Отставка по глупости, или Акела промахнулся?

Почему-то по старой традиции безумные поступки принято списывать на одно из двух: либо непроходимую глупость, либо тонкий расчет. Похоже, эти два компонента красиво соединились при выражении парламентом недоверия нынешнему правительству.

Правда, оклемавшись от произошедшего, и Кабмин вместе с премьером, и Президент, и часть парламентариев отвергли всяческие приставки и.о., уверяя, что правительство выполняет свои полномочия в полной мере. Более того: Министерство юстиции намерено предложить главе государства потребовать от Верховной Рады отменить постановление об отставке правительства как неконституционное, а в случае отказа обратится в Конституционный суд. Естественно, предварительно сделав все для пополнения состава КС, вплоть до личного появления в парламенте вместе с новоизбранными судьями для неотложного принятия ими присяги.

Так страна накануне выборов оказалась в правовом коллапсе. Конституционный суд не может разрешить этот спор, потому что недоукомплектован из-за Верховной Рады. Политреформа формально хоть и вступила в силу с 1 января, но переходные положения будут действовать только после парламентских выборов при новом составе депутатского корпуса. Да и получается, что ситуативное большинство в 250 голосов, которое высказало недоверие правительству, это правительство не формировало. Итак, как утверждают юристы, Верховная Рада согласно новым полномочиям может отправить правительство в отставку, однако ни парламент, ни Президент не могут назначить чиновников исполняющими обязанности, потому что, согласно Конституции, такого права у них уже нет. И сформировать новое правительство по предложению коалиции депутатских фракций тоже невозможно, так как эта норма вступает в силу после 26 марта 2006 года.

А раз по новой Конституции нет понятия «исполняющий обязанности», поэтому нынешнее «отставленное» правительство будет действительно до формирования нового, более того, выполнение им своих обязанностей – это норма прямого действия и не требует подтверждения указом Президента. Эксперты также отмечают, что глава государства, согласно новому тексту Конституции, не имеет права назначать другого исполняющего обязанности премьер-министра.

Кроме того, что бы ни говорили, у Президента также нет законодательного нормативного механизма введения прямого президентского правления в Украине. Так что вполне понятна поддержка Блока Юлии Тимошенко этой идеи, ведь если Ющенко пойдет на этот шаг, то сразу наткнется на импичмент за неконституционные действия.

Так что если в новой редакции Конституции не предусмотрен статус «и.о.» в отношении правительства, и уцепившись за это нынешний «отставной» состав Кабмина, похоже, будет работать еще как минимум пять месяцев, убеждая в полноте своих полномочий, до мая, когда будет создано уже новое коалиционное правительство. Однако правовая коллизия с отставкой все равно лишит его доверия со стороны международных институций в переговорных процессах. Но, как показал визит Виктора Ющенко в Казахстан и проведенные там переговоры с главами государств, Президент вполне на себя может взять этот труд. Более того, в тот момент, когда многие считали отставку правительства «ударом в спину» и ослаблением Ющенко, он только усилил свое весомость. И как это ни парадоксально, в момент урезания политреформой президентских полномочий, Виктор Ющенко показал, что остается единственным в Украине переговороспособным человеком с другими странами, пока в Украине происходят «непонятки» по линии «парламент-правительство».

Итак, если учесть, что Президент настроен решительно разобраться с парламентом, который поспешил применить на деле свои новые полномочия в отношении Кабмина, то противостояние по линии Банковой и Грушевского (читай по линии Ющенко-Литвин) может усилиться, что приведет дестабилизации политической ситуации. И тут мы впервые увидели воотчию риторику президента Кучмы в исполнении Ющенко в части того, что, мол, вот я приеду – разберусь. Да и не отличается Виктор Андреевич от своего предшественника в том, что виноват у него во всем парламент и с ним надо либо считаться, либо договариваться.

Но это в свою очередь лишает спикера «конька» его избирательной программы – позиционируемого стремления к стабильности и компромиссу, некоей третьей силе, стоящей над конфликтом. Так что маловероятно, что это была попытка спикера «нарастить» рейтинг своей политической силе с помощью показательной отставки правительства без правовых последствий. Он поставил под удар ни много ни мало, а свою репутацию политического миротворца. К тому же, дестабилизировав обстановку в стране, дал лишний повод Президенту «усомниться» в действенности политреформы и ее эффективности. Владимир Литвин также нарушил еще один свой принцип - «стабильность в парламенте превыше всего», ведь после отставки правительства в стенах Рады начались разброд и шатания на тему формировать временный новый Кабмин или нет, более того состоялась слабая, но попытка отстранить самого спикера от ведения заседаний. Вот и спрашивается, зачем Владимиру Михайловичу это все было нужно затевать? Ведь в его огород полетело больше камней, чем добавилось баллов к рейтингу.

Ведь уже очевидным стало то, что «газовый вопрос» был только поводом для отставки правительства и в основе лежит все-таки политический подтекст, который засветился на сессионном табло 250-ю голосами. Среди проголосовавших «за» фракций удивление вызвали только «народники» Литвина, ведь остальные – Регионы, БЮТ, СДПУ(о) и коммунисты с переменным успехом уже были замечены в единогласном голосовании по важным для страны вопросам. Может, и в этот раз они хотели «припугнуть» правительство в целях избирательного пиара, ведь жаждали отставки только некоторых министров, но тут решающими оказались голоса фракций Литвина. К такому радикальному исходу никто не был готов, о чем свидетельствовал шок в зале, растерянность и неопределенность в комментариях самих депутатов, причем со всех фракций. И все взоры обратились лишь к одному человеку, под дирижерством которого состоялся этот концерт, - главе ВР.

Неужели спикер не знал о ст. 87 Конституции, согласно которой резолюцию о недоверии правительству могут внести либо по представлению Президента, либо не менее 150-ти голосами народных депутатов, если пошел на то, чтобы ее внесли только два коммуниста Петр Симоненко и Валентин Матвеев? Более того, как мог умудренный опытом спикер проигнорировать часть вторую ст. 87, согласно которой вопрос об ответственности правительства не может рассматриваться ВР более одного раза за одну сессию, 1 декабря парламент уже безуспешно рассматривал этот вопрос? Или же Владимир Михайлович заведомо пошел на неправовой шаг, зная, что отставка будет фиктивной? Так глупость или все-таки расчет?

Многие списали этот жест на обиду и эмоции Владимира Литвина, окрыленного новыми полномочиями, но это выглядит мелковато для такого политического шага как отставка правительства, сделанного таким мудрым политиком как спикер. Но если все-таки расчет, тогда какова может быть цель, преследуемая Литвином? Можно предположить, что Владимир Михайлович, реально оценив ситуацию, когда рейтинг его блока не растет, шансы пройти в парламент есть, но минимальны, значит, в будущем парламенте он не будет иметь того веса, который есть у него сейчас, с ним вообще могут не считаться, а место спикера сохранить хочется, решил пойти на некие договоренности. Вряд ли в таком положении он может найти общий язык с Тимошенко или Януковичем, у них своих спикеров хватает, тогда единственным сговорчивым человеком, который может замолвить слово, может быть Президент. Кстати, хотя «Наша Украина» в комментариях всячески утюжит спикера, Виктор Андреевич бранит только парламент, при этом не упоминая имя главы ВР.

Ведь как это ни парадоксально, в некоторых моментах Президент выиграл от произошедшего. Во-первых, до парламентских выборов он остается в стране самым весомым и стабильным политиком на фоне дискредитовавшего себя парламента и находящегося в непонятном правовом статусе правительстве. Во-вторых, мнимая отставка правительства Еханурова больше прибавит к рейтингу президентского блока, потому что у нас, как говорит сам Юрий Иванович, «обиженных любят», да и после голосования Блока Тимошенко в компании с эсдеками и «регионалами» с большой долей вероятности часть ее колеблющегося электората свернет в сторону «Нашей Украины». Кстати, показательное голосование БЮТ сильно раскручивается сейчас в свете предательства и заключения союза с Регионами. Да и само правительство сможет теперь вести себя с парламентом фривольнее, не ставая заложником предвыборного политиканства парламентариев, ведь все, что могли, депутаты уже сделали.

Ну, а если Акела все-таки промахнулся?..

Галина Каплюк, "Главред"

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи