Суббота, 18 августа 2018, 07:151534565722 Написать нам Реклама на сайте Мобильная версия English

Вверх

Особенности украинского православия

На Донетчине нет свободы совести. В частности, речь идет о равноправии различных христианских конфессий. Местные власти, поддерживая Украинскую православную церковь Московского Патриархата, всячески ущемляют представителей всех иных. Так утверждает Высокопреосвященнейший архиепископ Донецкий и Мариупольский Юрий, возглавляющий в Донецком регионе Украинскую православную церковь Киевского патриархата.

«Тут реально нет свободы совести, – говорит он, – потому что тут есть только Московский Патриархат, который поддерживается, а все остальные церкви, в том числе и наша, они – терпимы в этом регионе».

По словам Его Высокопреосвященства, сегодня Киевскому Патриархату практически невозможно получить на Донетчине землю для строительства нового храма. Кроме того, местные чиновники всячески препятствуют бизнесменам оказывать материальную помощь этой конфессии. В свое время руководству Киевского Патриархата пришлось даже судиться с тогдашним губернатором Донецкой области Виктором Януковичем за одно из своих помещений, которое тот намеревался передать во владение УПЦ (МП).

«Мне многие мои знакомые говорят: «Помогать Киевскому Патриархату в Донецкой области – это смертельно. Можно бизнес потерять», – рассказывает архиепископ. – Видимо, есть запреты на это».

При этом он уточняет, что «это частная ситуация, присущая только Донбассу, и она не распространяется на всю Украину».

«Мы нашли общий язык с местным губернатором, он готов слышать наши проблемы, но местные органы власти как раз и ставят палки в колеса, – говорит Владыка. – А сегодня уже губернатор не настолько влиятелен. Уже для органов местного самоуправления, которые имеют партийную вертикаль, – от областного до сельских советов, – все-таки важно мнение председателя областного совета или руководства областного совета. На них оглядываются. Президент и его представитель на самом деле мало что могут в регионе. Мы имеем проблемы сегодня и в Горловке, и в Доброполье как раз с местными советами».

Как сообщил глава донецкой УПЦ (КП), за два года правления Виктора Ющенко он написал Президенту сотню писем, в которых описал трудности, с которыми сталкивается в регионе Киевский Патриархат, однако не получил на них никакого ответа. С таким же результатом обращался он и к, тогда еще главе правительства, Юрию Еханурову во время его визита в Донецк.

По мнению Его Высокопреосвященства, сегодня в Донецкой области существует тесная связь между УКЦ (МП), следующей политике Москвы, и местными властями, оказывающими ей широкую поддержку. В свою очередь, в образе Украинской православной церкви Московского Патриархата они получают существенную поддержку в своей предвыборной агитации.

«Сегодняшнее влияние Московского Патриархата на Донбассе – это всего лишь возможность руководителей нашего региона помогать этой церкви. Это всего лишь их влияние и их отношения с руководством Московского Патриархата», – сказал он, прибавив, что сама по себе церковь, какой бы популярной она ни была, ни коим образом не влияет сегодня на деятельность государственных структур и конкретных политиков и чиновников.

Духовный отец донецкого сепаратизма

В 2002 году умер известный и довольно влиятельный в Донбассе, да и не только, монах, основатель Успенской Свято-Васильевской и Успенской Свято-Николаевской обителей в Донецкой епархии схиархимандрит Зосима. В оставленном им завещании говорится, в частности, такое:

«Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная» – автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским.

Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.

В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.

Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность…

Отходя в жизнь вечную последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение».

Отец Зосима был известен широким кругам не только своим подвижничеством, но и крепкой дружбой с правящими и бизнес-верхами Донецкой области. Как вспоминает супруга Виктора Януковича, в 1997 году их, проживших двадцать лет в гражданском браке, венчал в Никольском именно схиархимандрит.

«Первым из нашей семьи познакомился с Батюшкой Виктор Фёдорович - в больнице города Енакиево, в травматическом отделении Б.В.Стинского, где тогда лечился и о.Зосима. И Батюшка настолько произвёл на него сильное впечатление, что когда мы решили совершить таинство церковного венчания (а до этого мы состояли только в гражданском браке), то он категорически сказал: «Мы будем венчаться в Никольском - у о.Зосимы, только этому человеку я доверяю», – приводит слова Людмилы Янукович некий сайт "За воссоединение Украины с Россией".

Тот же сайт цитирует и самого Виктора Януковича: «Для меня знакомство и общение с отцом Зосимой всегда были большим счастьем. Этот человек обладал очень сильной верой и даром убеждения. Он умел по-отечески наставить, дать правильный совет. Я находил у него поддержку и понимание. Своей жизнью, верой, любовью к ближнему он вселял надежду и оптимизм в наши души. Учил не отчаиваться, не впадать в крайности, любить людей, свою родину, семью. Он учил быть терпимым, великодушным к врагам, милосердным и справедливым. Отец Зосима был духовным символом православного Донбасса. Верил и нас учил верить в единство и духовное единение всех славянских народов, в торжество правды и веры».

Отец Зосима был «духовным отцом» такого крупного донецко-российского бизнесмена как Виктор Нусенкис. Он является основателем и владельцем одной из крупнейших донецких бизнес-структур - концерна «Энерго». Также, Нусенкис владеет известным своей религиозно-российской ориентацией телеканалом «Киевская Русь». Именно Нусенкис стал в свое время «правой рукой» схиархимандрита в его подвижнической деятельности: он финансировал строительство всех крупнейших храмов Донецкой епархии.

То есть, говорить о значительном влиянии священников Московского патриархата на донецкую политическую и бизнес элиту можно совершенно четко.

Прочь от Москвы! И от Киева…

«Московский Патриархат очень связан с политикой России, – считает Высокопреосвященнейший архиепископ Донецкий и Мариупольский Юрий. – Мы не должны преуменьшать этого влияния». Именно таковым является основной аргумент сторонников создания единой поместной православной церкви в Украине, что, по мнению национал-патриотов, возможно либо при условии автокефального статуса УПЦ МП, либо в случае получения УПЦ КП и УАПЦ канонического статуса. И в том, и в другом случае Московскому Патриархату предлагается «национализироваться», чего в ближайшее время, в общем-то, не ожидается.

Сегодняшняя религиозная ситуация в Украине далеко не уникальна, поскольку история украинского православия вообще довольно драматична. Через две с половиной сотни лет после крещения Руси митрополия русской православной церкви была перенесена из разоренного монголо-татарами Киева во Владимир, а после – в конце 14 века – окончательно «закрепилась» в Москве. Только в 1458 году новая, литовская, власть возобновила Киевскую митрополию, однако уже вскоре украинские православные подверглись многочисленным издевательствам и гонениям со стороны правительства нового владыки – Речи Посполитой, вследствие чего Украина практически лишилась своей национальной элиты. Следующий этап эволюции, или, правильнее сказать, возрождения украинского православия последовал уже после ряда казацких восстаний, взявших себе на «вооружение» православную идеологию против «панского» католичества, с которым велась непримиримая война.

С присоединением украинских земель к Московии, украинская православная церковь снова раскололась. Часть ее вошла в теперь уже Московский Патриархат, образованный в 1589 году, а часть, на западных территориях Украины, слилась с католической или униатской церквями. Кстати, именно украинское православне, вошедшее в Московский патриархат стало движителем никоновской реформы, ставшей, в свою очередь, причиной церковного раскола в самой России (из-за различного толкования церковных книг).

Меньшая часть русских православных (старообрядцы) категорически не согласилась воспринять «нововведения» Никона с подачи украинских клириков. В 1721 году Московский Патриархат был ликвидирован. Вместо него Петр Первый основал так называемый Священный Синод. С тех пор православная церковь как в России, так и в Украине, полностью утратила свою самостоятельность, подчинившись Империи.

Из трех крупнейших на сегодня православных конфессий в Украине самой старой можно считать Украинскую автокефальную православную церковь. Она возникла в 1917 году, сразу после Февральской революции, как результат движения за разделение российского и украинского православия, и даже позже была признана большевистским правительством, что, тем не менее, не помешало ему же до основания уничтожить ее на территории Украины в течение первой половины 30-х годов. Позже, до своего возвращения на «Родину» в 1990 году, она успешно развивалась в диаспоре, в частности, в Канаде и США. Украинская православная церковь Московского Патриархата возникла только в 1990 году как составная часть Русской православной церкви в Украине и называлась тогда просто Украинской православной церковью. Только с 1992 года, когда киевский митрополит Филарет, отделившись от нее, провозгласил создание Киевского Патриархата, возникла необходимость приписывать к аббревиатуре УПЦ уточнения – КП или МП. В 1992 году, кроме первого Президента Украины Леонида Кравчука и депутатов Верховной Рады, мало кто поддержал Филарета… Московский Патриархат назвал его раскольником и предал анафеме.

На сегодня УКП (МП) является наиболее массовой из всех христианских конфессий в Украине. Среди православных конфессий по численности адептов за ней следует УПЦ КП. Автокефальная православная церковь пребывает в меньшинстве, поскольку значительная часть ее приходов со временем отошла к двум первым конфессиям. Тем не менее, она лидирует по количеству православных прихожан в Ивано-Франковской, Тернопольской и Львовской областях.

В настоящее время в УПЦ (МП) отрицают свою политическую зависимость как от Русской православной церкви, так и от деятельности российских властей.

«Мы составляем единый организм со вселенским православием, – объясняет пресс-секретарь Митрополита Донецкого Иллариона, протоиерей Георгий (Гуляев). – Внешне православная церковь имеет несколько управленческих центров, автокефальных, или независимых, церквей. Это, прежде всего, Иерусалимская, Грузинская, Русская, Элладская, Сербская, Американская, Болгарская. Всего их – 15. На те духовные процессы в Украине, которые связаны с канонизацией, с паломничеством, с культурой и обменом святынями, сильно влияние и Москвы, и Иерусалима, и Греции».

«Что касается принятия каких-либо решений, то украинские архиереи приезжают на собор в Москву, и там решают вопросы, связанные с Московским Патриархатом, – продолжает он. – Это касается и Белорусской православной церкви, и епархий в Средней Азии, и Японской православной церкви. А к нам русские архиереи не приезжают. Мы сами решаем свои вопросы, имея статус широкой автономии».

Сегодня, в отличие и от УАПЦ, и от греко-католиков, и тем более – от УПЦ КП, представители Московского Патриархата наименее оперируют какими-либо государственными и националистическими символами и понятиями, наименее ориентируются на ту или иную идеологию и практически не принимают участия в общих для греко- и римокатоликов, протестантов и православных других конфессий коммуникационных и объединительных процессах.

Московский Патриархат декларирует и демонстрирует невмешательство в государственную жизнь Украины, и требует от государства того же.

«Нас уже делали крайними в поджоге Рима во времена императора Нерона»…

«Каждый должен заниматься своим делом, – убежден отец Георгий. – Вмешиваться в чувства верующих все-таки не стоит».

Он подчеркивает, что «опыт последних лет показывает, что, когда государственная машина пытается помочь церкви, это значит, что она, помогая, признает несовершенство того, кому хочет помочь, его слабость, немощь, наличие каких-то недостатков».

«Церкви не надо помогать, – говорит отец Георгий, – потому что это не государственный и не общественный институт».

По мнению протоиерея, украинскому правительству и так достаточно объектов для плодотворной работы, например, армия, образование, медицина. В ином же случае, «есть наши законы, есть порядки, есть иерархия, мнение самой церкви. Почему-то к нему прислушиваются в самую последнюю очередь».

Позиция противников Московского Патриархата вызывает у отца Георгия по меньшей мере недоумение. «В сознании современного человека наблюдается странная тенденция, – отмечает он. – Мы хотим во Всемирную торговую организацию, мы хотим быть признанными со стороны каких-то международных сообществ, мы стремимся к тому, чтобы Украина имела место в каких-то международных структурах. Но когда речь идет о том, что церковь православная – единая и широко представленная, почему-то говорят, что очень важно, чтобы мы замкнулись на территории Украины и ни с кем нигде не общались».

Отец Георгий привел пример католиков и греко-католиков, заметив, что сегодня, почему-то, никого не беспокоит тот факт, что их духовный центр тоже расположен вне Украины, в Риме.

«Насколько я знаю, патриарх Московский и Всея Руси Алексий не всегда согласен с политикой того государства, на территории которого находятся большинство приходов Московского Патриархата (с политикой России - авт.)», – прокомментировал он несправедливое, по его мнению, убеждение в том, что власть РФ влияет на внутренние процессы в Украине посредством УПЦ (МП).

Как считает протоиерей, обращая внимание общественности на какие-то церковные проблемы, украинское правительство таким образом пытается отвлечь ее от своих собственных неурядиц.

«Нас уже делали крайними в поджоге Рима во времена императора Нерона…», – отметил по этому поводу отец Георгий.

Кстати, архиепископ Юрий солидарен в данном вопросе с позицией Московского Патриархата. «На самом деле глава церкви – Христос, и пока мы не поймем этого, - все христиане, - сложно будет прийти действительно к искреннему единству», – уверен он.

Была бы добрая воля…

Церковный раскол, наряду с языковыми различиями и необходимостью выбора определенного внешнеполитического вектора, является на сегодня не только одной из серьезнейших проблем молодого украинского государства, но и опасным инструментом различных политических манипуляций, как составная часть всевозможнейших идеологий, или скорее – псевдоидеологий, начиная от ультралевых, и заканчивая ультраправыми.

Преодоление этого раскола – в числе важнейших задач украинского общества. Так считают и главные фигуранты этого раскола, представители Московского и Киевского патриархатов Украинской православной церкви. Вот только механизмы этого преодоления представляются им – различные…

По мнению архиепископа Юрия, главное в таком вопросе – обоюдное искреннее желание двух сторон пойти на мировую.

«Была бы добрая воля, как со стороны Киевского, так и со стороны Московского Патриархата, такое единство возможно», – убежден он. Однако, «здесь нужно отбросить все политические составляющие этого единства», – добавил Его Высокопреосвященство.

По его замечанию, в Киевском Патриархате должны иметь ввиду, что речь идет об объединении с церковью, имеющей несоизмеримо более сильные позиции в Украине.

«Мы должны сами себе сказать, готовы ли мы идти на какие-то компромиссы, готовы ли мы слушать другую сторону, слышать какие-то их аргументы», – подчеркивает архиепископ.

По его мнению, важным условием объединения является открытость обеих сторон и отсутствие каких-либо политических составляющих в контексте «мирных переговоров».

Владыка утверждает, что готов даже признать первенство Митрополита Иллариона, как фигуры более влиятельной в религиозной жизни Донетчины, а следовательно – и Украины.

«Я готов уважать его первенство, – говорит он. – Мы должны признать, что Московский Патриархат имеет в Донецкой области большее влияние. Мы готовы с этим считаться».

Но, как отмечает Его Высокопреосвященство, «мы не видим с той стороны вообще никакого желания идти на диалог, только конфликты. Не было ни одного случая того, чтобы Киевский Патриархат в Донецкой области был инициатором какого-то конфликта. У нас забирали храмы в пользу Московского Патриархата. Нас гнали. Даже несмотря на это мы готовы прощать, мы готовы договариваться. Та сторона пока не готова».

«Поместная православная церковь уже существует на Украине»…

В УПЦ (МП) считают, что единая поместная православная церковь уже давно существует в Украине. То есть, что это она и есть - УПЦ (МП). Только ставшее уже традиционным обозначение в скобках для своего наименования здесь не используют, называя себя просто – Украинская православная церковь. Патриарха Филарета же здесь именуют не иначе, как его мирским именем – Михаил Денисенко.

«Наше мнение по этому вопросу сводится к тому, что поместная православная церковь уже существует на Украине – это Украинская православная церковь», – говорит отец Георгий.

Как отметил священник, сегодня существует комиссия по диалогу с Украинской автокефальной православной церковью.

«Мы все-таки предполагаем, что все то человеческое, наносное, что нас разделяет, устранится, и мы найдем понимание, потому что раскол – это большая проблема для духовной жизни современной Украины», - говорит он.

Что касается Киевского Патриархата, то единственная, бескомпромиссная, позиция УПЦ (МП) заключается в том, что «раскольники», покаявшись, должны вернуться в лоно православной церкви. При этом патриарх Филарет не должен занимать никаких церковных должностей.

«Тот, кто учинил раскол на Украине руками властей светских, тот, кто принес такую боль и не дает церкви нормально развиваться в течение 15 лет, не будет оставаться на руководящих должностях», – настаивает протоиерей.

Однако, по мнению архиепископа Юрия, такие условия – неприемлемы.

«Здесь опять во главу угла ставится политическая доктрина единой русской церкви, – считает он. – То есть имперская политика России перелагается и на имперскую политику Русской православной церкви. И поэтому Украину они всегда рассматривают как часть духовной истории русского народа, поскольку без Украины, без истории Киевской Руси, Киева, история Русской церкви не будет столь богатой, не будет настолько обоснована их претензия на глобальное господство на постсоветском пространстве».

Вопрос времени?

По мнению архиепископа Юрия, причина церковного раскола – вражда различных политических группировок. «Заострение проблемы происходит, когда среди политиков начинается противостояние, – говорит он. – Когда в политике все более или менее стабильно, то и здесь – стабильно. Политики подталкивают церковь к этим проблемным вещам».

Недавно Президент Виктор Ющенко обратился к руководству Украинской православной церкви Киевского и Московского патриархата с просьбой сесть за стол переговоров. Компромисс между конфессиями возможен. Такое мнение высказал в интервью «Острову» народный депутат Украины, глава комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, лидер партии Христианско-демократический союз Владимир Стретович. Объединение православных церквей вполне реально, утверждает он. Все зависит от времени и от желания обеих сторон сесть за стол переговоров.

Однако прошедший на прошлой неделе церковный собор представителей московского православия не продемонстрировал такого желания со стороны УПЦ (МП). Как сообщил архиепископ Юрий, Московский Патриархат проигнорировал обращение главы государства и оставил неизменным свой ультиматум касательно бесспорной «капитуляции» «раскольников».

Юлия Абибок, ЦИСПД



ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПОСЛЕДНИЕ ВИДЕО

Погода
Погода в Киеве
Погода в Донецке
Погода во Львове
Погода в Симферополе

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер: