Режим ожидания, или Операция «АнтиХара»

Федерация профсоюзов Украины обезглавлена. Как минимум, до пятницы – хотя, скорее всего, имя нового «профбосса» страна узнает лишь после внеочередного съезда ФПУ, дата которого еще определяется. Однако подобное «зависшее» состояние в коридорах ФПУ возникло не сейчас, после отставки Василия Хары , а гораздо раньше. Фактически еще весной организация, смыслом которой является защита прав трудящихся, увязла в бесконечных конфликтах с прокуратурой, покойным Василием Джарты и другими «недругами». И для Василия Хары все шло хорошо до тех пор, пока против него не восстали «свои», кого он затем назовет «бездельниками» и «предателями»… 

После множественных проверок и нескольких уголовных дел профбоссы рангом пониже оказались объектом пристального внимания прокуратуры и других силовых структур – повестки в прокуратуру и дача показаний о делах профсоюзных стали для них делом привычным. В то время как глава ФПУ рассказывал в многочисленных интервью о том, что не видит проблем в своем присутствии в провластной фракции, и радовался, что его поздравил с днем рождения президент.   Василий Хара излучал оптимизм «в борьбе с врагами», обладая депутатским значком, и искренне надеялся на «доброго царя», то бишь, Гаранта, который «во всем разберется». Поэтому и мог себе позволить резкие высказывания в адрес тех или иных представителей силовых структур, позволивших себе проверки профсоюзов.

В свою очередь, силовики с удовольствием отыгрывались на подчиненных Василия Хары, депутатских значков не имевших, что посеяло массовые ростки недовольства в структуре ФПУ и подведомственных ей организаций. Как говорится, «низы» уже не хотели, а «верхи» не могли. Первые не желали из-за амбиций руководителя садиться в тюрьму, а руководитель излучал спокойствие в тот момент, когда против его соратников возбуждались дела… «Внутренняя» революция в ФПУ стала напоминать кипящий чайник, когда внешне поначалу все спокойно, а потом бурлящий кипяток просто выбрасывает крышку на пол… 

Последние несколько месяцев в ФПУ «ознаменовались» множественными увольнениями сотрудников. Что впрочем, было неудивительно после визитов  в кабинеты Федерации «людей в форме» с проверками, когда сотрудников держали в кабинетах по нескольку часов. Все чаще стали слышаться в кабинетах разговоры типа «А что-то начальника такого-то управления Иванова давно не видно, не слышно? Кто в последний раз видел? – И правда, давно не видно. – Думаешь, сидит уже?»…

Естественно, что в такой атмосфере работать не хотел никто. Сама работа Федерации фактически была заморожена в результате затянувшейся войны, которую вел «на несколько фронтов» глава ФПУ. Многочисленные руководители управлений и подведомственных ФПУ организаций действительно стали ощущать «37 год», о котором заговорил в последние несколько месяцев Василий Хара. Поэтому неудивительно, что в какой-то момент глава ФПУ встретил бойкотирование своих инициатив в борьбе «с врагами» со стороны тех, на кого опирался в этой самой борьбе. Василию Харе дали понять «свои», что ситуацию надо «закрывать», иначе в своей борьбе с прокуратурой он останется один. Это стало происходить в тот момент, когда прокуратура решила возбудить дело против дочки Василия Хары. Василий Георгиевич написал и распространил в СМИ резкое обращение о беспределе со стороны прокуратуры и «37 годе», не стесняясь в выражениях в адрес генпрокурора и его заместителей. В то время как очередного витка «военных действий» с силовиками профбоссы рангом пониже уже допускать не хотели, и ситуация зашла в тупик…

Огромный и раздутый бюрократический аппарат, называемый Федерация профсоюзов Украины, в данном случае сыграл со своим председателем злую шутку. Так случилось, что в момент разгара «военных действий» с прокуратурой и прочими «врагами» борьбу Василия Хары юридически обслуживали сразу несколько штатных юридических служб. В самом ФПУ имеется юридический департамент, на плечи которого легла основная нагрузка «отбивания» от нападок прокуратуры. Также имеется штатная юридическая служба, занимающаяся непосредственно вопросами имущества Федерации. Однако каждая из этих служб вела свой «мониторинг» ситуации, и оперативно реагировать на внешние обстоятельства с каждым месяцем становилось все сложнее из-за недостаточной степени «коммуникабельности» двух указанных структур между собой. При этом в каждом облсовпрофе были свои юридические службы, контролировать деятельность которых на местах «из центра» было гораздо сложнее, тем более что единого юридического центра в ФПУ как раз и не оказалось…

А между тем как раз информация из областей была архиважна, и ее своевременная систематизация позволила бы более оперативно реагировать ФПУ на «нападки» прокуратуры особенно в свете заявлений представителей прокуратуры о необходимости возвращения государству имущества ФПУ. По сути, в ФПУ каждая юридическая служба вела «свою игру», докладывая Василию Харе об обстановке по своему. Устав слушать многочисленные советы и подсказки каждой из сторон, глава ФПУ нанял личного адвоката, тем самым еще более увеличив дистанцию между собой и так называемым «юрдепартаментом». Юристы «расползлись» по курилкам, сетуя на непонятную веру главы ФПУ «в доброго царя», и потеряв всякий интерес к ситуации. «Свеженанятый» личный адвокат Василия Хары между тем ходил по кабинетам ФПУ и зачем-то показывал фотографии живущих в его загородном доме леопарда и рыси… «Когда начинаются понты, - это конец», - глубокомысленно сказал автору этих строк один из сотрудников юридического департамента, жалующийся, что достучаться до главы ФПУ с каждым месяцем все труднее…

Собственно, недалекость или наивная вера главы ФПУ в то, что «тот, кого он знал еще по Донецку, в итоге разберется и расставит точки», и послужила основной причиной для недоверия Василию Харе внутри Федерации. Вера главы ФПУ в справедливость президента в разрешении ситуации стала раздражать многих, поскольку в самой ФПУ в это уже не верили… Особенно после возбужденных уголовных дел против нескольких руководителей подведомственных ФПУ организаций и посещения кабинетов ФПУ силовиками. Обреченность ситуации стала очевидной, и вопрос отставки Василия Хары был лишь делом времени. Особенно после «интереса» прокуратуры к дочери главы ФПУ…

Было очевидно, что план Генпрокуратуры по так называемому «возвращению в государственную собственность профсоюзного имущества» являлся частью большой игры, и от Федерации просто так не отстанут. На счет правомочности действий прокуратуры имеется много разных версий. Во всяком случае, основным доводом со стороны ФПУ являлся тот момент, что Федерация профсоюзов Украины образовалась еще за год до распада Советского Союза, соответственно, уже в тот момент имела свою собственность, а стало быть, никак не попадает под пункт возвращения этой собственности государству. Представители прокуратуры утверждали в своих исках обратное, а Василий Хара утверждал, что в прокуратуре и судах есть некий план «возвращения профсоюзной собственности государству».

По сути, ситуация перерастала в долгоиграющую юридическую дискуссию о том, кто кому должен, и кто прав, усложняясь несовершенством законодательства в данном вопросе. Юристы ФПУ уже готовились к многочисленным апелляциям в Верховном суде, и затем обращаться в Европейский суд, хотя сами в разговоре с автором этих строк признавались, что весь этот процесс малоперспективен. «Это заказ, заказчиков интересует профсоюзная собственность. Затем ее можно будет продать и пополнить бюджет. Государству надо где-то брать деньги», - утверждали автору этих строк юристы ФПУ, утверждая, что в этом случае ситуация либо затянется надолго и множество исков прокуратуры к ФПУ по возврату профсоюзного имущества застрянут в судах, либо произойдет что-то кардинальное, что разрешит ситуацию, но не в пользу ФПУ…

Именно участницей схемы по возвращению профсоюзной собственности государству воспринимали в ФПУ Валентину Семенюк, заявившую в этом году о своем желании возглавить Федерацию. В частных разговорах юристы ФПУ утверждали, что «Семенюк как экс-глава Фонда госимущества в тонкости знает все приватизационные схемы, поэтому и планировалась заказчиками отъема профсоюзной собственности на должность главы ФПУ, чтобы все сделать по-тихому». Как считают в ФПУ, иски прокуратуры появились именно после того, как Семенюк не допустили к выборам главы ФПУ. Впрочем, сама Семенюк в беседе с автором этих строк утверждала, что никто ее не просил возглавить ФПУ, и что это был ее сознательный шаг, потому что, по ее мнению, руководство Федерации профсоюзов давно уже дискредитировало себя в глазах простых людей, распродавая профсоюзную собственность, и не отстаивая интересы трудящихся…

В декабре 2008 года, когда Василий Хара занял кресло главы ФПУ, за это самое кресло велась довольно ожесточенная борьба. Многомиллионная по своей стоимости профсоюзная собственность была весьма привлекательным объектом. Хотя сам Хара утверждал и утверждает, что за годы его правления ни одного объекта не было продано. Правда, представители прокуратуры и недруги Василия Георгиевича утверждают обратное… Все нападки в адрес ФПУ Хара воспринимал как попытки недругов очернить его как руководителя Федерации. К примеру, многочисленные негативные тексты в интернете о Харе и его окружении приписывались главе Национального форума профсоюзов Украине Мирославу Якибчуку, якобы желающему очернить руководство ФПУ и возглавить Федерацию. Первые выпады Василия Джарты против Василия Хары в окружении главы ФПУ тоже воспринимались несерьезно – только потом Василий Хара стал называть прокурорские иски и высказывания Джарты звеньями одной цепи, впрочем, так и не назвав до сих пор, кому это нужно…

В беседе с автором этих строк оппонент Василия Хары Мирослав Якибчук сказал, что ФПУ в нынешнем своем состоянии фактически недееспособна как организация. По мнению Якибчука, на место Хары есть много желающих, однако все они наивно думают, что автоматически будут распоряжаться и собственностью после того, как займут кресло главы ФПУ. Сам Якибчук утверждает, что не претендует на пост главы ФПУ, поскольку ему это «не интересно». Равно как, по его словам, не интересно воевать с Василием Харой. «Самое главное в ФПУ – это здание на Майдане Незалежности. Как только его отберут, ФПУ практически перестанет существовать», - считает глава Национального форума профсоюзов Украины. По мнению Якибчука, тот, кто придет после Хары в ФПУ, уже не будет распоряжаться ничем…

Многие эксперты в частных беседах приписывают интерес к зданию ФПУ на Майдане структурам, подконтрольным Александру Януковичу. Якобы структуры Александра Викторовича уже получили контроль над частью здания, и переговоры с ФПУ не увенчались успехом, поскольку желающие получить здание хотят иметь его в собственности до последнего кирпичика… Поэтому, как считают эксперты, борьба Василия Хары с прокуратурой и покойным Джарты была изначально обречена на провал. Хотя на сегодняшний день официальных подтверждений тому, что какие либо структуры Александра Януковича желают получить здание ФПУ на Майдане Незалежности - нет. Активность же покойного крымского премьера в отношении имущества ФПУ на полуострове многие связывают с очередным переделом собственности. В этой связи в дальнейшем будет любопытно проследить, куда денется имущество ФПУ после его «национализации» прокуратурой. Особенно после заявлений некоторых политиков о том, что Крым должен стать украинской Анталией и т п.

А пока на сегодняшний день Федерация профсоюзов Украины охвачена безвластием. Бюрократический аппарат и здесь дал о себе знать - лишь в пятницу заместители Василия Хары должны собраться, чтобы как-то обсудить, кто же будет исполнять обязанности главы ФПУ. А до пятницы много чего можно будет сделать уже вчерашним оппонентам Василия Хары – к примеру, прокуратуре, налоговикам и прочим силовикам нанести визит в ФПУ с проверкой. Последние месяцы Василий Хара своим распоряжением запрещал сотрудникам давать какую-либо информацию о деятельности ФПУ правоохранительным органам. Теперь запрещать некому – во всяком случае, как минимум до пятницы. Не удивлюсь, если именно за эту неделю конфликт между ФПУ и оппонентами окончательно сойдет «на нет». В конце концов, для этого есть все предпосылки…

Наверное, сейчас уже не так важно, кто станет новым главой ФПУ. Если в планы заказчиков операции «АнтиХара» действительно входил, как говорил О. Бендер, «сравнительно честный отъем» - в данном случае профсоюзного имущества, то сейчас есть прекрасная возможность это сделать. Однако, сейчас можно констатировать, что профсоюзы, равно как и их имущество, уже оказались заложниками очень модного нынче увлечения, именуемого передел…

Сергей Кузин, специально для «ОстроВ»

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи