Портрет украинского националиста в Донецке. Патриот Украины

Есть ли в Донецке украинский национализм? Большинство дончан не дадут однозначного ответа на этот вопрос. Одни живут в уверенности, что «Донбасс – русский край», и существовать тут может лишь национализм русский. Другие пребывают в коммунистических грезах, и думают, что в пролетарском краю есть место лишь идеалам интернационализма. В представлении старшего поколения, украинский националист – по определению житель Западной Украины и напрочь чуждый пролетарской Донетчине элемент. Так ли это на самом деле?  

Чтобы узнать побольше о национальном украинском движении Донецка, я решил взять интервью у представителей националистических партий и организаций и рассказать в отдельной статье о каждой из них. Цель серии статей: описать современное положение национальной идеологии словами людей, которые непосредственно продвигают ее в регионе. Здесь не будет пространных исторических экскурсов – мемуары пусть пишут те, кто творил историю собственноручно. Моя задача – написать о том, что происходит здесь и сейчас.

Для начала попробуем определить – кого же считать украинскими националистами? В Донецке существует немало партий и организаций, которые называют себя таковыми, но едва ли все они достойны того, чтобы упоминать о них. Взять, к примеру, донецкий Народный Рух. В представлении людей советской закалки – это чуть ли не фашисты с клыками и копытами, а на деле – призрачная, полуживая организация, представители которой раз в год появляются на каком-нибудь митинге со старыми, побитыми молью знаменами. Или же другой персонаж местной политики – Мария Олийнык. Лидер (и судя по всему – единственный участник) донецкой ячейки Конгресса Украинских Националистов, правозащитник, завсегдатай митингов, судов и общественных слушаний. Провластная пресса многие годы старательно пытается выставить Марию Васильевну лицом украинского национализма в городе, но я, при всем уважении к пани Олийнык, вижу в ней лишь общественного деятеля-одиночку.

Примерно в том же ключе можно высказаться и о представителях многих других политических партий, номинально зарегистрированных в Донецке, но не ведущих здесь никакой деятельности. Их названия обыватель знает только потому, что о них иногда пишут газеты.

Настоящий украинский национализм не таков. Он горяч и молод, и существует практически в подполье. Акции молодежи из «Патриота Украины» и «Свободы» напоминают больше партизанские вылазки, чем планомерную партийную работу. Именно с деятельностью этих организаций связывают появление националистических листовок и наклеек на столбах, а так же уничтожение и повреждение памятников коммунистическим вождям. Кроме того, молодежью организовываются все крупные уличные акции, приуроченные к важным для патриотов датам. Публичные выступления, митинги, факельные шествия и т.д.

Чтобы написать эту статью, я встретился с лидерами националистических партий и движений и задал им несколько вопросов по поводу их деятельности в Донецке. Что из этого получилось – читайте ниже.

Часть I. Патриот Украины. Радикальные идеалисты.

«Патриот Украины» - организация молодежная. Большинство ее членов – это студенты или вовсе подростки школьного возраста, не заставшие советского образования и воспринимающие Украину, как родное государство. Людей старшего поколения очень немного, что объясняется достаточно легко. В восточных регионах идеи украинского национализма не были популярны в советское время, и набирают вес лишь теперь, когда коммунистическая пропаганда постепенно стирается из памяти населения.

Упоминаний в донецкой прессе о «патриотах» немного. В основном все они касаются 2009 года, когда движение стало особенно быстро набирать популярность в регионе. Тогда националистам удалось провести в Донецке сразу несколько громких акций, приуроченных к годовщинам боя под Крутами и создания УПА. Разумеется, акции такого рода просто не могли не вызвать в Донецке ажиотажа, поэтому каждый выход «Патриотов Украины» на улицы сопровождался скандалами а иногда и стычками с правоохранителями.

29 января 2009 года в Донецке состоялось шествие в память о героях Крут. Эту акцию Донецкий горсовет проводить разрешил, поэтому она прошла довольно мирно, если не считать отдельных эксцессов. Однако, следующие акции «Патриота Украины» в Донецке суд всегда запрещал.

Новостной сюжет об одной из самых громких акций ПУ в Донецке. Январь 2009

Наиболее запоминающейся акцией «Патриота Украины» оказалось празднование годовщины основания УПА 18 октября 2009 года. Акция была запрещена властями, но тем не менее «патриоты» не отказались от своих замыслов и попытались провести митинг незаконно, за что несколько самых активных членов организации были задержаны милицией. На акцию также собралось большое количество пожилых людей от ПСПУ и КПУ, которые пытались вступить с националистами в потасовку. Разумеется, такое красочное шоу запомнилось, как журналистам, так и простым жителям Донецка.

Задержание одного из членов организации «беркутовцами»

С лидером донецкого «Патриота» Степаном Головко я встречаюсь в кафе на главной площади. Из всех украинских национальных движений Донецка социал-националисты имеют славу самых отчаянных парней, и потому я ожидаю увидеть брутального и мрачного человека, но Степан оказывается весьма приветливым юношей двадцати лет. На вид он ничем не отличается от обычного донецкого студента. Говорить предпочитает по-русски. На вопросы отвечает с удовольствием.

- Давай начнем с самого начала. Что такое «Патриот Украины»? Как он появился в Донецке?

- «Патриот Украины» - это всеукраинская общественная организация, основанная в 2005-м году в Харькове Андреем Билецким. Часто встречается информация о том, будто мы были ранее крылом партии «Свобода», но это не совсем так. Действительно, когда-то у «Свободы» (в те времена она еще называлась СНПУ) было милитаризированное подразделение с таким же названием, но оно было распущено по решению партийного съезда в 2004 году. Наш харьковский «Патриот» возник лишь через год после этого и представлен в основном в восточных областях, а не в Галиции.

Иногда нас называют партией, но официально «Патриот Украины» как партия пока не зарегистрирован. На данный момент мы – всеукраинская общественная организация. Возможно, в будущем мы примем решение стать полноценной политической силой.

В Донецке мы действуем с 2007-го года. Я и еще несколько человек тогда решили организовать ячейку в городе. Поначалу просто клеили наклейки, листовки. Потом стали потихоньку выходить на уличные акции.

- Как ты пришел в «Патриот Украины»? Почему именно это движение, а не ВО «Свобода» или «Тризуб», к примеру?

- Я выбрал «Патриот Украины», потому что в наших действиях меньше болтовни, и больше дела. «Свобода» и подобные партии хотят попасть в парламент и занимаются в основном выборами, а для нас важно не это. Мы за национальную солидарность, за надпартийность, а демократию считаем тупиковым путем.

- Ты дончанин? Как можешь прокомментировать утверждение, будто все украинские националисты у нас «понаехавшие» из западных областей?

Сам я родом из Никополя, его вряд ли можно назвать Западной Украиной. Это казачья земля с давними героическими традициями. Наверно, такое происхождение повлияло на формирование моих взглядов в какой-то мере. Потом, когда мне было 11 лет, мы переехали с родителями в Макеевку, с тех пор я живу здесь, учусь на истфаке в Национальном Университете.

- А твои родители придерживаются националистических убеждений?

- Нет, ничего такого нет. По-украински в семье говорил только дед. Видимо, его сказки, его украинская речь и заложили во мне с детства любовь к украинской культуре и мои взгляды.

- Вы называете себя социал-националистами. Почему?

- Такова наша идеология. Слово «социал» в нашем названии не имеет отношения к социализму….. В основе нашей идеологии лежит принцип нациократии, идеи Сциборского.

Мы антидемократы. Демократия в нашем понимании означает безответственность. Наркоман не может иметь равные права, к примеру, с академиком. Это понимают все, и только мы говорим об этом открыто.

- А какова ваша основная цель?

- Мы державники. Наша цель – Великая Украина «від Сяну до Дону», а то и пошире.

- У нас в Украине националистов часто путают с нацистами, называют гитлеровцами. Вы называете себя «социал-националистами», что весьма похоже на НСДАП. Как вы на самом деле относитесь к Гитлеру и его идеям?

- Нет, безусловно мы не гитлеровцы. Мы даже не «бандеровцы», в том смысле, что фигура Бандеры для нас в украинском национальном движении не первостепенна. Мы считаем его персону чрезмерно раскрученной, Бандера в Украине, как бренд, в то же время  других борцов за независимость вспоминают редко. Мы же ставим на первое место фигуру Евгена Коновальца. Он, как известно, с Гитлером никак не пересекался и был убит коммунистами еще до 2М Войны.

Что касается Гитлера, то мы его не демонизируем, но и не занимаемся его героизацией. Пускай этим занимаются немцы, если захотят. Мы живем в своей стране, у нас свои герои.

- Можешь рассказать что-нибудь про вашу деятельность в Донецке? Самые крупные акции, митинги?

- Было несколько крупных акций, которые наделали много шума. Информация о них и сейчас есть в интернете, любой желающий может найти. Впервые мы собрались в 2007-м году на Рутченковом поле в память о жертвах Голодомора, возле места их массового захоронения. Тогда, на первую акцию пришло всего 6 человек. В 2009-м году в нашем факельном шествии в центре Донецка участвовало уже около сотни людей. Все местные, молодежь из Донецка и области. Не только «Патриот Украины», были и другие ребята. Фанаты «Шахтера», например. У нас не принято говорить и писать в прессе, что футбольные фанаты в Донецке – украинские националисты, но это так. Даже плакат на стадионе как-то вывешивали «Донбасс за УПА».

Трибуны «Донбасс Арены», 2009 год

Коммунисты и пспушники пытались выставить все так, будто мы приезжие из других областей, но нам смешно было слушать их бредни. Тогда у нас с ними чуть не случился открытый конфликт – помешала милиция. Они пришли, чтобы не допустить шествия. Покричали, помахали флагами. В основном люди преклонного возраста и какие-то оборванцы. Хорошо распиарили нас.

Степан Головко (Фото "Аргумент")

После того случая наши акции и шествия стали жестко пресекаться властями. Наверно потому, что они увидели массовость, растущую популярность. Мы подаем заявку на мероприятие, а суд в последний момент выносит запрет. Буквально за час принимает решения. Или какие-нибудь афганцы специально подают заявку на то же самое время и место, чтобы нам помешать. Ясно, откуда ноги растут.

- А бывали конфликты с русскими правыми, антифа?

- Нет, мы с ними не пересекались. У нас фактически нет антифа. Может где-то и есть, я не знаю, но не видно. Против нас в основном ПСПУ и коммунисты всегда на акциях.

- Сотрудничаете с другими украинскими движениями? «Тризубом», «Свободой»?

- Сотрудничаем с теми, кто нам близок по убеждениям. «Тризуба» в Донецке нет, а вот со «Свободой» в нормальных отношениях. Ходим друг к другу на акции иногда.

- Меня всегда интересовал вопрос, почему украинские правые не объединяются на востоке? Ведь ваша популярность тут и так невелика, зачем же еще распыляться?

- Это большая проблема украинского национального движения. Попытки объединиться есть, но они почти всегда оканчиваются ничем. Мы сотрудничаем, но до полного объединения не доходит. Наверно от того, что у всех немного разные цели. «Свобода» хочет попасть во власть, из-за этого поступается многими важными для нас принципами. Мы напротив, слишком принципиальны, потому нам сложно найти общий язык с другими партиями. На выборах никого не поддерживаем, хотя и были такие предложения.

- Что можешь сказать о ваших единомышленниках? «Тризуб», «Свобода», УНСО? Часто можно услышать обвинения в том, что те или иные националисты являются провокаторами спецслужб или даже Кремля? Тебе известно что-нибудь об этом?

Нет, не известно. Все, кого я знаю, обычные простые ребята, которые действуют по своим убеждениям. Чаще всего в таких вещах обвиняют «Тризуб», но я не думаю, что их финансирует Москва. Всегда считалось, что деньги им дает украинская диаспора.

Сейчас это уже умирающее движение. Проблема в их идеологии - узколобой, маниакальной русофобии. На этом далеко не уедешь, даже мало кому из националистов нравится такой подход. Но добили они себя не этим, а сотрудничеством с БЮТом. Мы считаем, что именно поэтому их прессовали недавно, а вовсе не из-за какого-то памятника.

Про «Свободу» я уже говорил. Это организация с большим потенциалом, но очень низким КПД. Востоком они практически не занимаются, хотя имеют для этого немалые ресурсы. Видимо стоит цель просто попасть в парламент, а не на самом деле работать с массами на благо украинской идеи. 

Что касается УНСО, сейчас это уже мертвая организация.

- И последний вопрос, не менее актуальный сегодня. Откуда деньги на вашу деятельность? Кто финансирует общественную организацию, без надежды на какую-либо выгоду? Ведь вы пока даже не можете участвовать в выборах.

- Да нас практически и не финансируют. Офисов почти нигде нет. В основном мы на самофинансировании, иногда помогают спонсоры-патриоты. Больших денег у нас никогда не было, думаю, это заметно.

- Спасибо за интервью.

- Слава Украине!

Беседовал Станислав Кметь, «ОстроВ»

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи