"ДНР": операция "Деиндустриализация"

Самопровозглашенные власти по ту сторону линии разграничения пытаются разобраться в нюансах хозяйственной деятельности на подконтрольной территории. Получается слабо и неубедительно. Но дело не только в отсутствии необходимого профессионализма.

ММЗ пишем – ДЭМЗ в уме

О планах властей "ДНР" возобновить производство на Донецком электрометаллургическом заводе (ДЭМЗ) стало известно в начале ноября.

Со ссылкой на нового директора предприятия Александра Зубова подконтрольные сепаратистам СМИ сообщили, что в цехах сейчас работает около 400 чел. – слесаря, ремонтники, которые готовят оборудование к запуску.

Планы у новой заводской администрации весьма скромные: хотят плавить около 30 тыс. т. стальной заготовки в мес. И даже обещают часть продукции отправлять на экспорт.

В годовом исчислении получается 360 тыс. т. - при проектной мощности предприятия 1,08 млн т.

Т.е. даже если все у "министерства промышленности и торговли ДНР" получится – загрузка производства на ДЭМЗ составит всего-навсего 30%.

Но и такие не слишком амбициозные планы все равно выглядят сомнительно. И не потому, что из-за введенных ЕС санкций есть сложности с поставкой комплектующих из Италии, как признал А.Зубов.

Эта проблема из числа решаемых – точно так же, как и обход санкций при экспорте продукции.

В конце концов, Молдавский металлургический завод (ММЗ), расположенный на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, как-то ухитряется продавать свои прокат и заготовку.

Хотя против ПМР тоже действуют санкции. Гораздо важнее другое – неблагоприятная рыночная среда, вынуждающая металлургические предприятия либо останавливаться, либо работать в убыток.

Особенно это касается заводов, использующих для плавки стали электродуговые печи – как на ДЭМЗ. Вот и тот же ММЗ в последние годы больше стоит, чем работает.

А когда его оборудование и запускается, уровень загрузки мощностей находится в пределах 30%.

Сейчас ММЗ, приватизированный в 1998 г. и в 2015 возвращенный в госсобственность, лишь на 5% принадлежит правительству непризнанной республики.

Остальное имущество и оборудование в залогах у банков. На ММЗ 18 октября прошло правительственное совещание с участием премьера Павла Прокудина – думали, как сделать, чтобы предприятие работало.

Но, судя по отчетам СМИ, никаких решений не найдено. Дело в том, что в последнее время главной проблемой ММЗ стала обеспеченность металлоломом.

Точнее, необеспеченность. Поставки шли главным образом из Украины, а здесь ситуация с ломозаготовкой год от года становится все напряженней.

К примеру, в 2005 г. ломосбор в Украине составил 9,2 млн т., а в 2014 – 5,3 млн т. Т.е. имеем дело с почти 2-кратным падением показателей.

Именно поэтому перебои в работе ДЭМЗ начались задолго до войны на Донбассе – еще с 2009 г., во время первой волны глобального кризиса.

Собственники на предприятии сменяли друг друга, завод то возобновлял работу, то опять на несколько месяцев прекращал производство - пока в конце ноября 2012 г. не встал окончательно.

Главной причиной было отсутствие стабильных поставок лома. Возить его из России оказалось довольно дорого - при тогдашнем падении мировых цен как на стальную заготовку, так и на готовый прокат.

Между тем цены и сейчас не вернулись к докризисным значениям. Т.е. везти лом из РФ по-прежнему невыгодно. А собирать его больше в Украине тоже не стали.

Из-за отсутствия металлолома в необходимом количестве электросталеплавильный комплекс "Интерпайп-Сталь" в Нижнеднепровске в 2015 г. простоял 2 мес.

В нынешнем году на этом комплексе, входящем в Нижнеднепровский трубопрокатный завод, примерно столько же простоев - и по той же причине.

Исходя из этого, нет абсолютно никаких оснований прогнозировать, что ДЭМЗ после запуска сможет работать стабильно и постоянно даже в заявленных объемах.

Ведь даже Белорусский металлургический завод – госпредприятие, не имеющее проблем с поставками лома, в 2015-2016 в полной мере ощутило последствия рыночного негатива.

По итогам 2015 предприятие нарастило чистый убыток в 4(!) раза, до 2,6 трлн бел. руб. В т.г. показатели еще больше ухудшились: по тогам I кв. убыток составил $110,72 млн - тогда как за тот же период 2015 было $22,2 млн чистой прибыли.

Вопрос, готов ли нести такую нагрузку в виде убытков бюджет "ДНР", можно считать риторическим, поскольку ответ слишком очевиден. И о бюджете "ДНР" упомянуто не случайно.

Последним по счету официальным собственником ДЭМЗ является российская группа "Мечел" Игоря Зюзина, которая еще с 2012 г. искала на него покупателя, но так и не смогла найти.

А уже 21 июля т.г. стало известно о введении на ДЭМЗ т.н. "временной государственной администрации ДНР". Теперь в новостях сепаратистских СМИ ДЭМЗ именуется "госпредприятие Юзовский металлургический завод".

Это означает, что оно полностью перешло под контроль команды А.Захарченко. А "Мечел", похоже, просто махнул рукой на проблемный актив.

Таким образом, рассчитывать на поддержку официального собственника (который, кстати, сам в долгах как в шелках перед российскими госбанками) самопровозглашенным властям в Донецке не приходится.

Платить "за банкет" надо из своего кармана, т.е. бюджета. А он и так держится исключительно на вливаниях кремлевского спонсора, вряд ли заинтересованного в дополнительных расходах.

Осколки индустриального потенциала

И.о. министра промышленности "ДНР" Александр Грановский 10 ноября сообщил местным и российским СМИ о планируемом в ближайшее время запуске в работу трех предприятий: "Арксэл", "Донбасс метиз" и "Донбасс-Агромаш".

Они займутся выпуском соответственно сварочных электродов и проволоки, гвоздей, шурупов, лопат, топоров, пил, культиваторов и механических борон.

Вся указанная продукция сейчас, несомненно, очень востребована на разрушенной войной территории.

Однако нет оснований думать, что загрузка мощностей на вышеперечисленных предприятиях будет выше, чем на ДЭМЗ. На то есть ряд причин.

Во-первых, внутренний спрос на подконтрольной боевикам "ДНР" территории очень слаб. Платежеспособных покупателей там немного.

Поддержать этот спрос бюджетными программами нынешние власти в Донецке не смогут – сами держатся исключительно за счет внешних вливаний.

А размеры этих вливаний таковы, что хватает ровно на "поддержку штанов", т.е. на самое необходимое для жизнеобеспечения в регионе. Да и то далеко не в полном объеме.

Если же рассматривать возможности экспорта, то надо понимать всю глубину кризиса в том же сельскохозяйственном машиностроении, наступившем еще лет 20 назад, когда начали сказываться последствия развала СССР.

Тогда многие предприятия сельхозмаша в Украине, России, Казахстане и Беларуси закрылись и были порезаны на металлолом – при рыночной экономике их продукция оказалась не нужна в таком количестве.

Плюс добавилась конкуренция со стороны западных производителей. Так уж получилось, что их сельхозтехника по качеству оказалась в разы лучше нашей – хотя и в разы дороже.

Поэтому соперничество с новой украинской, российской и белорусской сельхозтехникой на рынке постсоветских республик ведется со стороны сельхозтехники б/у европейского и американского производства.

И нельзя сказать, что постсоветские производители ее выигрывают – хотя, конечно, за последние годы они подтянули уровень качества.

Поэтому на внешних рынках им мало что светит, сбыт зациклен главным образом на СНГ. Где, как уже отмечалось, приходится конкурировать друг с другом и западной сельхозтехникой б/у.

Вот почему даже в докризисные времена загрузка мощностей на предприятиях украинского сельхозмаша была в пределах 50-70%.

В т.ч. на "Донбасс-агромаше", созданном в 2009 г. на базе донецкого завода "Точмаш".

Не менее показательно в данном случае более раннее сообщение о получении енакиевским заводом "Техмаш" заказа из РФ на 160 т. тяжелых метизов в мес.

В годовом исчислении получим объем производства 1,92 тыс. т. Данных о проектной мощности установленного на "Техмаше" оборудования найти не удалось.

Однако для сравнения можно взять тот же Дружковский метизный завод, способный выпускать за год 79 тыс. т. готовой продукции.

Даже если исходить из предположения, что на "Техмаше" этот показатель в 2 раза меньше – все равно получим нерадостную статистику.

Заказ из РФ, о котором с такой помпой сообщали сепаратистские и российские СМИ, дает лишь 5%(!) загрузки. А других заказов нет.

После этого все разговоры о возрождении промышленного потенциала в "ДНР" воспринимаются не иначе как анекдот. Правда, совсем не смешной.

Более-менее по сравнению с остальными держатся разве что крупные металлургические заводы, входящие в бизнес-группы прежних хозяев Донбасса – Рината Ахметова и Виктора Нусенкиса.

Это Енакиевский и Макеевский метзаводы, а также "Донецксталь". Но и здесь все сложно, хотя они прошли перерегистрацию в Украине.

Например, в июне т.г. сообщалось об остановке "Донецкстали" из-за давления со стороны сепаратистов, требовавших перерегистрации предприятия в "ДНР" и уплаты налогов в местный бюджет.

Впрочем, думается, что неофициально платежи туда все же идут – иначе вряд ли новые хозяева из "ДНР" позволили бы им вообще работать. Но этот процесс сопровождается конфликтами.

В итоге та же "Донецксталь" в июле возобновила производство. Но особо хвастаться нечем, хотя в т.г. выплавка чугуна за январь-октябрь выросла до 635 тыс. т. против 471 тыс. т. за тот же период год назад.

При этом как раз в октябре произошло резкое снижение, до 41 тыс. т. по сравнению с 97 тыс. т. в сентябре. Тем не менее, прошлогодний показатель уже в любом случае превышен.

Так, за весь 2015 "Донецксталь" выплавила 563 тыс. т. чугуна. В довоенном в 2013 – 1,38 млн т. Как говорится, почувствуйте разницу.

В аналогичной ситуации метзаводы в Макеевке и Енакиево. Для всех трех предприятий главная проблема – подвоз сырья и вывоз готовой продукции.

К Енакиевскому метзаводу и "Донецкстали" железная руда, кокс, известняк подвозятся только по одному пути участка Славянск-Константиновка-Скотоватое-Ясиноватая.

Его пропускная максимум 15 поездов в сутки - поскольку с 19:30 до 5:20 движение запрещено по требованию штаба АТО. Еще меньше, кстати, может получать Алчевский меткомбинат.

Туда сырье подвозится по участку Сиверск-Сентяновка-Родаково с пропускной способностью - 7 пар поездов в сутки. При этом максимум теперь составляет 37 грузовых вагонов при длине обычного поезда - 57 вагонов.

В середине ноября объединение "Укрметаллургпром" сообщило, что Енакиевский метзавод находится под угрозой остановки из-за перебоев с поставками сырья.

Периодически такие сообщения появлялись и в прошлом году, и в позапрошлом. И нынешняя критическая ситуация, к сожалению, наверняка далеко не последняя.

Угольный пат

Угледобыча в январе-октябре на территории Донецкой обл., подконтрольной "ДНР", составила 9,8 млн т. Это на 34% больше, чем за аналогичный период 2015.

В то же время данные одного из крупнейших объединений, "Макеевугля", свидетельствуют о резком падении производства. Так, за 10 мес. здесь получено 899 тыс. т. угля.

За тот же период 2015 было 1,06 млн т., в январе-октябре 2014 – 1,5 млн т., за 10 мес. 2013 – 1,843 млн т. Т.е. имеем двукратное снижение добычи к довоенному уровню.

Причина до безобразия проста – работать в забое стало некому. Как известно, во время активных военных действий Донбасс покинули 2 млн чел., по данным ООН.

Поэтому несмотря на то, что из 9 шахт "Макеевугля" сейчас работают только 5, нехватка рабочих кадров составляет 1,7 тыс. чел.(!) – по данным "республиканского центра занятости ДНР".

Всего же в его базе данных 3,7 тыс. шахтерских вакансий. Но и из числа тех, кто остался на неподконтрольной территории, очереди желающих идти в забой не наблюдается.

Поскольку зарплата на шахтах где-то в 3(!) раза ниже, чем на тех, которые находятся на подконтрольной официальному Киеву территории.

В таких условиях легко прогнозировать дальнейшее снижение угледобычи – вплоть до полной и окончательной остановки шахт через 2-3 года.

Кстати, уже сейчас объединения "Артемуголь" и "Орджоникидзеуголь" полностью прекратили работу.

А почти половина всей угледобычи в "ДНР" приходится на частные шахты: "Комсомолец Донбасса" Р.Ахметова, им.Засядько – Е.Звягильского.

Также относительно на плаву шахтоуправление "Донбасс", ГП "Шахтерскантрацит" и "Торезантрацит", экспроприированные боевиками "ДНР" у украинского государства.

Еле дышат "Снежноеантрацит", ГП "Донецкая угольная энергетическая компания" – как следует из их показателей ежемесячной добычи, в несколько раз меньше довоенных.

Тем не менее, глава "ДНР" А.Захарченко 2 ноября во время поездки в Горловку бодро заявил, что Украина нынешней зимой не выживет без угля с неподконтрольной территории.

Утверждение спорное, но дело даже не в этом. Проблема в отсутствии стратегического видения ситуации у бывшего донецкого электрика.

А сермяжная правда в том, что за нынешней зимой наступит следующая - в ходе которой уголь из "ДНР" уже может и не понадобиться.

Ранее Кабинет министров Украины утвердил программу развития энергетики, предусматривающую повышение доли атомной генерации в энергобалансе страны.

Кроме того, министерство энергетики и угольной промышленности Украины разработало программу перевода с антрацитов на газовый уголь энергоблоков тепловых электростанций.

Госкомпания ПАО "Центрэнерго" уже заказала такой проект для Змеевской ТЭС (Харьковская обл.). Да, есть определенные проволочки с его реализацией – но рано или поздно это все равно произойдет.

А вот куда в таком случае девать объемы угля, которые все еще добываются на подконтрольной сепаратистам территории – большой вопрос.

Когда-то, было дело, А.Захарченко обещал наладить угольный экспорт. Но прошло уже больше года – и ни слова об успехах в этом направлении.

Разумеется, процессы деиндустриализации на неподконтрольной территории не могут радовать. Вместе с тем приходится признать, что такой сценарий был и остается неизбежным последствием пресловутой "русской весны" в 2014 г.

Виталий Крымов, "ОстроВ"  

Статьи

Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Донбасс
21.04.2024
19:30

"Будут разрушаться украинские города, территория Украины все больше будет становиться диким полем". Обзор СМИ оккупированного Донбасса

На минувшей неделе СМИ оккупированного Донбасса в полном соответствии с кремлевскими методичками "переживали" за дальнейшую судьбу Украины, радовались отсутствию у ВСУ западной помощи, а когда палата представителей Конгресса США все же проголосовала...
Все статьи