Пшонка ушел, Васильев нашел

Ноябрь – судьбоносный для Донецка месяц.

Так повелось, наверное, с убийства в ноябре 1996 года прежнего хозяина области – народного депутата Евгения Щербаня. После этого на опустевшем донецком небосклоне появилась и засияла ярким светом звезда Рината Ахметова.

Следующий решающий ноябрь был в 1999-м. Тогда, сделав невероятную для двух недель электоральную переориентацию с левых на власть, Донбасс «отдал» свои голоса нынешнему президенту. В награду «дончане» получили область в собственность.

В прошлом году ноябрь подарил стране донецкого премьер-министра. А область - нового губернатора и смещение центра принятия решений в кабинет Бориса Колесникова – председателя облсовета, друга Ахметова.

В этом ноябре – Украина получила донецкого, по происхождению, генпрокурора и значительную часть его команды.

Отдельно, пожалуй, следует выделить исход из Донецкой области ее главного прокурора – Виктора Пшонки. 25 ноября было объявлено о его назначении заместителем генерального прокурора.

«А что с ней, подорожала или подешевела?», - такой была реакция посторонней женщины на наш разговор о Пшонке-прокуроре. Она решила, что речь идет о крупе. Тем не менее, вопрос оказался предельно точным. Ответ на него может характеризовать не только нынешнее положение Виктора Павловича, но и повышение либо понижение «донецких» акций на украинском политическом рынке.

Итак, как и прогнозировал две недели назад ЦИСПД, новый генпрокурор сразу же занялся заменой подчиненных себе кадров в Донецкой области. Но сделал это Геннадий Андреевич весьма элегантно – никого не снял, не обидел, а, наоборот, повысил областного прокурора Виктора Пшонку в должности. Теперь Виктор Павлович - заместитель генпрокурора, но сильно ли радует его такое повышение? Естественно, сам он об этом не скажет, поэтому нам остается только поставить себя на его место и попытаться смоделировать плюсы и минусы от этого назначения.

Что мы знаем о Пшонке?

Ему 49 лет, хотя выглядит он значительно старше, вероятно из-за своей седины. Его брат – Николай Павлович - является членом Верховного суда Украины, старым другом бывшего генпрокурора Потебенько. Виктор Пшонка пришел в Донецк, сначала на место первого заместителя Г.Васильева, а потом и прокурора области, из Краматорска, в прокуратуре которого по сей день работает его сын - Артем.

Прокурорство Виктора Павловича в Донбассе было не из легких, поскольку совпало по времени со становлением в роли хозяев региона нынешней, так называемой донецкой, группировки и ее продвижением в политику.

Сначала господину Пшонке пришлось нервничать в ноябре 1999-го, когда «дончане» отрабатывали победу на выборах Леонида Кучмы.

Потом головной болью прокурора были выступления двух краматорских экс-обоповцев Солодуна и Сербина, обвинявших в причастности к преступной группировке кума Пшонки (К. Бантуша) и его самого, как «крыши» последнего.

Ситуация могла стать критической в июле 2001-го, когда был убит славянский журналист Игорь Александров, предоставлявший экс-обоповцам телеэфир. Тогда же прошла информация, что в готовившейся тележурналистом передаче должна была фигурировать фотография сына Пшонки в компании с членами организованной преступной группировки. К счастью для Виктора Павловича, после смерти Александрова она исчезла.

Следующей неудачной вехой в прокурорской карьере был провал дела Вередюка в суде. И хоть расследованием в данном случае занималась генпрокуратура, обвинение в суде представлял заместитель Пшонки Юрий Балев.

Неприятные минуты донецкий прокурор пережил также в апреле 2002, когда депутат Юрий Кармазин потребовал от генерального прокурора отправить Пшонку в отставку за нарушения Конституции. Так аукнулись парламентские выборы-2002.

Стрессовым для Пшонки был, в принципе, весь период руководства генпрокуратурой Святославом Пискуном.

В начале августа 2002 года Пискун временно отстранил Пшонку от исполнения обязанностей до выяснения обстоятельств аварии на шахте Засядько. На эмоциональном уровне у Пискуна были основания сомневаться в эффективности работы Пшонки по расследованию шахтерских трагедий. Ведь по прежним авариям ни один высокопоставленный руководитель шахты не получил приличного наказания.

Генпрокуратура тогда напомнила в своем заявлении, что по фактам аварий на шахте им. Засядько в 1999 и 2001 г.г. Донецкая облпрокуратура возбуждала уголовные дела, однако со временем закрывала их, в том числе и по мотивам отсутствия состава преступления. Однако буквально на следующий день после этого заявления замгенпрокурора Александр Медведько в Донецке опроверг его, пояснив, что Виктор Пшонка не будет руководить только делом по Засядько. А от исполнения обязанностей прокурора области его никто не отстранял.

В ноябре 2002 года в Донецке состоялось выездное заседание комитета Верховной Рады по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Выводы, сделанные председателем комитета В.Стретовичем в его докладе были весьма неприятны для прокурора области. Комитет предложил руководителям министерств и ведомств рассмотреть вопрос о ротации своих подчиненных в Донецкой области. В тот же день, на пресс-конференции Владимир Стретович сообщил, что С.Пискун дважды подписывал приказ об отставке Пшонки, но из-за заступничества влиятельных «дончан» этот нормативный акт так и не был опубликован.

Кто эти «влиятельные дончане» сказано не было, однако, предположительно, это был как раз Геннадий Васильев и Виктор Янукович, жена которого дружит с женой Пшонки. Васильев в тот момент не был заинтересован в смене донецкого облпрокурора, поскольку «эсдэпэушный» (на тот момент) Пискун поставил бы своего человека, и лишил Васильева контроля над правоохранительной системой Донбасса. Не лишним штрихом будет напомнить и том, что Виктора Пшонку частенько показывают в ложе с Ринатом Леонидовичем во время трансляций футбольных матчей «Шахтера».

Однако Пискун не сдавался, и 20 декабря 2002 объявил Пшонке выговор за плохой контроль над расследованием уголовного дела об убийстве директора телекомпании «ТОР» Игоря Александрова. Тогда же генпрокурор заявил с парламентской трибуны, что к расследованию убийства журналиста привлечены Солодун и Сербин. Вот цитата из интервью Солодуна «Острову» после этих заявлений:

- Насколько возможно ваше участие в нем, если контролировать следствие, так или иначе, будет Виктор Пшонка?

- Я не представляю, как мы будем работать. Это невозможно.

- Пискун заявил, что факты, о которых вы заявляли, в том числе, видимо, и по Пшонке, проверяются генпрокуратурой…

- Они нам дали официальный ответ, что в отношении Пшонки отказано в возбуждении уголовного дела. Получается противоречие: с одной стороны они говорят, что мы ничего нового не можем сказать, а с другой стороны, говорят, что привлекли нас к расследованию...

- О каком заявлении против Пшонки идет речь?

- Мы подавали заявление в генпрокуратуру, в котором просили привлечь Пшонку к уголовной ответственности, в том числе и по делу Александрова. Мы называем там шесть или семь позиций, касающимся дела Александрова, по которым на наш взгляд Пшонка совершил должностное преступление. Но мне дали ответ, что отказано. Хотя, опять же, по этим фактам меня никто не опрашивал, никто не истребовал кассеты, на которых зафиксированы неделовые разговоры работников прокуратуры, свидетельствующие о злоупотреблениях Пшонки служебным положением. А раз этого сделано не было, то есть основания сомневаться в объективности принятого решения.

Но все это в прошлом. Настоящее более безопасно, хотя и менее перспективно. Умный Виктор Павлович не может не понимать, что быть хозяином (даже одним из...) в такой области, как Донецкая, более выгодно (со всех позиций), чем хозяйничать в престижном (но еще более одном из...) кабинете в Киеве. И это лишает Пшонку не только административных и материальных ресурсов, но и самостоятельности.

Как человек, более близкий к Януковичу, чем Васильев, Пшонка реально мог рассчитывать на кресло генпрокурора параллельно с возвышением Виктора Федоровича. Такая попытка, кстати, уже предпринималась дончанами после отставки Потебенько, когда Пшонка даже прошел собеседование у Президента, но потом почему-то процесс остановился (возможно, из-за компры по делу Александрова). Теперь эта перспектива стала более удаленной, поскольку, во-первых, убрав Пшонку из области, Геннадий Васильевич сделал его менее полезным «дончанам»; во-вторых, приблизив Пшонку к себе, Васильев фактически посадил его на короткий поводок.

В этом смысле показательно, что назначение Пшонки совпало с назначением на аналогичную должность «опасной» Ольги Колинько. Васильев приблизил к себе тех, кого нужно контролировать. И отдалил их от того, что хочет получить под свой безраздельный контроль. Например, Донецкую область. Ведь не может быть, чтоб «донецкий» генпрокурор, имеющий в области свои экономические и политические интересы, оставил контроль над областью «донецкому» заместителю генпрокурора. Конечно, в Донецке надзирать за законностью будет человек Васильева, а не Пшонки.

К тому же Пшонке поручили самый «скользкий» участок работы, который сможет сделать его одиозной фигурой для оппозиции, особенно в «грузинской» перспективе предстоящих выборов. Это надзор за соблюдением законности блоком силовых ведомств: МВД, в том числе и спецподразделениями, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, СБУ, налоговой милицией, Государственной таможенной и пограничной службами. К тому же Виктор Павлович будет отвечать за взаимодействие с Кабинетом министров, а это также ограничивает диапазон его служебных связей теми, с кем у него и так все налажено.

Наверняка Виктор Павлович вместо кресла зама генпрокурора предпочел бы оказаться во главе прокуратуры столицы. Но, видимо поэтому Геннадий Васильев и отдал это место своему второму «Я» - Ренату Кузьмину.

В общем, для старта на место генпрокурора у Пшонки позиция не очень удобная. Хотя, как говорится, не место красит человека, а ... Поэтому многое будет зависеть от Виктора Павловича.

В общеполитическом раскладе сил в Украине, переселение Пшонки из Донецка в Киев может означать увеличение зависимости «дончан» от Васильева и начало перераспределения масс в центрах влияния в Донецке, а значит и в стране.

А если пофантазировать, то в глубинах мутной украинской политики вообще можно увидеть картинку, как генпрокурор становится главой государства. А что, «дончан», при желании, контролировать может, столицу тоже; рычаги силового влияния имеет на кого угодно; за десять лет сидения в парламенте врагов себе не нажил; "Наша Украина" за него не голосовала; с Россией – "свой" дальше некуда; генеральские погоны для имиджа - есть; с президентом - милый друг... Достаточно только согласия Леонида Даниловича. Чем не персонаж из сказки о преемнике-силовике? Впрочем, лучше не фантазировать!

ЦИСПД

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи