Ю. Гримчак: "Досрочных выборов не будет"

После экономического кризиса вопрос, будут или не будут досрочные выборы, является, наверное, одним из наиболее актуальных для украинского общества. Бывший лидер донецких социалистов, народный депутат от «Народной самообороны» Юрий Гримчак уверен, что досрочных выборов не будет. Опять же, в связи с экономическим кризисом. Но не потому, что для его преодоления нужна консолидация и т.д., как сейчас постоянно говорят по телевизору. Причина намного банальнее… 

- Юрий Николаевич, чего все-таки ожидать, выборы будут, или нет?

- Не будет. Во-первых, кризис - останавливается металлургия, горная промышленность. И если раньше наши олигархи имели так называемые сверхдоходы, то сегодня этих сверхдоходов нет. Наоборот, есть убытки. Сегодня, как сказал один умный человек, не то что лишних денег на выборы нет, - просто денег нет…

- Но, честно говоря, аргумент, что выборы нельзя проводить, чтоб отдать эти 450 млн. народу, выглядит смешно.

 

- Нет, здесь вопрос не в тех деньгах, которые нужно выделить на выборы из бюджета. Дело  в том, что на сегодняшний день основные политические игроки не имеют достаточно финансов, чтобы выйти на нормальные выборы.

- А мы и эти игроки не больше теряем, если парламент не может нормально работать, как это было последний год?

- Парламент не может нормально работать в силу многих причин. Во многом, потому что секретариат Президента и сам Президент, в первую очередь, не заинтересован в работе парламента. Ведь, давайте честно скажем, парламент распускают не потому, что он был не работоспособен, а потому, что он был чересчур дееспособен в сентября. Практически месяц мы голосовали ежедневно по нескольким законам. Причем большинство из них были подписаны Президентом…

 

- Но почему тогда не смогли договориться и закрепить эту работоспособность юридически, в виде коалиционного договора?

- Мне кажется потому, что миф о супер-единстве Партии регионов, как всякий миф, когда- то лопается. Вот мы и наблюдали эту ситуацию. Когда в начале, под крики ура, ПР шла на сотрудничество с БЮТ, а потом, в какой-то момент, все было остановлено. Почему? – потому что руководство Партии регионов, в частности Виктор Федорович, почувствовал возможность победить на досрочных выборах и занять пост премьер-министра. Сейчас они уже начали менять риторику и, судя по всему, уже тоже не верят в досрочные выборы. 

А насчет того, что парламент недееспособен – у меня складывается впечатление, что его намеренно дискредитируют. Верховная Рада голосует за законы, и ситуация, когда депутаты две недели договариваются о каждой букве и запятой -   типична для всех европейских парламентов. И по сравнению с ними наша эффективность даже больше. Я думаю, что как только досрочные выборы снимутся сегодня с повестки дня, парламент начнет эффективно работать.

- То есть, возможность того, что весной снова возможен союз БЮТ и Партии регионов, и может быть изменена Конституция, - реальна?

- Я не готов сегодня за БЮТ расписаться, потому что я представляю Народную самооборону, а мы не идем в союз с Партией регионов. Но, на мой взгляд, сегодня это был бы хороший выход для страны.

 

- Что на сегодня из себя представляет Самооборона? Вы еще входите во фракцию НУНС? Эта фракция вообще фактически существует?

- Народная самооборона немного расширилась – у нас сейчас с демократической частью «Нашей Украины» порядка 30-35 человек. Это те люди, которые на наши собрания ходят. Фракция существует, несмотря на заявление Вячеслава Кириленко, что такой фракции больше нет. Но это его личное мнение. 

- Что дальше: будет возрождена коалиция между БЮТ и НУНС? Или будет коалиция БЮТ и ПР? Или парламент будет работать вообще без коалиции?

- Я думаю, что воссоздать Демократическую коалицию практически невозможно, потому что политики из «Нашей Украины» не являются самостоятельными. То есть, решения, которые они принимают, обусловлены мнением Президента, либо его окружения. Сегодня, по некоторым заявлениям Секретариата, есть надежда, что они могут пойти на создание коалиции между БЮТ, НУНС, плюс Литвин.

- Если коалиция все же не сложится, парламент будет работать под ежедневной угрозой роспуска Президентом?

- Президент не может распустить парламент. Он имеет право досрочно прекратить его полномочия. Но даже после такого указа, парламент должен выделить деньги на выборы. Это единственный легальный способ провести легитимные выборы. Пока достаточного количества желающих выделять деньги на выборы в парламенте не находится. 

- То есть, противники выборов сегодня просто используют юридическую коллизию?

- Дело в том, что досрочное прекращение полномочий Рады – это не категоричное требование Конституции. Это право Президента, который может им воспользоваться, а может не воспользоваться. Законодатели, когда писали Конституцию, заложили в нее такую формулировку - «после консультаций с фракциями». Потому что роспуск парламента в данном случае – это компромисс между политическими игроками в парламенте. Он возможен, если они считают, что досрочное прекращение полномочий парламента будет выходом из кризиса. То есть, это фактически, должно быть решение парламента, а не Президента. У нас сегодня такого консенсуса в парламенте нет, следовательно, деньги на новые выборы парламент не выделяет и досрочные выборы проводить невозможно.

- Но такого консенсуса не было и в прошлом году.

- Нет, год назад, консенсус как раз был достигнут. Я не знаю, на каких условиях, но на выборы согласились идти и Партия регионов и Социалистическая партия и Коммунистическая партия и, соответственно, Блок Юлии Тимошенко и «Наша Украина». Если бы Партия регионов до упора стояла и отказывалась от этого компромисса, выборов бы не было. Это была просто уступка со стороны Партии регионов.

- Сейчас бытует мнение, что БЮТ против выборов, потому что может набрать меньше, чем в прошлый раз. Соответственно, и Народная самооборона – в проющенковский блок ее не берут, а в список БЮТа все депутаты не попадают, поэтому она и не хочет идти на выборы.

- Насчет того, что «Наша Украина» нас не возьмет в блок, - еще в начале лета у нас был съезд партии «Вперед Украина» и общественного движения «Народная самооборона», где было сказано, что Самооборона никогда больше не пойдет вместе с «Нашей Украиной». Это было мнение, которое на ура было воспринято всем залом.

- Вы считаете, что пройдете в парламент, не блокируясь с другими политсилами?

- Мы на сегодняшний день рассматриваем вариант самостоятельного участия в выборах. И рассматриваем вариант – идти в блоке с кем- то. Но переговоров таких еще никто ни с кем не вел.   Пока еще нет выборов, а раз нет выборов, значит не о чем говорить.

- Когда начиналась Самооборона – она строилась все-таки на рейтинге Луценко. Сегодня рейтинг Луценко упал, позиция Самообороны, которая когда-то звала народ к борьбе с бандитами, сегодня свелась только к борьбе с Президентом. С чем вы сейчас намерены идти к людям?

- Во-первых, Луценко – министр внутренних дел, что само по себе не совсем публичная политическая фигура. Сегодня он занят не громкими заявлениями, а яркими, эффективными действиями. Здесь попытка сделать больше дел и меньше заявлений. Во- вторых,   мы не воюем с Президентом. Самооборона изначально заявляла о поддержке президента на второй срок. Но почему-то началась война Президента с Самообороной: Жвания, Луценко, Василенко, Москаль. Менее известные депутаты тоже имели проблемы со всякими проверяющими органами. Самооборона, находясь в парламенте, не может бороться с бандитами, - это не наша функция. В ходе прошлой избирательной кампании мы делали попытку, и она во многом увенчалась успехом, самоорганизации людей на местах. Самооборона была толчком и направлением, куда можно прийти и самоорганизоваться. Сегодня, в силу того, что Луценко стал министром внутренних дел, Самооборона не может выступать с этих позиций, потому что, находясь у власти, мы должны решать эти вопросы с помощью властных инструментов.

 

- С чем вы сегодня пойдете к избирателям?

- Я еще раз говорю – выборов пока нет. А вообще этот год был посвящен идеологическим разработкам, попыткам понять, к кому мы все-таки больше относимся: правым или левым. Мы приняли для себя программу - социал-демократическую. И второй момент – в связи с сегодняшним кризисом самоорганизация населения снова становится очень актуальной, так что вполне возможно, что Самооборона и ее лозунги снова будут востребованы.

- Но вам упорно подмачивают репутацию. Сейчас СБУ озвучены обвинения против Москаля. С чем это связано, на Ваш взгляд?

- На сегодняшний день комитет по борьбе с оргпреступностью Верховной Рады сделал несколько вещей. Вначале они официально обратились к Президенту о том, что назначение начальника главка К (по борьбе с оргпреступностью и коррупцией) СБУ, Дурдинца, не соответствует закону о Службе Безопасности Украины, так как не было согласования с парламентским комитетом. Он был назначен без согласования. Президент подал на рассмотрение комитета, депутаты не дали согласия. Дурдинец все это время продолжал исполнять обязанности. После этого комитет, а именно Москаль и несколько депутатов, подали в суд, и суд постановил, что назначение является незаконным, и отменил соответствующий указ Президента. Потому последовал ответный удар по Москалю за    эту позицию. Плюс Москаль расследовал полеты главы Секретариата Виктора Балоги на частном самолете. И там очень интересный факт выяснился, что полеты оплачивались фирмой, которая частично, через афилированные структуры причастна к «Фаине» (корабль с оружием, захваченный пиратами в Сомали). Вот для того, чтобы отвлечь внимание от этих расследований были озвучены эти обвинения. Кстати, в последний раз, в пятницу, было сообщение, что Балога уже прилетел в Закарпатье рейсовым самолетом…

- Как Вы комментируете слухи о возможной отставке Балоги?

- А это уже не принципиально. Это было бы принципиально, когда Самооборона еще в марте обратилась к Президенту, что его Секретариат провоцирует конфликты внутри Демократической коалиции. В первые 100 дней Кабмин получил 800 предписаний. В этой ситуации достаточно странно выглядела оппозиция, потому что она не успевала за Секретариатом в критике правительства .   Сегодня мнение о том, что это плохой Балога провоцирует все эти конфликты, по-моему, уже никто не разделяет. Сегодня все понимают, что Балога - это черные перчатки на белых руках нашего Президента. Для грязной работы. Завтра он их поменяет на другие черные перчатки, но от этого ничего не изменится. 

- В связи с такими характеристиками Ющенко, кого будет поддерживать Самооборона на президентских выборах?

- У нас рассматривался вариант, чтоб Луценко сам шел на выборы. Но сегодня, после всех этих явлений, которые происходят, единственный центр притяжения – это нынешний премьер-министр Юлия Тимошенко. Это единственный реальный кандидат, который может стать Президентом страны.

- В случае досрочных выборов, сколько ваших коллег-депутатов попадают в список БЮТ?

- Такие расчеты, переговоры не велись. Я еще раз повторяю – досрочных выборов нет.

Беседовал Сергей Гармаш, "Остров"

Статьи

Донецк
26.04.2024
16:00

Восстановление Донетчины: пока даже не в проекте, но...

Отношения власти и общественности никогда не были исключительно конструктивными, в Донецкой области в частности, прежде всего, из-за взаимного недоверия, нехватки опыта, несовпадения представлений о сотрудничестве и просто нежелания власти быть...
Страна
26.04.2024
10:51

Украинский металл: кажется, есть надежда

"Производственные результаты по итогам года могли быть выше, если бы импортная продукция из Китая не заходила в больших объемах на отечественный рынок, особенно когда в Украине производятся аналоги".
Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Все статьи