«Архивное дело» Виктора Януковича

У правоохранителей много вопросов, ответы на которые они хотели бы получить от бывшего премьер-министра Виктора Януковича. Но он упорно игнорирует их приглашения и не является к следователям, хотя во многих делах фигурирует как свидетель. О своем желании допросить бывшего кандидата в Президенты недавно заявили и львовские стражи закона – их интересует резонансная история с разворовыванием Центрального государственного исторического архива во Львове (ЦГИАЛ), из которого исчезли многие ценные документы и даже целые архивные дела. Тамошние историки называют этот инцидент «гуманитарной катастрофой европейского масштаба».

Ценный подарок

Летом 2004 года, когда набирала обороты президентская кампания, произошло событие, которое «подняло на поверхность» резонансный инцидент в ЦГИАЛ. 16 июля тогдашний вице-премьер по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник посетил Национальный музей истории Украины и передал в его фонды от имени своего шефа - главы Кабмина Виктора Януковича - коллекцию из личных писем первого украинского президента Михаила Грушевского к галицкому мемуаристу Ивану Кревецкому, датированных 1909-1919 годами.

Как пояснил на церемонии Дмитрий Табачник, эту коллекцию премьер-министр приобрел у коллекционера во время командировки в США для того, чтобы в очередную (14-ю) годовщину принятия Декларации о государственном суверенитете УССР передать ее национальному музею. При этом Табачник посетовал, что "к сожалению, сегодня документы украинской истории еще не являются чрезвычайно ценными на мировых рынках антиквариата и коллекционных раритетов", и при желании, мол, "их может приобрести на средства заграничной командировки любое должностное лицо высшего уровня" (суточные при командировке за границу официально составляют около 50$ - авт.).

Львовские историки в телесюжетах тогда без труда узнали письма Грушевского, слухи об исчезновении которых из ЦГИАЛ уже ходили несколько лет. Специалисты, которые по роду своей деятельности интересовались архивными материалами из собраний ЦГИАЛ, уже давно жаловались, что там не хватает определенных документов, обозначенных в описях. Но подобные пропажи не интересовали правоохранителей, поскольку сверки наличия отдельных страниц либо иллюстраций в архивных делах давно не проводились, а значит невозможно понять, что на самом деле исчезло, а что – нет.

Между тем, в 2003 – 2004 годах ценные материалы ЦГИАЛ почти открыто можно было приобрести на киевском «черном рынке» антиквариата, а также в США, Франции, Польше, России. Эксперты даже стали называть приблизительную общую стоимость пропавших материалов - более миллиона евро. Милиция же начала следствие только в декабре 2004 года.

«Без работников архива кража была невозможна»

«По «архивному делу» уже проведено около сотни обысков, опрашивается более ста человек, причастных к инциденту», - говорит главный милиционер Львовской области Богдан Шкарада. А десятого июня, по его словам, был задержан 60-летний коллекционер, у которого изъято полторы тысячи ценных материалов, которые были украдены из ЦГИАЛ за несколько лет. Сейчас в архиве продолжается инвентаризация, результаты которой позволят выявить достоверные объемы краж. И только тогда можно будет определить, каких именно документов не хватает. Вообще же в ЦГИАЛ нет конкретного учета, а инвентаризацию ценных бумаг проводят раз в семь лет. Специалисты архива утверждают, что на инвентаризацию всех архивных документов необходимо… десять лет.

«Виктор Янукович интересует нас как свидетель», - обращает внимание Богдан Шкарада. В интервью «Острову» он рассказал о подробностях расследования «архивного дела»:

- Для открытия криминального дела по данному факту было два повода. Во-первых, заявление директора Львовского архива, где указывалось на пропажу ценных исторических документов. Во-вторых, случай с дарением бывшим вице-премьером Дмитрием Табачником папки с письмами Грушевского от имени тогдашнего премьера Януковича Национальному историческому музею.

Хранилище с ценными документами доступно всем работникам архива, любой из них без особого труда мог вынести раритеты. Мы не отбрасываем полностью версию, что их могла похитить персона со стороны. Но я считаю, что без участия сотрудников архива тут не обошлось.

Мы продолжаем допрашивать всех, кто работает в архиве, и определяем лиц, кто там работал. Более того, мы определяем даже тех, кто интересовался документами, тематика которых схожа с теми, которые исчезли. Некоторые из таких лиц находятся за границей, поэтому привлекаем к расследованию и Службу безопасности, и Интерпол.

«Уровень ответственности политиков нужно определить»

О пропаже документов из ЦГИАЛ широкой общественности стало известно только несколько месяцев назад, когда во Львове прошли специальные общественные слушания.

На этом мероприятии историк Ярослав Дашкевич, комментируя политический подтекст произошедшего, выразил убеждение, что Виктор Янукович не воровал архивных документов. Однако, полагает эксперт, «необходимо определить уровень ответственности тех политиков, которые упоминаются в связи с совершенным антигосударственным преступлением». А к таковым, по данным следствия, относятся представители предыдущего Кабмина: Дмитрий Табачник и Анатолий Толстоухов, а также народный депутат Лесь Танюк.

Ярослав Дашкевич также квалифицировал происшествие в ЦГИАЛ как «широкомасштабное преступление, которое направлено против духовной, национальной и государственной безопасности Украины», поэтому виновные в соответствии с украинским законодательством, должны понести суровое наказание.

По факту преступления высказалась и пресс-служба Государственного архивного комитета, в сообщении которой значится, что причиной кражи документов стало отсутствие в ЦГИАЛ охранной сигнализации и поста специализированной охраны. Воровство также обосновывается плохим наблюдением за архивными хранилищами, которое осуществляют дежурные – пожилые люди.

Но подобное объяснение львовский историк Иван Сварнык называет абсурдом. Он полагает, что такую кражу не мог осуществить человек с улицы, поскольку «никто не может пробить в стене дыру, пролезть внутрь хранилища на третьем этаже и вынести мимо дежурного десятки страниц». Иван Сварнык считает, что ЦГИАЛ разворовывался планомерно с участием его работников, которые хорошо осведомлены об архивных фондах, поскольку пропали одни из самых ценных документов – десятки королевских пергаментных грамот, документы времен Австро-Венгерской империи, Польши, материалы из фондов языковеда Кирилла Студинского, научного общества им. Шевченко, документы галицкого метрополита Андрея Шептицкого.

Главный же политический фигурант «архивного дела» Виктор Янукович предпочитает не комментировать лично этот инцидент. За бывшего кандидата в Президенты в который раз высказалась его советник Анна Герман. Она уверяет, что Виктор Янукович никакого отношения ни к покупке, ни к дарению писем Грушевского Национальному историческому музею отношения не имел. Мол, Дмитрий Табачник сам вышел с инициативой передать раритеты Нацмузею, и вопреки отказу Януковича, сам реализовал эту идею.

Вполне может быть, что именно так все и было. Ведь Дмитрий Табачник известен своей любовью к искусству и историческим ценностям. Его столичный дом на Подоле из-за обилия в нем картин и антиквариата напоминает музей. Но в любом случае, все точки над і в «архивном деле» должно поставить следствие.

P.S. Кстати, подаренные письма Грушевского Национальный исторический музей вернул уже настоящим собственникам, то есть в Центральный государственный исторический архив Львова.

Мария Игнатенко, из Львова, для «Острова»

Статьи

Донецк
26.04.2024
16:00

Восстановление Донетчины: пока даже не в проекте, но...

Отношения власти и общественности никогда не были исключительно конструктивными, в Донецкой области в частности, прежде всего, из-за взаимного недоверия, нехватки опыта, несовпадения представлений о сотрудничестве и просто нежелания власти быть...
Страна
26.04.2024
10:51

Украинский металл: кажется, есть надежда

"Производственные результаты по итогам года могли быть выше, если бы импортная продукция из Китая не заходила в больших объемах на отечественный рынок, особенно когда в Украине производятся аналоги".
Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Все статьи