Вверх

Мифы о Галиции
Люди, в своём историческом и общественном бытии, часто пользуются мифами. Галичане мифы не слагают. О них мифы - придумывают другие. При этом галичане не возражают, чем молча подтверждают правдивость придуманного. И тогда миф становится официальной информацией.

Миф первый: Галиция - украинский Пьемонт

Галицию часто называют Пьемонтом Украины. Аналогия верна отчасти, ибо настоящий Пьемонт - это историческая область Италии, в прошлом королевство, вокруг которого в XIХ веке произошло объединение итальянских земель в единую Италию.

Главенствующая роль Пьемонта в объединении Италии была обусловлена его экономическим и военным преимуществом над другими итальянскими провинциями.

Галичане, как потомки бывшего королевства Галиции, вообразили себе, что они также являются Пьемонтом, вокруг которого должна объединится вся Украина.

Версия о сходстве Галиции и Пьемонта, впервые была озвучена в начале прошлого века, когда галичане польского происхождения боролись за создание объединенной Польши. Тогда польские этнические территории были расчленены и входили в состав трёх империй: Российской, Австро-Венгерской и Германской.

В Галиции польские патриоты сумели выработать особенный, национально-консервативный польский устрой, который совпадал с идеологией новообразованного польского государства. С тех времён Польша стала независимой унитарной державой с единой национальной идеологией и единым государственным языком. Частично это произошло при поддержке галичан, но все же Польша сама сумела найти свою идею, которая не только объединила страну, но и вернула её в Европу.

Об украинском Пьемонте СМИ заговорили в начале 90-ых годов, сразу же после украинского возрождения Галичины. Прикарпатские галичане активно включились в политические процессы во времена развала советской империи и содействовали приходу к власти на республиканском уровне демократических сил. Но этих усилий было недостаточно, чтобы полностью отделиться от СССР. И вот тогда, в 1991 году, по Божьему провидению произошло чудо: в столице СССР, городе Москве состоялся государственный переворот, и власть в стране, на несколько дней, перешла к ГКЧП. В ту смутную августовскую неделю произошли необратимые процессы в вопросе дальнейшего определения судьбы Украины. Первый Президент независимой Украины, господин Леонид Кравчук, бывший коммунист-идеолог, обратился к лидерам политических партий Украины с просьбой оказать помощь в создании национальной идеи для молодой украинской суверенной державы.

С той поры прошло 16 лет. Было много реальных предложений и дискуссий, но единой украинской объединительной идеи так и не сформировали.

Галиция традиционно предлагает и настойчиво защищает свою версию на создание унитарной мононациональной и монорелигиозной державы, что, по существу, является тиражированием идей польского Пьемонта 20-х годов минувшего столетия. Если Галиция и является Пьемонтом, то только для Правобережной Украины, но не для всей страны. При этом Галичина служит выгодным политическим плацдармом для прихода к власти определённой группы политиков, которые поддержали идеи электората Галиции, что обеспечит им победу на выборах. Достаточно посмотреть на результаты голосования галичан на минувших президентских выборах, чтобы спрогнозировать ситуацию.

В 1991-м галичане дружно голосовали против кандидата в Президенты Леонида Кравчука, а через три года отдали ему свои голоса в противовес русскоязычному кандидату Кучме. В 1999-м году галичане голосовали уже за Кучму и обеспечили ему победу на выборах и ещё пять лет президентства. Но в 2004-м ситуация резко изменилась. Электорат Западной Украины массово объединился против Кучмы и его выдвиженца, премьер - министра Виктора Януковича, и отчаянно поддерживал другого кандидата в президенты - Виктора Ющенко. Сегодня вырисовывается уже другая картина. Большинство галичан отдают свои голоса на выборах уже не за Виктора Ющенко, а за Юлию Тимошенко.

В то же время вторая половина Украины, на левом берегу Днепра, категорически не воспринимает галицийские предложения и настойчиво голосует против кандидатов Галицкого Пьемонта. Но избиратели этой части Украины не имеют альтернативы и пользуются старыми лозунгами о придании государственного статуса русскому языку и возобновлению дружественных связей с Россией. Такое противостояние дестабилизирует ситуацию и не способствует дальнейшему государственному развитию Украины.

Галиция так и не стала Пьемонтом для украинцев. Сегодня страна нуждается в новой объединительной идее. И галичане могут предложить её, взяв за основу не унитаристскую систему, а, например, модель Канады, с её франкоязычным Квебеком. В нынешних условиях на роль Квебека, может претендовать как Галичина, так и Донбасс.

Однако галицийские патриоты настаивают на своём и пытаются внедрить в жизнь идею-фантом, приобретённую во времена национальной конкуренции с поляками в начале прошлого века. При том, в отличие от настоящего итальянского Пьемонта, Галиция является не самой богатой и развитой экономической территорией Украины. Поэтому вряд ли галичанам удастся переубедить более 20 миллионов соотечественников на Левобережье в своей идеологии, полагаясь только на вкусные рождественские угощения в снежных Карпатах.

Миф второй: галичане - «бандеровцы»

Широко распространено мнение, что галичане - националисты и экстремисты. Если провести социальный опрос на улицах любого украинского города, то многие респонденты ответят, что каждый галичанин прячет на чердаке своего дома пулемет или закопал под стогом сена на лугу автомат Калашникова.

Фактически же галичане огнестрельного оружия не имеют, за исключением криминальной «братвы». Во время оранжевых событий двухлетней давности власть имущие в своих выступлениях перед электоратом, часто цитировали реплику Жеглова из фильма: «Место встречи изменить нельзя» «Вор должен сидеть»! Но не уточнили где?

Поговаривают также, что галичане, якобы, запрещают в своём регионе разговаривать по-русски, всячески блокируют изучение русского языка и высокомерно относятся к гостям, которые не понимают украинской соловьиной мовы.

Но и это не так. В языковом вопросе галичане толерантны и безболезненно переходят на общение по-русски, особенно, когда речь идет о деньгах и бизнес интересах.

Ортодоксальных галичан уже почти не осталось. Многие мужчины уехали на заработки в страны центральной Европы. Поэтому конфликтов, когда галичане избили кого-то за употребление русского языка, не наблюдается, а вот случаи, когда аборигенов Прикарпатья бьют за общение на родном украинском языке, к сожалению, бывают.

Конечно, мы признаём тот факт, что галичане не питают особой нежности к старшему брату - россиянам. Но это наблюдается не только среди галичан, но и во многих Европейских, Балтийских и Балканских странах, жителей которых россияне «освободили» от империалистического ига. Если бы Галицию не ввели в состав СССР в 1939 году, то галичане любили бы русских, наверное, не меньше чем сербы или болгары.

Относительно табу на употребление русского языка, то это лишь популистские и необоснованные заявления не определившихся молодых политиков. Язык, как говорят «без костей». Новое поколение «оранжевых» политиков, как правило, мало полезного делают для своих избирателей, а вот вред наносят достаточно большой, высасывая из пальца в сессионном зале негативные мифы. Всё что галицкие депутаты пытались запретить, исполнительная власть не исполнила, и никто даже не проконтролировал исполнение постановлений советов. Единственное, что успешно получается - принять на местном законодательном уровне, так это увеличение количества дополнительных выходных дней. Все остальное - спускается на тормозах.

Сами же галичане не опровергают выдуманных про них мифов, а часто еще и подогревают такие бессмыслицы, хвастаясь виртуальным пулеметом РПД, который якобы имеется у них где-то на чердаке в соломе. Говорят, что один из Галицких губернаторов уже приобрел себе боевой пулемет и хранит его в своей «хатынке» вместе с целым арсеналом другого оружия. Конечно, губернатору есть что защищать и от кого защищать. Но в первую очередь неприятность ему могут причинить его земляки.

Относительно языковой культуры, то галичане всегда жили в многонациональной среде. Традиционно в Галиции вместе с украинцами проживали поляки, евреи, молдаване, армяне, немцы, и даже цыгане. При этом национальное давление польской элиты на галичан привело к сильному сопротивлению, которое галичане на протяжении нескольких веков традиционно направляли только против поляков. Но когда их "освободили" россияне, то весь гнев обрушился на "освободителей". И хотя галичане в диаспоре всё еще по инерции мышления продолжают считать поляков своими главными врагами, то в самой Галичине о поляках уже забыли. В образе «козла отпущения» сегодня находятся россияне и «схидняки» - жители восточных областей Украины, которым приходится отвечать за "золотой сентябрь 39-го" и последствия сталинского тоталитаризма.

Применять определение "бандеровцы", ко всем жителям Прикарпатья не корректно.

Установлено, что среди галичан в диаспоре существует противостояние и даже отчуждение между потомками двух ветвей политических группировок: «бандеровцами» и «мельниковцами». И хоть рядовой житель в Галиции мало что знает о таком противостоянии, однако и он не всегда радостно откликнется на прозвище "бандеровец". Это вульгарное название, с подачи журналистов советских газет прочно прилепилось к галичанам и от него трудно отмыться.

Ничто не стоит на месте. Журналистская «феня» прогрессирует. Сегодня для галичан в киевских кулуарах Парламента придумали другое неофициальное название: "бандерлох". Именно там, на Владимирской горке Киева, галичан используют в качестве проходного барьера в избирательном процессе и не отказываются от их хлебосольного гостеприимства во время Рождественских катаний на лыжах в Ворохте.

Главным компонентом фольклорной каши про галичан, являются неумирающие анекдоты. Конечно, эти басни отличаются от анекдотов «армянского радио», но они изображают всех галичан в невыгодном образе кровожадного дядька, который только и мечтает, как бы погубить (варианты анекдотов: зарезать, утопить, застрелить, повесить) по больше москалей, или отправить их всех на Марс, где ещё не расцвели яблони.

Но самое интересное, что все эти выдуманные истории о себе, галичане охотно рассказывают в курилке всем подряд и даже россиянам, и радуются при этом, как малые дети. Такая, вот специфическая ментальность галичан, но это уже тема другого мифа.

Миф третий: галичане – демократы

По форме управления, Галицию традиционно считают демократической, в отличие от Донбасса, который именуют по народному просто: «криминальный». Если это принять на веру, то Галичина является тогда колыбелью демократии в Украине, и без участия галичан демократические процессы в нашем государстве вообще не возможны.

Однако в действительности этот миф придуман определённой группой политиков, которые провозгласили себя демократами - выразителями интересов украинского народа и обещают реализовать розовую мечту о создании единого мононационального украинского государства «от Сяна до Дона» и вовеки веков.

Но не будем торопиться. Дело в том, что слово «демократия» вмещает в себе целый ряд политических терминов и понятий, которые и составляют его дефиницию. Демократия это и народовластие, и политическая толерантность, и свобода выбора.

Это не только лозунг, который нравится западным и заокеанским правительствам - это также система ценностей, которой нужно пользоваться и руководствоваться ею в повседневной жизни.

Фактически галичане в общественно-политическом отношении ещё далеки от настоящей демократии, и называются демократами потому, что сейчас так модно.

Не выделяются галичане и толерантностью к своим политическим оппонентам. Особенно это просматривается в «глубинке», где сельская политическая элита внимательно отслеживает «инакомыслящих». Нарушителей политического единства настойчиво приглашают на публичную исповедь в поместную церковь, чтобы обличить тех, кто проголосовал не так, как все село. При этом в крупных городах и небольших местечках, ситуация усложняется. Количество инакомыслящих диссидентов там побольше и всех в церковь на исповедь не пригласишь. Однако это не мешает галичанам клеймить земляков и навешивать на них ярлыки, когда те имеют другие взгляды, или проголосовали за другого кандидата на выборах.

Результаты выборов и социологический опрос избирателей показывает, что галичане голосуют почти одинаково - как в Верховную Раду так и в местные советы. В последнее время на Украине ( не без помощи галичан ) сложилась двухпартийная система, при которой одна часть Украины голосует за те политические силы, которые говорят по-украински, а другая - за тех, для которых родным является русский язык.

Выборы в местные советы происходят по такой схеме: 3-4 % набирает партия русскоязычных (в соответствии с их количественным составом) а остальные, свыше 96%, так называемые: «демократы» - украиноязычные. Таким образом, в Галичине власть стабильная и практически никогда не меняется. Изменяются только названия партий, их цвета и лозунги. А также колеблется Размер вознаграждений за стояние на политических тусовках, который корректирует постоянная инфляция. Специалисты - политологи определяют такую тенденцию, как низкий уровень политической культуры. Больше шансов занять свободное депутатское кресло у тех политиков, которые льстят слуху избирателей в предвыборной гонке. Галицийский обыватель, который голосует за оранжевых «демократов» наивно считает, что подавляющее большинство населения Донецка и Харькова (не говоря уже о жителях Черкасс и Запорожья) только и мечтают, чтобы читать «Кобзарь» и установить в каждом городе памятник Степану Бандере и Роману Шухевичу. С такими мыслями живут миллионы галичан: большинство из них, в силу экономических трудностей и тощего кошелька, не имеют возможностей передвигаться по стране и ознакомиться с реальной ситуацией. Об общественной жизни земляков Левобережья галичане узнают от своих политических кумиров, которые на фоне кулуаров Парламента рассказывают тележурналистам о мифических достижениях в украинизации востока.

При этом галичане подражают своим галицким украинцам, проживающих в диаспорах за океаном в благополучных странах западной демократии, которые тоже верят в то, что недалёк тот день, когда «полтавчане» и «слобожанцы» пройдут парадным маршем в уже забытой форме «сичевиков» и дружно запоют «Красную Калину». И для этого нужно совсем немного - послать «демократическим» политикам «трошки» долларов.

Жители Галичины, как правило, люди не алчные. Они готовы по первому зову бесплатно отстоять в зимнее время на «майданах», просидеть свой выходной день в территориальных комиссиях, в группах наблюдателей и в других политических «требах».

Нынешнее поколение галичан никак не может уразуметь простую истину: в мононациональной среде могут свободно существовать, как это уже установилось в цивилизованных странах, разные идеологические и партийные платформы

Во времена Австрийской монархии предки нынешних Галичан были членами около тридцати разных партий. Причём некоторые партии были радикально- консервативные и социал-демократические. Периодически они тоже побеждали на выборах и формировали толерантную общественную структуру и Правительство. Однако в те минувшие времена не только политические партии, но даже и футбольные клубы были национальными. Поляки, евреи и украинцы в австрийской Галиции имели не только свои национальные партии и общественные организации, но и свои собственные национальные футбольные лиги.

Однако с того времени прошло целое столетие и сменилось несколько поколений людей. Но галичане все еще продолжают жить воспоминаниями о «доброй бабушке Австрии» и все еще руководствоваться опытом прошлых эпох.

Такая ментальность галичан является причиной существования многих мифов о Галичине и галичанах.

Продолжение следует

Следующие мифы:

4. Католическая Галичина

5. Галичане образцовые христиане

6. Львов -столица Галиции

7. Галицкий сепаратизм

8. Галичане европейцы

Андрей Микитин, Ивано-Франковск



ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ ВИДЕО

Погода
Погода в Киеве
Погода в Донецке
Погода во Львове
Погода в Симферополе

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер: