В Новый год с позитивом. Оказывается, не все так плохо...

Извечная дилемма "стакан наполовину полон или пуст?" на самом деле решается просто – смотря сколько в нем было изначально. Тогда оказывается, что далеко не все в украинской экономике плачевно. При желании в ней можно увидеть и позитив.

Наступление на оффшоры и фармацевтов

И это, наверно, будет справедливо: ведь экономическую политику нынешнего правительства уже приходилось неоднократно критиковать – хотя ему еще нет и года.

Итак, одним из важнейших достижений Кабинета министров (КМ) во главе с Владимиром Гройсманом является присоединение Украины с 1 января 2017 к плану BEPS.

Это программа законодательных инициатив, разработанных и утвержденных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для противодействию размыванию налоговой базы.

Присоединение к BEPS означает, что страна обязуется в течение определенного времени принять соответствующие законы, направленные главным образом на предотвращение вывода капитала в оффшоры.

И пусть вся программа включает 15 инициатив, а глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева предложила только 5 самых ключевых – тем не менее, это тот случай, когда важно начать.

Потому как подписание в 2016 г. двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения с Люксембургом и еще ранее с Кипром – это, конечно, хорошо. Но все равно не перекрывает отток капитала железной задвижкой. Поскольку оффшорных юрисдикций слишком много.

Пока Минфин и МИД Украины проработают договор с тем же Люксембургом – олигархи успевают "перекинуть" прописку подставных компаний-посредников куда-нибудь на Сент-Винсент и Гренадины.

И так сражаться с ветряными мельницами можно бесконечно. Именно поэтому необходимы решения ОЭСР, доказавшие свою эффективность в развитых рыночных экономиках.

Это присоединение Украины к автоматическому обмену налоговой информацией с другими странами, нулевое декларирование своих активов за рубежом украинскими депутатами, чиновниками, судьями, прокурорами, налоговиками и т.д.

Можно полностью согласиться с министром финансов Александром Данилюком, что выполнение плана BEPS будет стимулировать рост экономики Украины – она наконец получит полноценное "питание". Поскольку пока финансовые потоки текут совсем в другом направлении.

Еще одним важным достижением можно считать введение с 1 января референтного ценообразования на лекарства.

Пусть не на все, а лишь наиболее важнейшие: от диабета, бронхиальной астмы, сердечно-сосудистых заболеваний.

Но это самое то, что обещали, но так и не смогли сделать все предыдущие украинские правительства и премьеры, начиная с Юлии Тимошенко.

Безусловно, В.Гройсману еще предстоит доказать фармацевтическим компаниям свое умение быть жестким. Но пока, во всяком случае, он не дал повод заподозрить себя в слабости и нерешительности.

Справедливости ради стоит отметить, что претензии премьера к владельцам аптек и упреки в непомерной жадности не кажутся на 100% объективными.

Ведь в соседней Польше или той же Чехии с Венгрией не только лекарства стоят дешевле. Но и автомобили, мобильные телефоны, ноутбуки и многое другое.

В таком случае почему "прививка от жадности" прописывается только аптекарям?

Очевидно, их продукция социально значимее: без нового мобильного телефона или планшета человек сможет прожить, а без лекарств – чаще всего нет.

Однако нельзя обойти и тот факт, что дороговизна потребительских товаров в Украине по сравнению с другими странами вызвана очень высокой налоговой нагрузкой – как официальной, так и "теневой", в виде коррупционных поборов.

И это уже точно вопрос не к фармацевтам. Тем не менее, рентабельность их бизнеса чрезвычайно высока и если В.Гройсман сумеет ее уменьшить за счет снижения грабительских цен в аптеках – население однозначно скажет ему только "спасибо".

Черепашьи бега в ЖКХ и энергонезависимость

Реформа ЖКХ – о ней тоже можно сказать, что она таки продвигается. Пусть со скрипом, черепашьими шагами, но тем не менее. Гораздо важнее, что идет она все-таки в правильном направлении.

Отказ от дотирования поставщиков, "Нефтегаза" и предприятий теплокоммунэнерго, переход к субсидированию конечных потребителей их услуг в лице домохозяйств - был, безусловно, правильным шагом.

Хотя и сделан он под нажимом МВФ. Впрочем, неважно. Ведь это лишь старт для дальнейших изменений. Т.к. высокая стоимость энергоресурсов сделала актуальной проблему их учета.

И если в конце 2014 тепловые домовые счетчики были установлены в 34% многоквартирных домов, то в конце 2015 – уже 51%, а на 1 ноября 2016 – 61%.

Т.е. процесс запущен и теперь главное, чтобы он ни в коем случае не останавливался. Хотя здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Данные Минрегионстроя про 61% - это средняя температура по больнице. А в действительности в той же Львовской обл. показатель составляет вполне пристойные 73%, тогда как в соседней Тернопольской – всего 7%(!).

Стимулировать тепловиков к установке приборов учета по идее должно постановление КМ, принятое в конце ноября 2016.

Оно предусматривает, что в домах без счетчиков плата за отопление должна начисляться как среднее значение для домов, где они установлены. Т.к. уже первый месяц нового отопительного сезона показал: разница между этими двумя категориями может быть просто колоссальной, в 2-3 раза.

Ну а без полноценной системы учета всех видов энергоресурсов говорить о построении энергоэффективной, т.е. конкурентной национальной экономики – не имеет смысла.

Итак, мы все же идем к этому, пусть и не столь быстро, как хотелось бы. В данном контексте планомерно ведется работа и по диверсификации в энергетике, прежде всего в ядерной.

Доля топлива японско-американской корпорации Westinghouse Electric, используемого на украинских атомных электростанциях, в 2016 г. превысила 30%.

Хотя еще совсем недавно доля топлива российской корпорации "ТВЭЛ" в этом сегменте приближалась к 100%. И дело тут не просто в курсе на сворачивание экономического партнерства с агрессором. Все гораздо прозаичнее: наличие двух альтернативных поставщиков позволяет выторговать более выгодные коммерческие условия для украинской компании НАЭК "Энергоатом". А значит, и для украинской экономики в целом.

Кроме того, всегда есть возможность в случае форс-мажора (например, обострения политических отношений) полностью переключиться на поставки стратегически важной продукции из другого источника.

Так же есть основания полагать, что нынешнее правительство достаточно серьезно занимается вопросом достройки энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС.

За прошедший год состоялось много переговоров по данному вопросу с различными игроками, в т.ч. с Westinghouse, чешским концерном Skoda, корейскими и китайскими компаниями.

Изучались различные варианты и это дает основание надеяться, что в итоге все-таки будет выбран и реализован самый оптимальный.

Пока же "Энергоатом" договорился с чешской компанией UJV Rez о подготовке исходных данных для корректировки технико-экономического обоснования достройки ХАЭС-3,4.

Завершить разработку ТЭО планировалось как раз до конца 2016 г. Снова-таки: процесс идет в нужном направлении, пусть и не такими темпами, как хотелось бы.

Так же можно приветствовать планы Минэнергоугля и "Энергоатома" по строительству в Украине собственного завода по производству ядерного топлива (ЯТ).

Это проект, требующий внушительных зарубежных инвестиций, передачи высоких технологий, дающий не только экономию валюты за счет использования собственного ЯТ, но и в перспективе – валютные поступления от его экспорта.

А также рабочие места, налоги в бюджеты всех уровней и т.д.

Одновременно, как следует из высказываний министра энергетики Игоря Насалика, правительство отказывается от планов предыдущей власти по развитию добычи урана и производства уранового концентрата.

Своя логика в этом есть – отказаться от вложений в производство с низкой добавленной стоимостью и сосредоточиться на проекте, дающем на выходе высокотехнологичную дорогую продукцию.

Ближе стал и реальный рынок в электроэнергетике – после того, как Верховная Рада в 2016 приняла проект закона, предусматривающего переход на прямые договора поставщиков и потребителей.

И пусть этот закон принят пока только в первом чтении – важен сам факт. Ведь проект документа в общей сложности "гулял" в стенах парламента и Кабмина 10(!) лет.

Такая неспешность легко объяснима – рыночная модель устраняет возможности для коррупционных злоупотреблений, цена которых в годовом исчислении может достигать миллиардов гривен.

И вынимаются они в конечном итоге из карманов потребителей. Т.е. украинских граждан.

Ростки будущих надежд

Были в 2016 сделаны и определенные шаги в части господдержки украинского экспорта: речь идет о создании Государственного кредитно-экспортного агентства.

Такие структуры есть во всех развитых странах и давно доказали свою успешность. В Украине же эта тема была столь же долгоиграющей, как и переход на рынок прямых договоров в электроэнергетике. Но, что называется, лучше поздно, чем никогда.

Теперь есть основания надеяться, что украинские экспортеры наконец получат необходимую поддержку в виде торгового предэкспортного финансирования.

Также, в 2016 были приняты меры для упрощения ведения бизнеса – это и электронная регистрация, и многое другое.

Хотя важно отметить, что СМИ с подачи самих чиновников нередко придают дерегуляции преувеличенное значение. Подобные вещи в большей степени затрагивают малый бизнес.

Это подтверждают и сами представители власти, подчеркивая важность его развития.

Но если посмотреть на список топ-100 крупнейших украинских налогоплательщиков, то там нет ни одного ЧП Сидоренко или прочих ему подобных структур. Это крупные государственные и частные компании в сфере энергетики, транспорта, металлургии, агропромышленного комплекса, финансов, табачной и ликеро-водочной промышленности, торговли.Вот они-то и генерируют львиную долю национального валового продукта.

Поэтому, перефразируя известного литературного персонажа, не следует делать из дерегуляции бизнеса культ. Это всего лишь одна из задач в пакете реформ, причем далеко не первоочередная.

Но хорошо, что она понемногу решается, дрейфуя в сторону европейской модели.

Гораздо более важным представляется отказ правительства В.Гройсмана отменить мораторий на экспорт необработанной древесины.

Добиться его отмены в 2016 г. неоднократно пытался Евросоюз, заинтересованный в обеспечении сырьем своих деревообрабатывающих предприятий.

К сожалению, нашлись и в украинском правительстве люди, вставшие на защиту интересов зарубежных экономик: вице-премьер по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, заместитель минстра экономики и торговли Наталья Микольская, замглавы МИД Елена Зеркаль.

Тем не менее, гораздо более значимой в данном случае представляется позиция премьера В.Гройсмана, четко заявившего: Украина – не страна-лесопилка.И сама может и будет производить и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Итак, есть надежда, что вопреки усилиям "пятой колонны" в правительственных кабинетах Украина все же научится достойно защищать свои экономические интересы.

Закономерно, что и ее, Украину, понемногу начинают рассматривать как полноправного экономического партнера, а не третьесортное недоразумение.

Так, согласно ежегодному исследованию о состоянии национальных брендов, которое проводит международная организация Brand Finance, стоимость национального бренда Украины выросла на 39%.

При этом показатели силы бренда для безопасности выросли на 18,2%, для качества жизни - на 11,4%, существенно улучшена оценка способности страны сохранять свой талантливый кадровый потенциал.

И напоследок еще о позитиве: экспорт зерновых и сахара в 2016 г. побил предыдущие рекорды. Как за счет более высокого урожая, так и благодаря выходу на новые рынки в азиатских странах.

Да, тут еще тоже есть над чем работать, исходя из задачи по переходу от экспорта сырья к готовой продукции – мука, патока, и т.д. Но позитив уже в том, что объемы сельхозпроизводства растут и понемногу тянут за собой верх остальные отрасли экономики.

Одним из первых признаков ее выздоровления является рост металлопотребления.

За январь-сентябрь поставки металлопродукции на внутренний украинский рынок, по данным Украинской горно-металлургической компании, выросли на 21%, до 3 млн т.

Это означает, что дно экономического падения Украиной действительно пройдено. И не только на бумаге в статистических отчетах или в выступлениях чиновников. А на практике.

Хочется верить, что мы имеем дело не просто с отскоком, который перейдет в новое падение. Есть надежда на устойчивый тренд, который продолжится в наступившем году.

Виталий Крымов, "ОстроВ"

Статьи

Мир
19.03.2024
05:50

«Пока мы не победим окончательно, устанавливать такую зону было бы преждевременно». Российские СМИ об Украине

"Какое же это потрясающее чувство, когда тебе не стыдно за свою страну. Не потому, что твоя Родина всегда и во всем лучшая. Вовсе не во всем и далеко не всегда. А потому что после сокрушительного поражения в холодной войне Россия отказалась принять...
Донбасс
17.03.2024
19:51

Выборы в "ДНР": "наблюдатели" с автоматами, пляски донецкого "мэра" и "геополитик" из Италии. Обзор СМИ оккупированного Донбасса

На минувшей неделе СМИ оккупированного Донбасса изо всех пытались продемонстрировать, что выборы президента чужой страны на аннексированных территориях Украины проходят, законно, прозрачно и честно. При этом зачастую левая рука не знала, что делает...
Страна
16.03.2024
14:16

Выплаты переселенцам: кто останется без помощи

С 1 марта в Украине изменился подход к предоставлению государственных выплат внутренне перемещенным лицам. В результате – ежемесячных пособий лишились около миллиона украинцев.
Все статьи