Вверх

Email друга*:
Ваше имя*:
Ваш email*:



Андрей Стенин — журналист российского государственного медиахолдинга, погиб в 2014 году в Донецкой области. Сергей Коренченков и Андрей Вячало — корреспонденты из донецкой "республики", погибшие вместе со Стениным. Сергей Сухобок — сооснователь украинского интернет-издания, убит в 2015 году в Киеве в результате, предположительно, бытового конфликта. Василий Климентьев — харьковский журналист-расследователь, исчез в 2010 году; по версии следствия, Климентьева убил бывший сотрудник милиции. Александр Кучинский — донецкий журналист, был вместе с женой убит на даче под Славянском в конце 2014 года. Вячеслав Веремий — украинский журналист, был застрелен в начале 2014 года участниками "антимайдана".

Именами из этого мартиролога называют себя сотрудники "украинского оппозиционного издания" "Голос правды". Его идейным вдохновителем назван убитый в 2015 году в Киеве — предположительно, участниками боевых действий на востоке Украины — пророссийский публицист Олесь Бузина. Но гоголевской жутью от этой площадки веет не только из-за сонма мертвых журналистов. Она пытается вернуть из небытия еще и погибшие политические карьеры.


"Западные СМИ разошлись во мнении: на Майдане были "демократы" или "фашисты"?", "Рейдеры Кличко украли в Киеве ресторан на воде", "Солдаты АТО наказали водителя маршрутки за отказ бесплатно возить "айдаровку"", "Скандал в Минобороны: отель "Казацкий" забирают за долги", "Министр культуры считает жителей Юго-Востока Украины генетически неполноценными", "Анонсирован разгромный доклад о госперевороте в Украине". Так выглядела главная страница "Голоса правды" вечером 22 ноября.

Несмотря на маргинальность этого ресурса в украинском информационном поле, судя по плотности и интенсивности наполнения "Голоса правды", его создатели возлагают на него большие надежды. Сегодня он выглядит как главная информационная площадка рассеянных по разным мелким политпроектам бывших "регионалов", некий агрегатор производимого ими или соответствующего их идеологии контента.

Причем "Голос" публикует не только условно собственный контент. (100-процентной оригинальностью обладают разве что украинские переводы. Большая часть размещенных на сайте текстов, как показала проверка на уникальность, взяты из различных — в основном маргинальных — российских площадок или соцсетей). Так, блок "Оппозиционное телевидение", расположенный по центру главной страницы, постоянно обновляется ссылками на NewsNetwork Вадима Рабиновича. Следующий блок, "Обзор прессы", состоит исключительно из ссылок на сайт Страна.ua, главным редактором которого является бывший глава холдинга "Вести" Александра Клименко Игорь Гужва.




Сайты, на которые ссылается главная страница "Голоса правды"

Голос из прошлого

О "Голосе правды" "ОстроВу" уже приходилось писать, год назад, когда он проявил себя как звено цепочки по распространению антиукраинских фейков вроде того, что некие "ученые Закарпатья" "предложили провести референдум и предоставить краю статус самоуправляемой экономической территории". В цепочку входил также другой новосозданный сайт, "Эхо Киева", копировавший логотип и дизайн "Эха Москвы" и называвший своим главным редактором бывшую помощницу главреда московского "Эха" Лесю Рябцеву. Рябцева связь с этим ресурсом отрицала. "Голос правды" и "Эхо Киева" делили IP-адрес с еще одним свежим онлайн-ресурсом — сайтом "Комитета спасения Украины" бежавшего в Москву в феврале 2014 года бывшего премьер-министра Украины Николая Азарова.


Обратить на него внимание снова автора этих строк заставило письмо с темой "Оппозиция", пришедшее мне на старый и давно не используемый email. Это была рассылка от "Голоса правды", на которую я не подписывалась. Открывалось письмо постом из "блога" Александра Вилкула. Этот пост, скопированный из страницы Вилкула в Facebook, начинался заголовком Страны.ua от 18 ноября, в котором говорилось, что "Поляки подготовили два первых иска о реституции в суды Львова и Тернополя".

Однако в самом посте бывший "регионал" (или, скорее, администратор его страницы в FB) ссылался не на текст  "Страны", который последняя позаимствовала у польского сайта с говорящим названием "Правица". Вилкул ссылался непосредственно на "Правицу": "Готовы выехать из дома или отдать землю? Думали, что декоммунизация – это только памятники валить? Это еще и шаг к реституции. Прибалты, чехи, сербы это уже прошли. Об этом прямо говорят поляки. Они уже собрали более полутора тысяч пакетов документов на собственность в Украине. В частности, там описан почти весь центр Львова. Почитайте комменты под оригинальной статьей – гугл переведет. Там уже и про возврат территории, изменение границ, про Бандеру… ".

Не знаю, насколько хорошо Александр Вилкул или человек, наполняющий его Facebook-страницу, читает по-польски и как часто он и журналисты "Страны" заходят на одну из многочисленных площадок польских ультраправых маргиналов. Возможно, как и я, но с противоположной целью, они отслеживают деятельность польской организации "Реституция кресов", возникшей приблизительно полтора года назад и крещенной самим топ-пропагандистом РФ Дмитрием Киселевым. "ОстроВ" подробно описывал эту историю ровно год назад. За "Реституцией" стояла дружественная Москве ультраправая организация Zmiana ("Смена"). Весной этого года лидер "Змяны" Матеуш Пискорский был задержан в Польше по подозрению в шпионаже в пользу РФ.

Цель проекта "Реституции кресов" — посеять евроскептицизм даже среди самых стойких сторонников интеграции с ЕС, пригрозив жителям западной Украины потерей имущества. Люди из "Змяны" обещали, что начнут процесс реституции, как только заработает якобы запускающее этот механизм соглашение об ассоциации с ЕС — с 1 января 2016 года. Самое забавное в этой истории то, что о подаче исков в украинские суды польские адепты реституции с кремлевскими связями точно так же объявляли как о свершившемся факте уже год назад.

Что касается самого "Голоса правды", то для него с тех пор многое изменилось. В первую очередь, изменилось само качество кремлевской пропаганды. Фейки перестали иметь смысл. Недовольство "послереволюционной" властью в Украине достигло такого градуса, что отпал какой-либо смысл придумывать дикую чушь вроде "распятого мальчика". Теперь, чтобы пугать народ "хунтой", достаточно выборочно рассказывать о том, что происходит в Киеве на самом деле, сопровождая это авторскими оценками и комментариями.

Азаровскую троицу — "Голос правды", "Эхо Киева" и "Комитет спасения Украины" — разнесли по разным серверам. "Эхо Киева" почти не обновлялось с марта 2016 года — чтобы снова оживиться в октябре, аккурат в период подготовки "оппозиции" к массовым протестам. Причем изменился язык сайта. Название и меню остались на русском, а контент с октября стал выходить на украинском.


"Голос правды" как имел, так и имеет две языковых версии и открывается украинской. Но тексты его также претерпели значительные изменения. Из площадки для распространения фальшивой информации он стал площадкой для самовыражения бывших регионалов и членов их медийной свиты. Его контент-менеджеры аккуратно собирают и публикуют в "блогах" посты из социальных сетей или тексты из персональных сайтов Владимира Корнилова, Елены Лукаш, Татьяны Монтян, Александра Ефремова, Александра Клименко, Виталия Захарченко, Сергея Арбузова, Евгения Мураева, Ирины Бережной, Александра Вилкула, Вадима Новинского, Андрея Портнова, Рената Кузьмина, Николая Скорика, Вячеслава Пиховшека, Анатолия Шария.


Среди "спецтем" "Голоса правды" — "Антивойна. Законный отказ от мобилизации" с образцом "заявления об отказе от мобилизации в Украине"; "Елена Лукаш. Как отменить незаконное решение о переименовании вашего города?" с "типовым иском для тех, кто готов противостоять незаконным решениям по переименованиям"; вкладка "Всем должникам за жилищно-коммунальные услуги" — с образцом ходатайства для остановки судебного производства по взысканию долгов за ЖКХ. Все это тоже не оригинальный контент, а тексты, взятые с других сайтов или соцсетей.


Среди своих проектов сайт указывает также "Центр свободы слова", возглавляемый бывшим депутатом ВР от Партии регионов Еленой Бондаренко, со списком "политзаключенных" пророссийских деятелей в Украине. "Украина 1941-1945. Правда о войне" Владимира Корнилова обещает, что "вы удивитесь, насколько пропаганда украинских коллаборационистов того времени точно совпадает с нынешней украинской пропагандой". В блоке с гордым названием "На нас ссылаются" стоят ссылки на "Оппозиционный блок", "Комитет спасения Украины", "Политическую партию "За жизнь"" Вадима Рабиновича и Евгения Мураева, "Социальную партию Украины" Виктории Шиловой и российскую "Партию "Великое Отечество"" Николая Старикова. Однако только на части сайтов этих политпроектов "ОстроВу" удалось найти по несколько ссылок на "Голос".


В футере сайта "Голоса правды" размещена благодарность ряду СМИ "за ретрансляцию новостей "Голоса Правды" на своих ресурсах". В этом странном наборе, где "Голос Америки" соседствует с "Украиной.ру" молодой протеже Виктора Януковича Алены Березовской, почему-то находится и сайт "ОстроВ", хотя наша редакция узнала об пост-фактум, в процессе подготовки этой статьи …


В разделе "Статистика" на сайте "Голоса" указано, что его месячная посещаемость — более 5 млн, и что в соцсетях у него — почти 1,4 млн "читателей". Впрочем, в эту статистику "Голос правды" каким-то образом включает полмиллиона подписчиков паблика "Антимайдан" во Вконтакте и почти 900 тыс. — в "Одноклассниках": там якобы размещают ссылки на его новости. У самого "Голоса" в "Одноклассниках" меньше 200 читателей. В Facebook и ВКонтакте — по 1,3-1,4 тыс.

"Антимайдан", к которому "Голос правды" апеллирует как к своему идейному союзнику, утром 23 ноября писал об анафеме "Ивашке Мазепе" и срыве "русскими патриотами" показа "лживого прокиевского фильма о Майдане" в "рассаднике ненависти между русскими и украинцами" — украинском культурном центре в Москве.

"Спасатели"

Сайт "Комитета спасения Украины" за год тоже претерпел перемены. Теперь у него новые соседи по серверу: сайты "Антифашист", "Российско-Украинский форум" и "Вся правда о Юлии Тимошенко". Два последних — исключительно маргинальные. Все три зарегистрированы неким Алексеем Бердниковым — в СМИ он фигурирует как главный редактор "Антифашиста". Главная страница этого сайта открывается символикой "Комитета спасения Украины": его логотип и три ссылки на ключевые заголовки почетно разместились прямо в хедере, над логотипом самого "Антифашиста".




Проживающего в подмосковных Химках россиянина Алексея Бердникова сложно назвать типичным российским "патриотом". Ничто на его страницах в ВКонтакте и Facebook не указывает на идейного националиста и фанатичного адепта "русского мира". Бердников постит свои фотографии с путешествий и остроумно шутит о чиновниках — не украинских, российских. Похоже на то, что с помощью "Антифашиста" и "Правды о Тимошенко" он просто зарабатывает деньги. Ничего личного, только бизнес.

О том, каким способом Николай Азаров намерен "спасать" Украину, говорят публикации на сайте его "Комитета". Например, текст под заголовком "Квадратура круга по-бандеровски. В случае с Одессой, Галичина проглотила кусок, который не способна переварить" от 16 ноября начинается с истории о том, что кто-то порвал баннер "Одесса — это Украина". Далее приводятся еще два подобных случая в том же городе, "самозваная киевско-галицийская власть ровно ничего с этим сделать не может". Автор текста утверждает, что это достойный способ "противостояния фактически чужеземной оккупации", отметая возможные возражения несогласных. По его мнению, вооруженного восстания в Одессе не произошло не потому, что местные жители поддерживают "оккупационное правление". "Донбасское ополчение, благодаря открытой границе с Россией, смогло получить и оружие и необходимую материальную помощь, каковой возможности у Одессы не было и нет по сей день", — пояснял он неразумным "критиканам".


На сцену выходят "антикоррупционеры"

Выход бывших "регионалов" из тени, с открытой антиправительственной и антигосударственной пропагандой, заменившей распространенные в 2014 и 2015 годах информационные фальшивки, должно говорить об укреплении их уверенности в слабости официального Киева. Очевидно, Николай Азаров и его прежняя "команда профессионалов" видят основания рассчитывать на скорое возвращение к власти. Темы, которые они эксплуатируют в своих посланиях — это высокие тарифы на ЖКХ на фоне роста бедности, протестные настроения и неизбежность "третьего Майдана", борьба с "киевским и галицийским" "фашизмом", дискредитация идеи европейской интеграции, борьба с процветающей в Украине коррупцией.

Последняя заслуживает отдельного внимания не только потому, что Виктор Янукович и его люди, находясь у власти, сами воровали с фанатизмом передовиков социалистического соревнования. На сайте "Голоса правды" есть еще одна "спецтема": "Расследования. Журналисты против коррупции". Ссылка ведет на сайт так называемой Всеукраинской общественной организации "Журналисты против коррупции". И вот тут начинается самое интересное.


Основателями этой организации являются Сергей Кот и Светлана Яценко. Об их опыте в журналистике мне ничего не известно, но опыт участия во всеукраинских организациях у них есть. До 2011 года они были главными организаторами финансовой пирамиды МММ в Запорожье. После того, как пирамида рухнула, Кот и Яценко объявили ее оставшимся без денег участникам о запуске нового проекта, который почему-то назвали "Мурзилкой". За минимальный взнос в 160 грн их сотрудники в арендованном Сергеем Котом офисе регистрировали участника "игры" в компьютерной системе и обещали ему удвоение вложенной суммы в течение месяца. За каждого нового приведенного человека участникам обещали также то ли 5, то ли 40 грн.



В "Мурзилку" действительно пошли многие из тех, кто все еще рассчитывал вернуть деньги, вложенные в МММ. Вкладчиками были преимущественно старики. Кто-то, зарегистрировавшись сам, нес следом документы родственников, вкладывая за них, как правило, собственные деньги. В освещавших эту аферу запорожских СМИ проходит рефреном еще одна типичная история. У пожилого человека или его близкого родственника обнаруживается онкологическое заболевание, один день лечения которого превышает по стоимости размер месячной пенсии. Ему рассказывают, что некая финансовая игра позволяет быстро удвоить вложенные в нее средства. Были те, кто ради участия в "Мурзилке" отдавал последние деньги; есть даже как минимум один случай восьмитысячного банковского кредита. Известно о вложенных суммах от 160 до 22 тыс. гривен. В целом речь идет о сумме в 134 тыс. грн.

Все это информация из судебных документов . Офис, где работали организаторы "Мурзилки", просуществовал несколько месяцев, деньги вкладчикам, естественно, не вернули.


Нелли Босиева, глава общественной организации "Союз защиты вкладчиков", тоже оказалась среди потерпевших. Она говорит, что до истории с "Мурзилкой" с Сергеем Котом лично знакома не была. В офис "Мурзилки", который располагался на одной улице с ее местом работы, она пришла однажды ради любопытства и поддавшись на уговоры подруги, которая участвовала в "игре" и была довольна ее результатом. "У меня даже не было с собой денег, — смеется Босиева, — но подруга как раз снимала свой куш. Я ей сказала: "Вложи, я тебе сегодня же отдам". Я никогда не была связана с аферами, я сама обычно уговариваю людей в них не участвовать, но мне стало интересно, как это на самом деле работает. Я думаю, что никто бы эту историю на свет и не вынес, если бы в ней случайно не оказалась Босиева". Она вложила в "игру" 800 грн.

Когда Босиева в следующий раз попала в офис Сергея Кота, как рассказывает она, Светлана Яценко уже презентовала там новую "игру" "Елка" — вместо провалившейся "Мурзилки".

Заниматься делом "Мурзилки" Нелли Босиева начала после того, как к ней обратилась группа других обманутых вкладчиков: "Был костяк активных, которым я сказала: "Напишите обращение — я буду этим заниматься". Самой мне проще было бы потерять эти 800 грн, потому что я понимала, сколько времени и здоровья заберет у меня судебный процесс. Обращение подписали где-то 30 потерпевших".

Босиева, как говорит она, еще пыталась договориться с Сергеем Котом до суда, убеждая его выплатить вклады этим трем десяткам участников "игры", потому что "это все грозит судом и тем, что вы сядете". "Он ответил: "А вы сядете около меня"", — рассказывает она.

Сергею Коту и Светлане Яценко районный суд в Запорожье в 2015 году дал по два года тюрьмы, но на зону они так и не попали. Сначала они вышли на свободу под залог — без малого 70 тыс. грн за каждого. А потом апелляционный суд освободил  обоих по закону об амнистии: Кота как отца несовершеннолетнего ребенка, Яценко — как единственного ребенка пожилых родителей. В том же 2015 году они заявили о себе уже в Киевской области — как борцы с коррупцией.

ВГО "Журналисты против коррупции" — в каком-то смысле тоже авантюрный бизнес-поект. Членство в ней, как написано на сайте организации, требует разового взноса в размере 500 грн и ежемесячных платежей по 100 грн. Для сравнения, членство в "Репортерах без границ" — 70 евро в год. В Союзе журналистов Украины — 100 грн в год. Но чтобы его получить, вам нужно, конечно, быть журналистом.


"Журналисты против коррупции" предлагают вам журналистом стать. На сайте они подробно расписывают преимущества обладания журналисткой "корочкой" — от беспрепятственного доступа на различные мероприятия до права на ношение травматического оружия. Это тоже напоминает историю годичной давности, на которую я ссылалась выше.


"Голос правды" в перечне своих партнеров указывал тогда "Киевский независимый медиа-профсоюз". Сайт этой организации копировал сайт единственного украинского профсоюза журналистов — Независимого медиа-профсоюза Украины. Название ссылалось на организацию, давно слившуюся с НМПУ и потому несуществующую. Кроме многих других преимуществ, владельцы пресс-карт могут бесплатно оформлять визы для проезда в страны Шенгенской зоны и не обязаны, обращаясь за визой, прилагать к своим документам приглашение от компании или организации из страны ЕС. От НМПУ "ОстроВу" известно, что обладатели удостоверений фальшивой КНМПУ неоднократно обращались с ними в консульства европейских стран.

О том, кто и как использует сегодня "журналистские удостоверения", выданные организацией Сергея Кота и Светланы Яценко, редакции "ОстроВа" неизвестно. По словам Нелли Босиевой, "когда Сергей Кот пришел на последнее заседание, он вертел в руках какие-то бумаги и качал права перед судьей. Говорил, что за ним стоит общественность. Я не придала этому значения. Какая общественность, если на заседании полный зал, и все свидетельствовали не в его пользу? А когда заседание закончилось, мне сказали, что он оставил на столе какую-то бумагу. Я посмотрела: "Журналисты против коррупции". Кот подписал эту бумагу как председатель организации. В ней он стращал судью, которая ему не угодила".

В Киевской области Сергей Кот и Светлана Яценко развернули активную PR-деятельность, прежде всего, заключая соглашения о сотрудничестве с антикоррупционными и "антикоррупционными" организациями (о последних речь еще впереди). Среди них оказалось известное НГО "Стоп коррупции". В последнем в ответ на обращение "ОстроВа" вспомнили, что видели Сергея Кота на одном из своих мероприятий, но какое-либо сотрудничество с его организацией опровергли. "Мы проводим время от времени правозащитные обучающие семинары. Я могу допустить, что они были участниками одного из наших семинаров. По завершении этих мероприятий бывает так, что мы подписываем меморандумы — по большому счету, ни к чему не обязывающие документы о том, что мы соглашаемся вместе бороться с коррупцией", — сказал в комментарии "ОстроВу" один из координаторов "Стоп коррупции", журналист Роман Бочкала. Сразу после него эту историю повторил коллега Бочкалы по организации Богдан Хмельницкий.

Ключевое слово — "игра"

23 ноября "ОстроВ" позвонил на один из номеров телефона, указанных на сайте ВГО "Журналисты против коррупции". Ответил Сергей Кот.

— Сергей Иванович, я сейчас готовлю статью, которая касается не столько вашей организации, сколько сайта "Голос правды". Вы знаете такой сайт? Вы указаны на нем среди партнеров.

— Когда-то мы были их партнерами, но сегодня я не помню, они работают, или нет.

— Они очень активно работают.

— Да? Я не знаю…

— В чем заключалось ваше сотрудничество?

— В обмене информацией, как и со всеми другими СМИ. Мы предоставляем им результаты своих журналистских расследований, они предоставляют нам свои новости и информацию.

— Где можно найти ваши расследования?

— У нас на сайте.

— "Украинский стиль правовой борьбы", "Проект "Прозрачный суд""… Я вижу тут инструкции, но не вижу расследований.

— Вот "Прозрачный суд" — это уже конкретно наша работа. Мы помогаем членам организации. Если у человека есть проблема, мы ему эту проблему помогаем решать. Так а статья о чем у вас?

— Вообще-то статья — о "Голосе правды". Я хотела как раз спросить: вы знали о контенте этого сайта? О том, что год назад он специализировался на распространении антиукраинских фейков? Это сайт, который конкретно связан с "Комитетом спасения Украины" Николая Азарова, с бывшими "регионалами".

— Если вы увидели, что на нашем сайте их как партнеров нет, как вы думаете, почему так получилось? В начале, когда они заработали, мы смотрели их материалы — достаточно жесткие, конечно, но не скажу, что они в чем-то нарушали закон. Потом получилось так, что я увидел какие-то нюансы, которые мне не понравились, и мы сотрудничество расторгли. Но наше партнерство не закреплено никакими обязывающими документами. Была возможность — мы предоставляли свои материалы, они предоставляли, шел обмен. На сегодня необходимости в этом, как я вижу, нет. Мы ссылку на них со своего сайта убрали. Они ссылку на нас имеют право оставить.

— Среди их журналистов есть люди с вашими удостоверениями?

— Нашими — нет. Наши журналисты указаны на нашем сайте.

— Это все члены вашей организации?

— Это журналисты, которые официальные журналисты у нас.

— Сергей Иванович, я искала информацию обо всех организациях, указанных на "Голосе правды", в том числе и вашу. В итоге я вышла на документы по вашему делу о мошенничестве с игрой "Мурзилка". В судебных документах речь шла о том, что есть люди, перед которыми у вас остались долги, и что вы будете эти долги погашать. Вы их погасили?

— Если вы внимательно смотрели документы, вы видели, что моя позиция в этом деле, если кратко: невиновен. Поэтому процесс длился более трех лет. На этой позиции я настаиваю до сих пор. Мы в любом случае добьемся правды, потому что мы на этом не остановились.

— То есть, вы обратились в Европейский суд?

— Пока без комментариев. Вопрос этот будет решен, я думаю, в ближайшее время.

— Но речь о том, что многочисленные пострадавшие утверждали, что видели в офисе как "главных" только вас и Светлану Яценко, и обвиняли в мошенничестве именно вас двоих.

— И что, много было пострадавших?

— Около 90 человек.

— Это пострадавшие с их слов.

— Это слова 90 человек…

— Каких-либо документов, подтверждающих данных, каких-либо вообще реальных фактов нет! Есть просто желание одного человека нажиться. Конечно, когда появляется какой-нибудь организатор — в данном случае он носил имя Босиева Нелли Григорьевна, — конечно, получается подобная интересная ситуация.

— А каким образом она могла на этом нажиться?

— За оформление документов, за написание всяческих обращений она брала со своих, условно говоря, подопечных, по их словам, деньги. Они и телефон ей пополняли, и просто давали деньги.

— Сергей Иванович, но по суду они требовали только вернуть им вложенные ими деньги. Они даже не требовали возмещения морального ущерба. Я не понимаю, как кто-то мог на этом нажиться.

— Вы невнимательно читали. Именно Босиевой присудили моральный ущерб. Еще одной даме присудили… Подождите, вы уже прямо перешли на "Мурзилку". Речь о чем идет?

— Теперь уже о партнерах "Голоса правды". О вашей организации, которая указана на их сайте как партнер. Конкретно о вас. Вы в принципе отрицаете, что были организатором всего этого, и что 90 человек, которые утверждали, что вы и Светлана Яценко лично принимали у них деньги, на самом деле говорят неправду?

— На суде где-то половина людей отказалась от своих исковых заявлений (по документам первой инстанции, от исковых требований отказались 14 человек. — "ОстроВ"). Где-то треть оставшихся не явилась, даже по вызову судьи. Всего в судебных заседаниях участвовало, наверное, человек 15 — группа поддержки Босиевой. Что она им рассказала, то они на суде и говорили. Хотя постоянно путались в показаниях.

— То есть, вы говорите, что вы не принимали у них деньги.

— В материалах моего дела все четко написано. Такой же вопрос мне неоднократно задавали в суде, и мой ответ не менялся на протяжении этого процесса.

— Повторите, пожалуйста, ваш ответ суду.

— Речь шла о том, что интернет-игра была создана мной. Но в материалах дела лежат документы, подтверждающие, что эту игру создала некая Вера Козлова, которая проживает в Киеве. Суд на это не обратил внимания. Я к этой игре имею точно такое же отношение, как и все пострадавшие.

— Как вы сами узнали об этой "Мурзилке"?

— Рассылка пришла мне на почту. Мне на почту приходит много рассылок. Думаю, как и вам.

— Вы раньше организовывали в Запорожье еще и МММ…

— Сергей Пантелеевич Мавроди организовывал МММ. Знаете такого товарища?

— Передо мной сейчас данные реестра юридических лиц относительно компании "МММ-2011", учредителями которой являетесь вы и Яценко Александр Владимирович. Запорожье, улица Портовая, дом 12, квартира 72. Речь не о Мавроди. Вы знали, как работает финансовая пирамида и что это, простите, афера. Вы настолько наивный человек, что могли при этом поставить деньги в игре "Мурзилка"?

— Вы в карты когда-нибудь играли?

— Я абсолютно неазартный человек.

— В шахматы?

— У меня плохо получается.

— Есть вариант выиграть и есть вариант проиграть.

— Да, но в шахматах за проигрыш денег не берут.

— Почему? Запросто. В Ялте на набережной люди играют в шахматы под деньги. Подсаживается отдыхающий, кладет сто гривен и играет. Выиграл — забирает деньги.

— Я играла во дворце культуры, там так не принято.

— Какая разница? Игра есть игра. Вы в компьютерные игры играете? Играете.

— Не играю.

— Неважно. Это обычная игра. Кто-то играет в покер, кто-то играет в шахматы, кто-то играет в футбол. Ключевое слово — "игра". Она может быть выиграна или проиграна. Говорить, что кто-то в чем-то виноват, тут неуместно. Никто никого силой в эту игру не втягивал.

24 ноября Сергей Кот перезвонил корреспонденту "ОстроВа", чтобы выяснить, почему я решила, что организация "Журналисты против коррупции" связана с "Голосом правды" — его сотрудники не смогли найти на сайте "Голоса" соответствующей вкладки. Из слов Кота стало также понятно, что инициатором сотрудничества этих двух организаций был именно он, но сотрудничества как такового не состоялось и, заметив странности в работе "региональной" площадки, ВГО "Журналисты против коррупции" убрали ссылку на "Голос правды" из списка своих партнеров. Похоже, о том, что "партнерство" с этим сайтом у его организации все еще продолжается, он действительно не знал.

Что знают о своих "партнерах" в "Голосе правды", нам неизвестно. Обратиться за комментарием к "Сергею Сухобоку" или "Василию Климентьеву" не поднимается рука. Но можно смело утверждать, что ни одна авторитетная антикоррупционная организация Украины на сотрудничество с такого рода проектом не пойдет — это стоило бы ей "жизни". В то же время тема коррупции остается политически чувствительной и пропагандистски полезной. Поэтому "антикоррупционерам" из бывшего правительства остается брать, что дают, не вдаваясь в детали.

Юлия Абибок, "ОстроВ"

Редакция благодарит юриста ИРРП Людмилу Панкратову за экспертизу текста статьи. 



Последние видео-новости

Погода
Погода в Киеве
Погода в Донецке
Погода во Львове
Погода в Симферополе

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер: