Выжить в оккупации
Прифронтовой Донбасс
Полезно переселенцам
Попытавшись снова "укусить" Украину, Россия в очередной раз обломала о нее зубы. Все это из-за многолетней привычки нашей страны создавать видимость движения одновременно в противоположные стороны, а также и без того неоднозначного отношения украинских граждан к РФ.
Больше новостей о Донбассе в нашем Telegram канале
"Мне кажется, проблема заключается в том, что Россия не очень четко осознает политические реалии Украины, а именно то, что очень многое в экономической политике уже подчинено единственной задаче – подготовке к выборам 2015 года. И в рамках подготовки к выборам рейтинг президента Януковича является первоочередной темой, и все будет делаться для того, чтобы этот рейтинг поддержать, по возможности, повысить, и в такой ситуации торговая война с Россией может пойти даже на руку Януковичу. Поэтому, объективно, тем самым Россия подталкивает Украину и к ассоциированному членству с ЕС и к тому, чтобы антироссийская риторика на Украине приобрела дополнительный импульс", - заметил в эфире "Эха Москвы" главный экономист HSBC Bank по России и СНГ Александр Морозов.
В свою очередь, политолог Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики, обратил внимание, что "если учитывать, что действительно украинская экономика находится в трагическом положении, то если Россия еще развяжет что-то похожее на торговую войну - хотя формально это не является ни блокадой, ни бойкотом, ничем, ее вроде и нет, но реально это торговая война, - то через некоторое время окажется, что Украина потеряет еще несколько процентных ставок, а может, десяток. ВНП окажется совсем в плохом положении. Какая от этого будет выгода России, я не знаю, но, видимо, кто-то надеется, что украинцы одумаются. Я не верю, - я очень люблю Украину и украинцев, - но не верю в их разумность. Они не одумаются".
Он же в эфире "Эха" задается вопросом: "А почему, собственно говоря, украинская элита, в большинстве своем, хочет на Запад? Хотя Европа находится в тяжелейшем кризисе, будущее ее мутно, и, конечно, любой, хоть сколько-нибудь что-нибудь знающий украинский политик понимает, что ни копейки они с Европы не получат, но почему-то стремятся". И сам же дает на него ответ: "Наверное, потому, что в Европе другое качество жизни, Европа имеет другой человеческий, политический, социальный облик, с ней не противно. Я думаю, что главным образом проблема России заключается в том, что мы не сможем притянуть условную Украину (хотя Украину, думаю, не примут никогда, ни при каких условиях, - я не буду говорить самого последнего аргумента, потому что он обиден очень), мы не сможем притянуть к себе серьезные страны, пока мы сами не начнем качественный экономический рост, не будем вкладывать в людей, не будем становиться правовым государством, не будем становиться государством, с некоторым приятно иметь дело и в котором приятно жить".
Караганов же дает и свой вариант ответа на вопрос, "оставит ли Россия когда-нибудь Украину в покое, когда уйдет постсоветское поколение". По его мнению, "проблема сидит поглубже. Украина - это не советское приобретение, это, простите, императоры старались. И я не очень уверен, что так все легко можно от всего этого отделаться. Ведь Киев - это матерь городов русских. И колыбель нашей цивилизации. Если Россия будет развиваться по пути развития людей, ею будут управлять просвещенные лидеры, они Украину будут притягивать. Найдут путь, чтобы она была мягкой периферией России. А ежели будет народ пожестче, то они будут вспоминать, что Мазепа был предателем, и будут их давить".
А Морозов считает, что "для того, чтобы России сохранить Украину в своей орбите, нужно создавать свою собственную экономику. Если российская экономика будет мощная и сильная, развиваться быстрыми темпами, если человеческий капитал и жизнь в России будут привлекательными – естественно, Украина не будет стремиться отдалиться от России, а будет тяготеть к орбите. И наоборот".
Худо не без добра
Поведение России не оставило никаких сомнений в его причинах ни у западных политиков и чиновников, ни, конечно, у западных журналистов. "Торговая война", как назвали украинские СМИ препятствия прошедшей недели, длилась всего несколько дней, однако высказывания со стороны Путина не оставили никаких сомнений в том, что намерения Москвы могут на самом деле подтверждать опасения Украины. Сначала советник президента Сергей Глазьев высказал целый ряд обещаний, угроз и оскорблений касательно запланированной ассоциации с ЕС. Вслед за пряником в виде обещания снизить для Украины очень высокую цену на российский газ, если Киев оставит свои "больные" мечты о Европе, последовал кнут: совместные проекты в атомной и оборонной промышленности, авиастроении должны будут пересматриваться, если Украина продолжит свой "самоубийственный" курс - и, конечно, должно будет "стать предметом обсуждения", не стоит ли упразднить до сих пор действующие украинско-российские соглашения о свободной торговле", - написала немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung.
"Спустя год после вступления во Всемирную торговую организацию российские потребители едва ли видят пользу от этого. Кремль использует торговые барьеры не только для протекционизма, но и в насильственных целях. Российский случай рекорден. Более 19 лет развивающаяся страна вела переговоры, чтобы 22 августа 2012 года вступить в ВТО. После этого понадобилось меньше года, чтобы первый же конфликт свернул консультационный процесс", - отметила швейцарская Neue Zürcher Zeitung, подчеркнувшая также, что торговля в очередной раз стала для РФ политическим инструментом.
Автор статьи в "Ежедневном журнале" подчеркнул, что "у Москвы хорошего варианта уже нет. Быстрое возвращение процедуры таможенного оформления украинского импорта к норме поможет смягчить очередной удар по российскому имиджу в Европе, но тогда украинцы не успеют как следует испугаться. А затяжной конфликт непонятно как заканчивать. Формальных претензий к Украине ведь не предъявлено. Дожидаться того, что Янукович "сам все поймет", выйдет на Софийскую площадь в Киеве и публично откажется от евроинтеграции, бессмысленно. А какого-то технократического размена — именно потому, что ставки столь высоки — не просматривается".
"Возможно, пониманием всех этих обстоятельств и объясняется нарочитое спокойствие украинского руководства в первые дни конфликта, - продолжается статья. - Переживали, дескать, стороны "споры хозяйствующих субъектов", переживут и "самостоятельные решения таможенных властей". Глупо было бы утверждать, что происходящее стало для команды Януковича хорошей новостью в сегодняшней экономической ситуации, но, как говорится, нет худа без добра. Если конфликт продлится какое-то время, на него можно будет списать экономические сложности, призвать к сплочению нации для защиты суверенитета страны, поднять рейтинг и подойти к выборам в качестве политика, отстоявшего независимость и приведшего Украину на европейский путь. Звучит неплохо".
По мнению корреспондента ЕЖ, "пока еще Кремль не пошел ва-банк. Пока он попытался послать Украине последнее предупреждение. Проблема в том, что все аналогичные попытки в прошлом имели явно противоположный эффект по отношению к планам их авторов. Строительство дамбы в неразграниченной пограничной зоне в Керченском проливе в 2003 году привело к мобилизации национал-демократических настроений и окончанию российско-украинской "перезагрузки", начатой Леонидом Кучмой двумя годами ранее. Вмешательство в президентские выборы в 2004-м внесло значительный вклад в победу "оранжевой революции". Газовые войны 2006 и 2009 гг. заставили Киев задуматься о переориентации на другие источники сырья. Похоже, тенденция будет продолжена".
"Единственное, что пока сдерживает Европу от более широкой поддержки Украины, это нерешенный вопрос с Юлией Тимошенко. Поскольку от ее пребывания за решеткой зависит успех подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Однако с учетом того, что Янукович сегодня играет ва-банк, шансы на то, что украинская узница № 1 выйдет на свободу, растут с каждым днем. И если Тимошенко будет освобождена, то Кремль сможет записать себе в актив еще одну проигранную войну", - добавляет к этому корреспондент российского The New Times.
Недобро пожаловать
О другой "войне", в отношении в том числе и украинцев, написала "Газета.ru", корреспондент которой посетил показательную пресс-конференцию в Центре содержания иностранных граждан - по сути, тюрьме для нелегальных мигрантов. "Четырехэтажное здание Центра содержания иностранных граждан (ЦСИГ) находится в поселке Северный на Дмитровском шоссе и соседствует с двухэтажными коттеджами и дачными домиками. Территория возле него напоминает кадры из фильма про конец света — горы мусора, бетонные блоки, старые машины, грязь… Большинство людей, содержащихся в ЦСИГ, находятся в тех же условиях, в каких в СИЗО сидят насильники и убийцы. Хотя большинство содержащихся в ЦСИГ виноваты лишь в том, что Мосгорсуд без особого разбирательства постановил их выдворить. К примеру, тут есть граждане Белоруссии, которых выдворять из России не имеют права, поскольку Россия и Белоруссия — Союзное государство. И представители столичной полиции этого не отрицают", - рассказал он.
"Пресс-конференция резко заканчивается, после того как из окон ЦСИГ раздаются громкие крики: "Мы здесь задыхаемся! Нам здесь нечем дышать!" - Говорилось в репортаже "Газеты.ru". - К каждой оконной решетке прилипли по несколько человек и кричат журналистам, что у них нет ни мобильных телефонов, ни горячей воды и что их содержат здесь, как в тюрьме. "У меня административное правонарушение, почему меня содержат здесь, я не понимаю!" — кричит гражданин Украины, ждущий депортации. "Пусть нас в душ выводят хотя бы два раза в неделю!" — кричит из-за решетки таджик. "Вы можете зайти сюда, нам помочь?" — раздается сверху. "Мы живем тут — 13 человек в одной камере. Как там в лагере? — кричит афганец Мухаммад Юсуф. Хотя, по заверению полиции, камеры в ЦСИГ рассчитаны на 2–12 человек".
Впрочем, отношение к мигрантам в Украине - отдельная тема, в исполнении The Associated Press нашедшая отражение на страницах The Washington Post. "Эрин Ахмедбеков опасался наказания за его многочисленные судебные процессы против Азербайджана, - начитается соответствующая статья. - Поэтому бывший офицер полиции забрал свою жену, троих детей и престарелую мать и бежал в Украину, рассчитывая получить убежище в одной из более свободных бывших советских республик. Вместо этого его семье приходится прятаться в маленьком селе без малейшей надежды получить убежище и под угрозой быть высланной назад. "Мы боимся покинуть дом, - сказал Ахмедбеков The Associated Press. - Украина опасна для нас".
"Агентство по вопросам беженцев ООН отмечает, что Украина является неудачным местом для получения политического убежища, практикуя пренебрежение, дискриминацию и нелегальные высылки. Международная правозащитная организация Amnesty International идет дальше, обвиняя ее и некоторые другие бывшие советские государства в проведении нелегальной программы выдачи, которая несет для беженцев риск попасть под пытки в родных государствах, - все это во имя сотрудничества спецслужб, которое ценится больше, чем права человека. Многие беженцы от диктатур Центральной Азии или крутых мер в отношении оппозиционных активистов в путинской России ищут убежища в Украине, стране, в которую можно въехать без визы и в которой они могут легко общаться на русском языке. Украина остается одним из самых демократических постсоветских государств, даже несмотря на откат реформ, последовавших после Оранжевой революции 2004 года. Украина также граничит с несколькими государствами-членами Европейского Союза, и некоторые искатели убежища рассчитывают в дальнейшем перебраться дальше на запад. Однако большинство беженцев вскоре сталкиваются с леденящей кровь действительностью. В прошлом году Украина - страна со средним уровнем доходов 46-миллионного населения - дала статус беженцев только 13 процентам от около 1 800 соискателей, согласно Верховному комиссариату ООН по делам беженцев. Для сравнения, Венгрия, получившая сравнимое количество искателей убежища, но имеющая в пять раз меньше жителей, дала такой статус 32 процентам".
"Олдрих Андрисек, представитель Комиссариата в Украине, говорит, что решения принимаются непрозрачно, когда многим соискателям, которые действительно нуждаются в убежище, отказывают, в то время, как другие получают его по непонятным причинам. "В целом, система не работает", - сказал Андрисек АР. За последние три года, согласно последнему отчету ООН, Украина незаконно отправила домой более 20 беженцев, несмотря на попытки пресечь эти высылки со стороны агентства, местных и международных правозащитных организаций и Европейского суда по правам человека. Некоторые из них, согласно представителям ООН, были отправлены назад прямо с границы, не получив даже шанса попросить убежища".
Обзор подготовила Софья Петровская, "ОстроВ"
Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.
Вы можете выбрать язык, которым в дальнейшем контент сайта будет открываться по умолчанию, или изменить язык в панели навигации сайта