Деньги на ветер, или Как теряют деньги украинские олигархи

Возможности заработать и потерять деньги в бизнесе идут рука об руку. Но если у мелких предпринимателей в новых проектах сгорают небольшие суммы, то в крупном бизнесе счет потерь нередко идет на миллиарды долларов.

Австралийская жертва революции

Основной владелец и глава совета директоров австрало-британской горнорудной корпорации BHP Billiton Джек Нассер этим летом в интервью СМИ пожалел о $20 млрд, вложенных в проекты по добыче сланцевой нефти в США.

"Если бы была возможность повернуть время назад и если бы мы знали то, что знаем сегодня, мы бы этого не сделали, конечно. Мы бы вернулись обратно и исправили бы это в то время", — философски заметил он.

Для понимания ситуации следует уточнить, что BHP Billiton занимает 2-3 места в мире по объемам добычи железной руды. Углеводороды – не ее стихия.

Тем не менее, на фоне былого роста цен на нефть и ажиотажа с ее добычей в США, получившего название "сланцевой революции в энергетике", акулы железорудного бизнеса 6 лет назад решили попробовать себя в новой сфере.

Финансовый результат, как отметил Дж.Нассер, составил $20 млрд со знаком "минус". Из них $13 млрд составили чистые списания от падения цен на нефть с 2011 г.

Цифры колоссальные, хотя при этом следует учесть, что годовой доход BHP Billiton в 2015-2016 финансовом году (начинается с 1 июля) составил $30,912 млрд против $44,636 млрд годом ранее.

Общий объем инвестиций в различные направления (железная руда, цветная металлургия, нефтяной и угольный бизнес) в 2015-2016 ФГ снизился до $6,396 млрд - годом ранее было $11,04 млрд.

Т.е. удар по финансовой устойчивости BHP Billiton от сланцевых инвестиций оказался тяжким, но не смертельным.

И в конце августа стало известно, что компания все же решила продать свои нефтяные активы в США, тем самым окончательно оформив полученные убытки.

Стальной азарт по-индийски

Рост мировых цен на сталь, который продолжался с 2000 по 2008 гг., пробудил у игроков из развивающихся стран аппетит к покупке металлургических активов в развитых странах.

А потом, когда грянул кризис и спрос на металл резко упал – выяснилось, что продать ставшие убыточными сталеплавильные и сталепрокатные заводы не так-то просто.

Оказалось, что это можно сделать, но только с большим для себя убытком.

К примеру, российская горно-металлургическая группа "Мечел" в 2002-2010 гг. купила в Румынии 5 метзаводов на общую сумму $217 млн.А в 2013 г. продала эти предприятия… за $70.

Хотя это далеко не рекорд. Первенство по убыткам от сделок принадлежит индийской корпорации Tata steel. Она в 2007 г. купила группу метзаводов в Великобритании у англо-голландской группы Corus за $12,9 млрд. А продала в 2016 г., как говорится в сообщении, "по номинальной цене".

По данным британских СМИ, ряд предприятий был продан металлотрейдерской компании Liberty House за… £1.

Правда, при этом на покупателя перешли обязательства по пенсионным выплатам британским металлургам, а также по инвестициям в природоохранные мероприятия в соответствии с новыми, более жесткими требованиями экологического законодательства.

А это сотни миллионов фунтов стерлингов. Но данные суммы не являются поступлениями для Tata steel – она всего лишь избавилась от новых расходов.

Украинские олигархи тоже вложились в покупку зарубежных металлургических активов – с разной степенью эффективности.

Плюс Ахметов, минус Жеваго

Владелец группы SCM Ринат Ахметов в 2005-2009 гг. купил металлопрокатные заводы Ferriera Valsider и Trametal в Италии, Spartan в Великобритании и "Промет Стил" в Болгарии.

Все они входят в состав группы "Метинвест", управляющей металлургическим бизнесом SCM.

Кроме того, в тот же период в США была куплена компания United Coal Со., с годовой мощностью добычи 9,2 млн т. коксующегося угля.

При этом, практически все зарубежные приобретения Р.Ахметова оказались удачными.

Так, после потери "Метинвестом" контроля над объединением "Краснодонуголь" в результате войны на Донбассе, UCC стала главным поставщиком коксующегося угля, обеспечивающим работу сталеплавильных предприятий группы в Украине.

Металлопрокатные заводы в ЕС тоже продолжают работать. Они занимаются перекаткой в готовую продукцию стальных полуфабрикатов, полученных на мариупольских комбинатах "Азовсталь" и им.Ильича.

Дело в том, что на ввоз готового металлопроката в ЕС действуют заградительные пошлины, но они не распространяются на ввоз заготовки и слябов.

По такой же схеме ранее действовали тогдашние владельцы корпорации "Индустриальный союз Донбасса" Виталий Гайдук и Сергей Тарута.

Стальная заготовка, выплавленная на входящих в ИСД Алчевском и Днепровском меткомбинатах, дальше поставлялась на меткомбинаты Huta Stali Czestochowa в Польше и Dunaferr в Венгрии.

Однако на этих предприятиях, в отличие от европейских заводов "Метинвеста", есть собственное сталеплавильное и доменное производство.

Поэтому в период кризиса они оказались убыточными. В результате ИСД пришлось с минусом для себя избавиться от части цехов Huta Czestochowa, выделенных в отдельные предприятия.

В частности, в 2010 г. за $40 млн был продан трубный завод. Тогда как покупка всего комбината в 2005 г. обошлась ИСД в $933 млн (включая прямой платеж $380 млн, долги предприятия на $440 млн, которые перешли к С.Таруте и В.Гайдуку, и обязательные инвестиции на $113 млн, сделанные в 2005-2007 гг.).

Имел неосторожность неудачно вложиться в разработку железорудных месторождений в Бразилии и владелец ФПГ "Финансы и кредит" Константин Жеваго.

Его компании Ferrexpo в Украине принадлежат Полтавский и Еристовский горно-обогатительные комбинаты, которые генерируют основную прибыль группы.

А вот в Бразилии повторить успех у К.Жеваго не получилось. В 2013 г. он купил 14,4% акций бразильской железорудной компании Ferrous Resources Ltd.

Сумма сделки составила $80 млн, по данным СМИ. А уже в конце апреля 2015 г. Ferrexpo продала свою долю в этой компании, которая выросла до 15,51%, ее материнской структуре - IEP Ferrous Brazil.

На этот раз пакет оценили в $41,8 млн. Таким образом, чистые потери К.Жеваго от неудачной попытки вхождения в бразильский железорудный бизнес составили порядка $40 млн.

Хотя, безусловно, для бизнесмена его уровня это убытки из разряда "мелочь, но неприятно".

По рецепту "Привата"

Ну а самые крупные потери от неудачных инвестиций в горно-металлургическом комплексе (ГМК) у группы "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.

В свое время, на волне роста цен в ГМК, они не пожалели денег на покупку компании Consolidated Minerals, одного из ведущих производителей марганцевой руды в Австралии.

Ввязавшись в азартные аукционные торги с российско-израильскими бизнесменами, действовавшими через фирму Pallinghurst, Г.Боголюбов и И.Коломойский в итоге заплатили за ConsMin фантастические $1,2 млрд.

Однако кризис в металлургии и с ними сыграл злую шутку: обвал цен на сталь потянул вниз стоимость ферросплавов и марганцевой руды.

ConsMin из прибыльной компании превратилась в убыточную и осенью 2016 г. была продана китайцам. Сумма сделки не разглашалась.

Но если учесть, что в 2007 г. марганцевая руда стоила $7,5 за 1% содержания марганца в 1 т. руды, а летом 2016 г. показатель составлял $2,9 – можно предположить, что стоимость ConsMin также упала не менее, чем в 2,6 раза.

Т.е. вряд ли покупатель, китайская компания China Tian Yuan Manganese Ltd., заплатила "приватовцам" больше $460 млн.

Скорее, даже меньше – учитывая отрицательные финансовые результаты ConsMin: по итогам 2015 г. она увеличила чистый убыток в 43,6 раза, до $318,5 млн.

По итогам января-июня 2016 г. был получен чистый убыток $44,5 млн. Т.е. убытки "Привата" от инвестиций в покупку австралийской компании близки к $1 млрд.

Но это не единственное неудачное вложение И.Коломойского и Г.Боголюбова.

В Украине они через альянс "Украинская авиационная группа" контролируют большую часть рынка пассажирских авиаперевозок – благодаря прежней близости к власти.

А вот попытка выйти на европейский рынок закончилась провалом. Так, в 2011 г. И.Коломойский купил 66,7% в датской авиакомпании Cimber Sterling за $31,9 млн.

Еще раньше были куплены шведские авиакомпании местного значения Skyways и City Airline.

Планы тогда озвучивались весьма амбициозные: сильное присутствие на рынке авиаперевозок Северной Европы, стать ведущей авиакомпанией в этом регионе.

Однако не сложилось. Все три скандинавские авиакомпании "Привата" в 2012 г. были объявлены банкротами. Хотя в данном случае суммы инвестиций не сопоставимы с потерями от эпопеи с ConsMin.

АПК: равнение на Порошенко

Неудачный опыт инвестиций есть и у аграриев. Так, владелец холдинга Ukrlandfarming Олег Бахматюк в 2011 г. купил в США переработчика мяса курицы Townsends Inc. за $55 млн. И в 2013 г. продал ее за… $5,36 млн. Но, как и в случае с К.Жеваго, это относительно небольшие потери.

Более удачливым в плане зарубежных инвестиций оказался коллега О.Бахматюка, владелец агрохолдинга "Мироновский хлебопродукт" (МХП) Юрий Косюк. Он купил мясоперерабатывающие заводы в Словакии и Нидерландах. И хотя сейчас мощности предприятия в Словакии по большей части простаивают, Ю.Косюк в начале сентября заявил о намерении купить еще один завод в ЕС.

Философия данного бизнеса такая же, как и у Р.Ахметова с С.Тарутой: поскольку импорт готовой мясопродукции в ЕС закрыт заградительными пошлинами, там покупаются проблемные перерабатывающие предприятия.

В роли поставщика дешевого сырья для их работы выступают украинские активы олигарха. Так, в Нидерланды и Словакию МХП отправляет мясные полутуши. А уже там из них делают фарш, колбасы и другую готовую продукцию. Которую тут же на месте сбывают.

Ну а наиболее успешным инвестором в сфере АПК оказался действующий президент Украины Петр Порошенко, которому принадлежит в т.ч. кондитерская компания Roshen.

Помимо ряда активов в Украине, в ее состав входят Bonbonetti Choco Kft. – одна из крупнейших кондитерских фабрик в Венгрии, Клайпедская кондитерская фабрика в Литве, а также Липецкая кондитерская фабрика в РФ.

О работе своего российского актива президент не очень любит распространяться.

Тем не менее, даже по официальным данным, за период российской агрессии против Украины в 2014-2016 гг. П.Порошенко получил от работы своей фабрики в Липецке $72,06 млн только в виде дивидендов от чистой прибыли. Т.е. сама чистая прибыль гораздо больше. И далеко не факт, что вся она задекларирована официально – учитывая наличие торговых операций с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах.

Пинчук и Тарута: миллиарды под вопросом

В украинскую экономику олигархи инвестируют деньги не так охотно, как за рубеж. Зато и финансовых потерь в целом в Украине у них куда меньше.

Если говорить о неудачных проектах "с нуля", то это прежде всего электрометаллургический завод компании "Интерпайп" в Нижнеднепровске. Его строительство началось в 2007 г. и завершилось в 2012-ом. Для финансирования проекта владелец "Интерпайпа" Виктор Пинчук занял у банков $700 млн.

Однако проект оказался неудачным, причем не только из-за уже не раз упомянутого кризиса в металлургии: В.Пинчук и его менеджеры не учли такой факт, как сокращение заготовки металлолома.

Так, если в 2001 г. в Украине собрали 10,2 т. лома, то в 2016 г. - всего 3,2 млн т. Т.е. налицо сокращение ресурсной базы в 3 раза. Оно привело к резкому обострению конкуренции за лом: его уже не хватает для всех работающих металлургических предприятий Украины.

Но если металлургические комбинаты традиционного цикла используют лом в качестве добавки к основному сырью, железной руде, то для электрометзаводов это основное сырье.

Из-а его дефицита завод "Интерпайп Сталь" в Нижнеднепровске подолгу простаивает – что, естественно, негативно влияет на его финансовые показатели. К примеру, в 2015 г. завод не работал 2 мес., примерно столько же и в 2016 г. В текущем году аналитический центр "Укрпромвнешэкспертиза" прогнозирует дефицит лома для металлургов в размере 1 млн т.

Таким образом, причина простоев "Интерпайп Сталь" фундаментальна, т.к. нет оснований ожидать увеличения ломозаготовки. Разве что, в случае освобождения Донбасса начнется экономическая переориентация региона и его очистка от уже умерших шахт и заводов, частично распиленных нынешними "властями". Но эта перспектива по времени не определена.

Ну а поскольку В.Пинчук тратил не свои деньги, а заемные – можно предположить дальнейший перенос сроков возврата долгов по кредиту, взятому для строительства завода в Нижнеднепровске на очень неопределенный и затянутый во времени период.

До конца текущего года корпорация должна вернуть банкам $887 млн и есть сомнения, что она соберет такую сумму. Вероятно, впереди новая пролонгация и ужесточение кредитных условий.

Точно так же повисли в воздухе инвестиции корпорации ИСД С.Таруты в модернизацию и реконструкцию Алчевского металлургического комбината (АМК) и Днепровского меткомбината (ДМК, г.Каменское, Днепропетровская обл.).

По данным ИСД, вложения в АМК и ДМК в 2005-2011 гг. составили $ 2,7 млрд., в т.ч. $1,5 млрд - в 2007 г.

Теперь же АМК остался на неподконтрольной территории и прекратил работу, а ДМК, по некоторым признакам, перешел под операционный контроль конкурентов из группы "Метинвест".

Строго говоря, эти вложения нельзя считать полностью "сгоревшими", как и у "Интерпайпа" – во всяком случае, до тех пор, пока есть вероятность возобновления работы АМК и возвращения ДМК под операционный контроль ИСД.

Насколько реален такой сценарий – другой вопрос. Но по крайней мере, точка над "i" в инвестпрограмме АМК-ДМК, начатой более 10 лет назад, еще не поставлена.

Еще один неудачный проект в данной отрасли – металлопрокатный мини-завод "Юнистил" в Кривом Рогу, входящий в орбиту группы Brinkford Давида Жвании и Николая Мартыненко. Предприятие стоимостью $21,5 млн и с годовой мощностью 100 тыс. т. было запущено в эксплуатацию в 2010 г., а уже в 2012 г. остановилось и простояло по 2016 г. включительно. Маловероятно, что вложения в этот завод его владельцам удалось "отбить" за 2 года.

Правда, в середине декабря 2016 г. появилась информация, что "Юнистил" возобновит работу в интересах "Метинвеста": займется перекатом стальной заготовки, поставляемой с мариупольских меткомбинатов. Однако указывалось, что работать завод будет по давальческой схеме, с которой не разбогатеешь. Она выгодна поставщику сырья, но никак не его переработчику, которому в лучшем случае остаются средства "на поддержку штанов".

Таким образом, получается, что наиболее успешным для большинства украинских ФПГ был и остается бизнес в Украине, существующий благодаря "схемам", которые в итоге оплачиваются из государственного кармана. Т.е. за счет всех граждан. Попытки расширить бизнес-империю за счет покупки зарубежных активов для большинства украинских олигархов оказались неудачными.

Виталий Крымов, "ОстроВ" 

Статьи

Мир
19.03.2024
05:50

«Пока мы не победим окончательно, устанавливать такую зону было бы преждевременно». Российские СМИ об Украине

"Какое же это потрясающее чувство, когда тебе не стыдно за свою страну. Не потому, что твоя Родина всегда и во всем лучшая. Вовсе не во всем и далеко не всегда. А потому что после сокрушительного поражения в холодной войне Россия отказалась принять...
Донбасс
17.03.2024
19:51

Выборы в "ДНР": "наблюдатели" с автоматами, пляски донецкого "мэра" и "геополитик" из Италии. Обзор СМИ оккупированного Донбасса

На минувшей неделе СМИ оккупированного Донбасса изо всех пытались продемонстрировать, что выборы президента чужой страны на аннексированных территориях Украины проходят, законно, прозрачно и честно. При этом зачастую левая рука не знала, что делает...
Страна
16.03.2024
14:16

Выплаты переселенцам: кто останется без помощи

С 1 марта в Украине изменился подход к предоставлению государственных выплат внутренне перемещенным лицам. В результате – ежемесячных пособий лишились около миллиона украинцев.
Все статьи