Газовые торги в преддверии энергокризиса

Неопределенность ситуации на энергетическом рынке Украины, связанная, прежде всего, с отсутствием национальной стратегии развития энергетического сектора экономики, а также с особенностями работы правительственной команды Юлии Тимошенко, породила множество разговоров о приближающемся энергетическом кризисе. Большие объемы энергопотребления делают эту проблему особенно актуальной для Донецкой области. Ситуация усугубляется еще и набирающей обороты газовой войной между российским «Газпромом» и украинским «Нефтегазом».

Первые выстрелы

После того, как газовое противостояние с Туркменистаном закончилось заключением обновленного газового договора, глава НАК «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко предположил, что россияне тоже изберут договоренности вместо противостояния. Итоги переговоров с «Газпромом» еще до их завершения Ивченко представлял так: «Компромиссы возможны и они, безусловно, будут. Но я хочу обратить внимание, что сегодня у «Нефтегаза» имеются мощные позиции, и у нас есть масса аргументов, чтобы отстаивать национальные интересы государства. И я глубоко убежден, что с российским «Газпромом» мы найдем общий язык, мы найдем компромисс, выгодный обеим сторонам».

Но на прошлой неделе очередного победного похода за газом не вышло. Судя по реакции Ивченко, которую российская газета «Коммерсант» описала как «шок», руководитель украинского газового ведомства ожидал каких угодно тяжелых переговоров, когда каждый пытается выторговать какую-то мелочь в свою пользу. Но не был готов, что «Газпром» «станет в позу». В такой ситуации «Нефтегазу» пришлось отвечать адекватно, то есть без учета конструктива. Если коротко описать обмен позициями, то картина выглядит приблизительно так. Россия - Украине: если вы не возвращаете наши 8 млрд. кубометров газа из хранилищ сразу, мы настолько же уменьшаем годовую плату за транзит. И Украина – России: а мы тогда сами возьмем из вашего транзита столько, сколько вы недодали.

Разговор ультиматумами похож не на диалог стратегических партнеров, а на первые выстрелы в газовой войне. Но такой сценарий вряд ли возможен, поскольку Украина должна закрывать газовый баланс российскими поставками, обеспечивая ее транзит, а Россия сможет исполнить свои обязательства перед Европой только благодаря украинской трубе. Поэтому, скорее всего, ультимативный тон - это только эмоциональная прелюдия к переговорам, чтобы проверить крепость нервов оппонента и оценить арсенал его сопротивления. Настоящие переговоры, где страны будут договариваться, потому что они просто обречены на это, еще впереди.

Отзвуки революции

Переговорная ситуация, в которой оказались украинский «Нефтегаз» и российский «Газпром», напоминает боксерский клинч. На заявление российского коллеги Алексея Миллера о том, что почти 8 млрд. кубов газа, которые Россия считает пропавшими, «Газпром» вычтет из гонорара за транзит, Алексей Ивченко отреагировал обещанием компенсировать дефицит, отобрав нужное количество из экспортных поставок россиян в Европу. Ирония же общей постсоветской судьбы стран в том, что Россия не может обойтись без украинских транзитных труб так же, как и Украина без российского газа.

Злополучные 7 млрд. 800 млн. кубометров российского газа появились в украинских подземных хранилищах не в один момент. Его закачивали в течение последних нескольких лет. И теперь, когда «Газпром» захотел получить свой товар, «Нефтегаз» предлагает вернуть его так же, то есть частями. «Мы готовы с 1 июля поднимать этот газ и отдавать. Если этот газ не будет нужен «Газпрому» с 1 июля, мы предложили контракт с нашей строны, что мы готовы отдавать этот газ в осеннее - зимний период текущего года», - говорит Ивченко. И на это предложение Миллер отреагировал: «То, что нам предлагают, это режим нескольких лет. Режим разномерный, и он нас не устраивает».

Формальный повод для ссоры – 40 заказов, которые зимой «Газпром» отправил в Украину с требованием предоставить газ для экспортных поставок. Ни один из них, как утверждает российский монополист, Украина не удовлетворила. «Нам газ… нужен для использования в пиковую ситуацию. Когда наши клиенты в Западной Европе просят дополнительный газ во время холодов… Но, к сожалению, выглядит так, что когда нам этот газ нужен, Украина нам его отдать не может», - утверждает Миллер.

Предыдущее руководство «Нефтегаза» поясняет, что отказывало России, потому что, мол, оранжевая революция мешала выполнять взятые ранее обязательства. Именно этот фактор, подозревают эксперты, и стал причиной, из-за которой Россия начала «сыпать» на «Нефтегаз» заказы. Ведь тогда стало понятно, что в Украине побеждает не та власть, которую Россия была готова обогревать дешевым газом.

«Сказки для приезжих»

В течение текущего года Украина должна пропустить через свои магистрали около 130 млрд. российского экспортного газа. 23 млрд. кубов – украинский гонорар за транзит. Но «Газпром» уже официально сообщил «Нефтегазу», что готов поставить во втором полугодии не половину, а только немногим более 1 млрд. голубого топлива. Остальное россияне уже списали в обмен на те 8 млрд. кубов, которые якобы испарились из украинских газохранилищ. Такое решение «Газпром» утвердил в одностороннем порядке, явно проигнорировав действующий контракт.

Вопреки этому обстоятельству, руководитель «Нефтегаза» не спешит записывать вычтенные миллиарды газа в графу «Дефицит». «Односторонний порядок – это сказки для приезжих. Российская сторона нарушает заключенный договор, и если попытается сделать что-то в одностороннем порядке, например, засчитать газ в счет текущего транзита, то автоматически и у нас исчезают какие-либо обязательства перед российской стороной. Поэтому мы автоматически засчитываем этот газ в счет экспорта российского газа в Европу транзитом через территорию Украины», - так поясняет Ивченко свое видимое спокойствие.

Требование «Газпрома» вернуть оптом почти 8 млрд. кубометров газа можно истолковать как попытку давления. Ведь если бы Украина отдала весь этот объем сразу, что невозможно технологически, то у россиян просто нет места, где его хранить. Но в России сложившуюся ситуацию использовали как повод обновить имидж Украины – злоумышленницы. Да еще и предложили купить якобы исчезнувший газ по мировым ценам.

Неуемный украинский аппетит

Ощущение собственной правоты не снимает для Украины газовой проблемы как таковой. К тому же, существует еще и внутренний дефицит газа – 5 млрд. кубометров. Алексей Ивченко успокаивает: мол, его уже в ближайшее время закупят. Предположительно, у того же «Газпрома». Энергетики также обещают, что зимой в наших квартирах холодно не будет.

Дело в том, что для тепловой генерации газ является не основным, а технологическим видом топлива. В случае с перебоями угля, газ действительно иногда замещает «черное золото». Но в «Энергоатоме» заверяют, что в этом году такой надобности не будет.

Больше всего от газа зависит промышленное производство, которым так богата Донецкая область. Но ни государство, ни новые частные владельцы заводов ничего не сделали, чтобы уменьшить потребление энергоносителей. Эксплуатация советского производственного наследия по советским же технологиям вообще сделала Украину мировым лидером в потреблении газа по отношению к уровню ВВП. Больше Украины газ потребляют только четыре страны в мире. При этом, кстати, они вырабатывают значительно больше товарной продукции, чем наша страна.

Неуемные энергетические аппетиты Украины не бросались в глаза, пока природный газ, который получала страна, был нереально дешевым. Его цена сейчас почти в три раза меньше, чем та, которую платят другие страны Восточной Европы. Ныне Украина покупает российский газ по цене 50 долларов за тысячу кубов. Для населения его отдают по 22 доллара. И дело не в том, что Россия полтора десятка лет дотировала братьев-украинцев из-за сентиментального отношения к общим корням. В Москве получали недоплаченные газодоллары в виде услуг, таким же более дешевым от мировых расценок транзитом и политической уступчивостью.

Но «Газпром» уже настаивает на повышении цен на свой товар до мирового уровня, вопреки подписанному до 2013 года договора, в котором определена цена в 50 долларов. Если россияне добьются поднятия этой планки, такого же станет требовать и Туркмен-баши. По логике нынешнего руководства России, которое недоброжелательно реагирует на «цветные» революции, вполне нормально прекратить «подкормку» страны, которая декларирует независимое от Кремля поведение. И возможно, Украине просто хотят преподать урок укрощения гордыни, чтобы в Украине лучше осознавали безальтернативность вступления в Единое Экономическое пространство.

При этом у Киева свое оружие – транзит. И результат, с которым Украина выйдет из этого клинча, зависит от боевого мастерства новых руководителей страны.

Дипломатические реверансы – в действие!

Газовая дискуссия подняла на поверхность внутренний конфликт в подходах ее проведения. Судя по критическим заявлениям премьера о том, что вся ответственность за последние действия лежит на руководителе «Нефтегаза», а бартерную схему в расчетах с Туркменистаном за газ не надо было сворачивать, получается, что Алексей Ивченко достаточно самостоятельный в своих действиях от Юлии Тимошенко. А премьеру очень хочется вывести из резерва на поле боя огромный собственный опыт газового бизнеса на посту руководителя корпорации «Единые энергетические систему Украины», и газовой политики – на посту вице-премьера по ТЭК.

Ожидается, что в следующих переговорах «Нефтегаза» и «Газпрома» должна принять участие и Юлия Тимошенко. Свою позицию премьер уже обнародовала, и она не утешительная для россиян. Основные тезисы похожи на оглашенные ранее Алексеем Ивченко: твердо отстаивать национальные интересы, но не забывать о дипломатических реверансах. «Во-первых, у нас есть действующее до 2013 года прекрасное соглашение, где есть баланс между услугами по транзиту российского газа в Европу через территорию Украины и газом, получаемым Украиной. Там и количественный баланс, и ценовой. Я как премьер-министр никому не дам притронуться к этому соглашению с украинской стороны и что-нибудь в этом деле испортить. Но я также уверена, что поставок туркменского газа достаточно, чтобы обеспечить Украину в нужных объемах. Независимо от того, Украина сама будет брать туркменский газ или вместе с Россией будет поставлять его в Украину, это одинаково приемлемая цена для нас», - утверждает Тимошенко.

Теперь Украине остается документально доказать, что она действительно может обойтись только туркменским газом. Российские эксперты сомневаются, что наша страна потянет цену в 60 долларов за тысячу кубометров, учитывая его доставку через территорию России. Но почему тогда «Газпром» так настойчиво предлагает перейти в своих поставках на мировые цены, которые почти в три раза выше?

Российские эксперты также не уверены, что Туркменистан сможет быстро увеличить добычу газа. Туркмен-баши уверяет, что газа хватит и россиянам, и украинцам. Но россияне не хотят подписывать долгосрочный договор на поставку, потому что информацию о запасах туркменского газа им пока не предоставляют. А смысл такого договора для России как раз в том, чтобы выкупить весь туркменский газ и монополизировать его продажу в Украину и Европу.

Остаточный скептицизм экспертов может разрушить только долгосрочный договор между Украиной и Туркменистаном, подписание которого запланировано на сентябрь, во время визита Сапармурата Ниязова в Киев. Речь идет о 25-летнем контракте, по которому с 2007 года Туркменистан будет поставлять в Украину 60 млрд. кубометров газа. Учитывая украинскую добычу в 20 млрд., общий объем на 5 млрд. будет больше годовой потребности. То есть Украина сможет чувствовать себя свободно в расчетах с Россией, брать 23 млрд. в оплату за транзит и перепродавать его в Европу или получать живые деньги за транспортные услуги, часть которых пойдет на закупку туркменского газа.

Но как мы можем защитить себя сейчас от газового дефицита? Ведь помимо «пропавших» 8 млрд., нехватка голубого топлива уже составляет 5 млрд. Власть предлагает затянуть пояса бизнесменам. Правительство запретило реэкспорт газа, пока дыра в балансе не будет залатана надежными контрактами. Но глава «Нефтегаза» Алексей Ивченко предупреждает, что государство уже теряет прибыль в сотни миллионов долларов, поскольку приобретенный на Востоке газ можно продавать на Запад почти в два раза дороже. Также почти решен вопрос о повышении почти на четверть цен на голубое топливо для населения.

В арсенале способов влияния на уровень российской уступчивости в газовом противостоянии тем временем находят и нестандартные ходы. К примеру, «Энергоатом» с 1 июля уже повысил стоимость экспортируемой в Россию электроэнергии. Если россияне откажутся платить по новым расценкам, то нового потребителя искать не придется. Он уже известен - это Беларусь.

Мария Игнатенко, Киев, для «Острова»

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи