Зрады и перемоги Гройсмана

Год назад, 14 апреля 2016 г., Верховная Рада назначила нового премьера. Владимир Гройсман тогда пообещал депутатам показать, как надо управлять страной.

Прошел год – срок вполне достаточный для выполнения амбициозного обещания. Теперь, выражаясь бухгалтерским языком, самое время подбивать годовой баланс.

Начинать обычно принято с плохих новостей, а заканчивать хорошими, но мы сделаем наоборот.

И для начала важное уточнение: при сегодняшнем политическом раскладе в Украине премьер-министр не является такой сильной управляющей фигурой, как, например, федеральный канцлер в Германии или премьер в Венгрии.

В.Гройсману далеко до той политической власти, которая есть у Ангелы Меркель или Виктора Орбана. Поэтому и в принятии экономических решений он вынужден действовать с поправкой на мнение президента и олигархические группировки в Раде.

И это, конечно же, влияет на КПД премьера. Но и считать В.Гройсмана чисто технической фигурой, как Н.Азарова при В.Януковиче в 2010-2013 гг., тоже будет неправильно.

Несомненно, у него есть свое видение экономической политики. Итак, приступим…

Хороший премьер…

В актив В.Гройсману прежде всего надо записать успешное прохождение отопительного сезона. Без прямых закупок у "Газпрома".

Несмотря на то, что уровень запасов газа и угля перед началом осенних холодов был ощутимо ниже, чем годом ранее.

Тем не менее, удалось обойтись без веерных отключений электроэнергии, даже несмотря на прекращение поставок угля с шахт на неподконтрольной территории Донбасса.

Несмотря на проволочки от Всемирного банка, обещавшего дать $500 млн для НАК "Нефтегаз Украины" под закупку газа в январе, а по факту сделавшего это лишь в конце марта.

В целом потребление газа за 2016 г. снизилось ненамного, на 3,5%, но, по крайней мере, хорошо уже то, что показатель улучшился, а не наоборот.

При этом в промышленности, показавшей годовой прирост объемов производства на 2,4%, потребление газа сократилось на 12%, до 9,9 млрд м3.

Т.е. украинские предприятия стали более энергоэффективными и конкурентными. Прямой заслуги правительства в этом нет – но по крайней мере, оно, не ставило палки в колеса.

Еще один несомненный позитив В.Гройсмана – проявленная принципиальность в вопросе с запретом на вывоз из Украины необработанной древесины, леса-кругляка.

Снятия этого моратория очень активно добивался ЕС, заинтересованный в обеспечении сырьем своих предприятий в мебельной и бумажной промышленности.

То, что в таком случае без сырья останутся украинские предприятия, ЕС не очень-то беспокоит – там заботятся прежде всего о своих интересах.

Тем не менее, несмотря на наличие в стенах Кабмина группы лоббистов ЕС во главе с вице-премьером Иванной Климпуш-Цинцадзе, несмотря на откровенный шантаж (Еврокомиссия поставила в качестве условия предоставления обещанной ранее макрофинансовой помощи на €600 млн отмену моратория на экспорт кругляка) – В.Гройсман четко заявил: "Украина – не страна-лесопилка. Мы будем экспортировать продукцию с добавленной стоимостью, а не сырье".

И не уступил давлению – опираясь на поддержку в Раде по данному вопросу. К сожалению, таких примеров в украинской торгово-экономической политике пока немного. Но хорошо, что они уже есть.

К позитивам можно отнести отсутствие публичных дрязг с министрами и между ними. Это во многом достигнуто за счет принципиальной позиции В.Гройсмана по министру здравоохранения.

Владимир Борисович учел опыт предшественников: Ю.Тимошенко, Н.Азарова и А.Яценюка. При каждом из них существовал открытый конфликт между главой правительства и Минздрава.

И это, конечно же, никак не добавляло премьеру вистов перед остальными министрами. Минздрав по сути оставался совершенно автономным ведомством.

…"Да что вы в этом понимаете?", - с насмешкой спросил у премьера тогдашний министр Василий Князевич, когда Ю.Тимошенко взялась его отчитывать за какие-то упущения на одном из совещаний.

Тогда удивил откровенно-пренебрежительный тон, которым министр, оказывается, может себе позволить говорить с премьером. Подобные вещи по линии Минздрава происходили и при последующих премьерах.

Например, А.Яценюк однажды даже выбежал в комнату совещаний, чтобы успокоиться и взять под контроль эмоции – когда выяснилось, что тогдашний министр Олег Мусий в течение нескольких месяцев так и не выполнил его поручения по разработке законопроектов и постановлений в рамках медреформы.

И, кстати, увольняли О.Мусия с большим скандалом, если кто забыл: с уходом на больничный и попыткой восстановиться в должности по решению суда.

Теперь же В.Гройсман сразу настоял, чтобы и.о. министра был назначен управляемый им человек.

Да, и сейчас внутренние взаимоотношения в Кабмине далеко не идеальны. Можно, например, вспомнить намерения министра инфраструктур Владимира Омеляна обжаловать в суде решение Кабмина о переподчинении ПАО "Укрзализница". Или постоянную публичную дискуссию между министром соцполитики Андреем Ревой и профильным вице-премьером Павлом Розенк. Или, наконец, нашумевший эпизод в Верховной Раде, когда В.Гройсман, забыв про включенный микрофон, на весь зал пообещал выгнать вице-премьера Геннадия Зубко по известному адресу.

Но в целом нынешняя правительственная команда выглядит более управляемой, чем предыдущие, начиная с Ю.Тимошенко. Это тоже надо поставить в заслугу нынешнему премьеру.

Пожалуй, он больше, чем кто-то из предшественников, приложил усилий для наведения порядка на таможне – в плане устранения коррупции. Это и создание пресловутой "таможенной сотни" – межведомственного центра по противодействию нарушениям таможенного законодательства; и оснащение таможни сканерами для ускоренного контроля грузов; и разрешение оставлять 10% от перевыполнения плана на премии – чтобы стимулировать таможенников работать на государство, а не просто на свой карман; и, наконец, подключение к решению проблемы местных властей – им позволили оставлять у себя 50% от перевыполнения плана таможней под строительство дорог.

Другое дело, что КПД всех этим мероприятий оказался гораздо ниже ожидаемого. Об этом свидетельствуют результаты работы киевского спецподразделения таможни в Одессе.

Как рассказал сам В.Гройсман в середине марта т.г., за 5 дней "понаехавшие" выполнили месячную норму местных таможенников.

Из этого следует, что если раньше через таможню официально проходило примерно 10% платежей, то сейчас – где-то 15-20%.

А сам по себе рост поступлений в абсолютных цифрах, о котором отчитывается Государственная фискальная служба Украины, вызван всего лишь раскруткой инфляции в стране – т.е. стремительным ростом цен на все товары.

Дальше других В.Гройсману удалось продвинуться и в вопросе государственного регулирования цен на лекарства. Формально оно уже действует с 1 января.

Правда, и здесь не обошлось без подводных камней – куда же без них. По предложению и.о. главы Минздрава Ульяны Супрун переходный период для регулирования цен в аптеках был продлен до 1 апреля.

Очевидно, что и в дальнейшем В.Гройсману предстоит сталкиваться с проволочками со стороны фармацевтических компаний и их лоббистов в стенах Минздрава.

Но все-таки нынешнему премьеру удалось запустить в практическую стадию процесс перехода на референтное ценообразование на важнейшие лекарства.

…Плохой премьер

На фоне локальных достижений макроэкономическая политика правительства Украины остается абсолютно неэффективной. На это указывают сухие статистические данные.

По итогам 2016 г. экспорт товаров и услуг из Украины составил $36,363 млрд в денежном эквиваленте, а импорт – $39,245 млрд.

В результате за год из национальной экономики ушло $2,882 млрд. "Утечку" валюты приходится покрывать за счет зарубежных кредитов – все глубже погружая страну в долговую яму.

В текущем году ничего не изменилось. За январь мы продали товаров на $3,026 млрд, купили – на $3,112 млрд, торговый баланс по-прежнему негативный.

Вот и все, что надо знать об эффективности экономической политики украинских властей.

В оправдание В.Гройсману можно разве что напомнить, что отрицательное сальдо внешней торговли в Украине сформировалось очень давно – при предыдущих премьерах была такая же удручающая картина.

То же самое относится и к проблеме украинских автодорог. Ими по традиции занимаются все главы правительства. При этом качество дорог по-прежнему оставляет желать лучшего.

В.Гройсман в 2016 обещал, что с 2017 г. ситуация начнет радикально меняться – будут увеличены объемы строительства и ремонта, при этом акцент сделают не на латании ям, а именно на капремонте.

Думается, что нашумевший эпизод в Полтавской обл., где рабочие засыпали ямы на трассе "Киев-Харьков" землей вместо заделки щебнем с асфальтом – наиболее яркая иллюстрация состояния дел в дорожном хозяйстве.

Да, респект В.Гройсману, что он не стал прятать голову в песок, прокрутив скандальный видеоролик о работе полтавских дорожников на заседании Кабмина – а заодно уволил главу местного облавтодора.

Но хороших дорог от этого, конечно же, больше не стало.

Еще одно обещание осталось невыполненным – о льготах на ввоз в Украину промышленного оборудования для ряда приоритетных отраслей.

О необходимости таким образом стимулировать приток инвестиций в промышленность, ее модернизацию и повышение конкурентоспособности премьер заявил 2 декабря 2016 на второй международной торгово-промышленной конференции в Киеве.

В частности, он анонсировал такие льготы в госбюджете-2017, пообещав подумать, для каких отраслей их предоставить. Скорее всего, премьер о своем обещании не забыл.Просто в Кабмине так и не смогли решить, кого осчастливить. Интересы разных бизнес-групп вошли в противоречие с политической целесообразностью и между собой. И льготы в итоге решили просто не давать вообще никому. Вполне обычная ситуация для украинских реалий. Которая в итоге оборачивается жирным "минусом" в торговом балансе.

Очень наглядный, кстати, пример – хорошо объясняющий, почему украинская экономика никак не выйдет из кризиса.

Ведь после небольшого роста на 2,4% в 2016 г. и на 5,6% в январе т.г. промышленность в феврале опять возобновила падение – на 4,6% в годовом исчислении.

И дело тут не только и не столько в начатой блокаде неподконтрольных территорий.

Теперь вспоминаем заявление В.Гройсмана от 2 декабря на все той же конференции: "Для нашего правительства необычайно важным заданием является восстановить украинскую промышленность".

И ставим еще один балл в пассив премьеру, никогда не забывающему упрекнуть своих политических оппонентов в популизме.

Условно в минус ему можно поставить нерешенность вопросов с уплатой налогового долга госкомпанией ПАО "Укрнефть", которую продолжают контролировать миноритарные акционеры из группы "Приват" во главе с И.Коломойским.

Долг компании по-прежнему уверенно переваливает за 10 млрд грн. Такое тяжкое наследие В.Гройсману оставил "попередник" А.Яценюк – но Владимир Борисович так и не смог это "разрулить".

Хотя, безусловно, здесь требуется более комплексное решение вопроса, с подключением президентской администрации, ГПУ и СБУ, на которые у премьера нет влияния.

Тоже самое можно сказать и о решении задачи повышения инвестиционной привлекательности Украины. Кабмин делает упор на дерегуляцию бизнеса, т.е. упрощение его ведения.Например, по инициативе правительства для предпринимателей 23 марта было отменено обязательное использование печатей.

Но, как верно отметил недавно глава МИД Павел Климкин, проблема с привлечением инвестиций в Украину заключается не в том, что здесь сложно вести бизнес.

"Его везде сложно вести", - подчеркнул он. Проблема, по словам П.Климкина, в правовом статусе инвестиций – отсутствии их защищенности.

"Увы, истории о том, что инвестиции через подкупленных судей переходили из одних рук в другие – вот что самое страшное для инвестора. Не сложности в ведении самого бизнеса, а беззащитность перед коррумпированной судебной системой", - подчеркнул глава МИД.

И в данном случае министр на 100% прав. Но судебная реформа находится в компетенции президента, а не премьера. Все что может премьер – отменить использование печатей для физлиц-предпринимателей.

А это, безусловно, не принесет глобальных изменений к лучшему. Для них - решения требуются глобальные. Т.е. снова мы приходим к тезису, что в Украине премьер – не волшебник.

По той же причине до сих пор не решенным остается и вопрос работы государственного Одесского припортового завода – одного из крупнейших в стране производителей минеральных удобрений.

Он вот уже более 1,5 лет продолжает то стоять, то накапливать новые долги перед НАК "Нефтегаз Украина" за полученный газ, работая по заведомо убыточной схеме давальческой переработки сырья.

Как и в случае с упомянутой "Укрнефтью", вопрос здесь более глобальный и кроме правительства требует вмешательства указанных выше ведомств.

Подбивая итоги баланса, можно резюмировать: не самый плохой результат после года премьерства. Но и показать, как надо управлять страной, у В.Гройсмана тоже не получилось.

Виталий Крымов, "ОстроВ" 

Статьи

Мир
19.03.2024
05:50

«Пока мы не победим окончательно, устанавливать такую зону было бы преждевременно». Российские СМИ об Украине

"Какое же это потрясающее чувство, когда тебе не стыдно за свою страну. Не потому, что твоя Родина всегда и во всем лучшая. Вовсе не во всем и далеко не всегда. А потому что после сокрушительного поражения в холодной войне Россия отказалась принять...
Донбасс
17.03.2024
19:51

Выборы в "ДНР": "наблюдатели" с автоматами, пляски донецкого "мэра" и "геополитик" из Италии. Обзор СМИ оккупированного Донбасса

На минувшей неделе СМИ оккупированного Донбасса изо всех пытались продемонстрировать, что выборы президента чужой страны на аннексированных территориях Украины проходят, законно, прозрачно и честно. При этом зачастую левая рука не знала, что делает...
Страна
16.03.2024
14:16

Выплаты переселенцам: кто останется без помощи

С 1 марта в Украине изменился подход к предоставлению государственных выплат внутренне перемещенным лицам. В результате – ежемесячных пособий лишились около миллиона украинцев.
Все статьи