляды, ценности и приоритеты.

Однако галичане, будучи отгороженными от Европы границей и новым визовым режимом, не принимают участия в европейских дискуссиях, саммитах, встречах. В конечном итоге тысячелетнее проживание в составе европейских государств, не трансформировало галичан в европейцев. Галичане не позаимствовали на западе, как это сделал русский царь Пётр Первый, идей нового религиозного и общественно политического уклада. Поэтому, изредка посещая Европу, галичане чувствуют себя людьми второго сорта. Что касается пылких намерений вступления в Евросоюз - то это только прагматичное желание на уровне желудка: иметь стабильную работу и зарабатывать твердую валюту. Все другие культурные европейские достижения - галичан мало привлекают. Это и является подтверждением того, что галичане имеют свою специфическую ментальность, причем значительно отличающуюся от европейского стандарта.

Андрей Микитин, Ивано-Франковск

Читайте также:

Мифы Галиции. Католическая Галичина и Галичане - лучшие христиане

Мифы о Галиции



ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ ВИДЕО

Погода
Погода в Киеве
Погода в Донецке
Погода во Львове
Погода в Симферополе

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер: