Реформа угольной отрасли: Продолжение обещает быть интересным

Доработка проекта закона об особенностях приватизации угледобывающих предприятий и продвижение концепции перехода на биржевую форму продажи угля. Таковы ближайшие планы Министерства энергетики и угольной промышленности в рамках реформы угольной отрасли, сообщили «ОстроВ» в Минэнерго. После выхода статьи «Украденный углепром» издание наконец-то получило от этого министерства ответы на свои запросы.

В одном из них, подписанном заместителем директора департамента угольной промышленности Минэнерго О. Коровкой, в министерстве ссылаются на Национальный план действий на 2011 год, утвержденный указом Президента от 27 апреля 2011 года. Кроме разработки и рассмотрения Кабмином Концепции перехода на биржевую форму продажи угля, документ предусматривает обеспечение поэтапного прекращения субсидирования операционных расходов государственных шахт, обеспечение процесса приватизации шахт, и процесса закрытия убыточных и неперспективных шахт, а также планирование мер по поддержке шахтеров, утративших работу.

При этом в президентском Плане, как и в других документах подобного рода, вышедших из-под пера чиновников за последние полтора года и касающихся угольной отрасли, нет ни слова об аренде и концессии угольных предприятий. То ли слово «аренда» звучит недостаточно стратегично, то ли Виктор Янукович предпочитает оставаться как бы ни при чем, то ли Президента просто не предупредили: 8 июля, в конце последнего дня сессии Верховной Рады, накануне депутатских каникул, был принят сразу в целом закон об аренде и концессии объектов топливно-энергетического комплекса, пребывающих в государственной собственности.

С тех пор, как о нем писал «ОстроВ», проект этого документа прошел некоторую доработку. В частности, если в первоначальной версии срок аренды объектов ТЭК должен был составлять от двух до десяти лет, что вызвало недоумение у главного научно-экспертного управления ВР, то в принятом законе он – от десяти до пятидесяти лет, как и срок концессии.

Мы пойдем другим путем

Примечательно, что почти одновременно с рассмотрением депутатами закона об аренде и концессии объектов ТЭК, прошла презентация результатов трехлетней работы проекта TACIS «Программа поддержки угольного сектора». Европейские эксперты в своих выводах рекомендовали украинским реформаторам только два пути для государственных шахт: приватизация перспективных и закрытие бесперспективных. Более того, в их «Генеральном плане» по реформированию угольной отрасли Украины содержится прямая рекомендация «не позволять внесение частных инвестиций в государственные шахты до их приватизации».

Таким образом, Украине рекомендовался путь, каким пошли в свое время Германия и Россия. Как отметил на недавнем пленуме ЦК Профсоюза работников угольной промышленности первый заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович, в Германии в свое время в рамках такого рода реформы было закрыто 82 % шахт, в РФ – 53 %. Для Украины, считает он, их путь неприемлем.

«Модель «Если не получилось приватизировать, значит, ликвидировать», для нас не подходит, - сказал он в интервью «ОстроВ». - Мы должны еще рассматривать другие варианты, которые обеспечат дальнейшее развитие и работу предприятий. Когда мы отработаем все варианты, и останутся нерешаемые проблемы, тогда можно будет говорить о последнем варианте – о закрытии предприятий».

Под такими вариантами в Минэнерго и понимают собственно аренду и концессию государственных шахт. «Инвестор должен понимать предприятие, чувствовать предприятие, знать, что он делает, на что он идет, - поясняет Попович идею углепромовских реформаторов. - Для этого он вкладывает сегодня денежные средства, получая определенный результат. Следующий этап – это приватизация. Сразу ставить его перед фактом: ты приватизируешь предприятие – и все, значит уменьшить заинтересованность потенциальных инвесторов в этом процессе. Как мы видим на сегодня, процесс приватизации не будет иметь бурного развития – желающих приобрести предприятия не так много. Может, кто-то будет говорить о приватизации. Но те предприятия, которые потенциально интересны, как то же «Добропольеуголь», ушли в аренду, «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» - готовятся к передаче в концессию. Поэтому таких однозначно интересных предприятий, за которыми стояли бы в очереди, чтобы купить их за любые деньги, нет».

Бег по кругу?

Среди прочих, «ОстроВ» как раз получил ответы на запрос по поводу передачи в аренду компании ДТЭК государственного предприятия «Добропольеуголь». Из них следует, что процесс, приведший к переходу «Добропольеугля» под контроль ДТЭК, был инициирован еще в сентябре 2009 года, когда в Фонд госимущества было подано соответствующее заявление, однако распоряжение Кабмина о передаче в аренду целостного имущественного комплекса предприятия последовало только в июле 2010-го – уже при новой власти. Объявление о конкурсе на право аренды «Добропольеугля» было опубликовано в газете ФГИ «Ведомости приватизации» от 17 ноября 2010 года. Как говорится в ответе ФГИ на запрос «ОстроВ», «предложение, поступившее от ООО «ДТЭК Добропольеуголь», оказалось единственным предложением, которое отвечало условиям конкурса».

В этом сложно усомниться, прочитав условия конкурса. От арендатора требовалось, кроме всего прочего, «обеспечение поставок арендатором не менее 50 % произведенной угольной продукции на теплоэлектростанции генерирующих компаний Украины», а также прописывалось, что «участники конкурса должны иметь опыт добычи угля подземным способом в объеме более 2 миллионов тонн ежегодно на протяжении последних трех лет». Для сравнения, шесть шахт «Добропольеугля» за 2009 год добыли более 2,8 миллиона тонн угля. То есть, арендовать ГП могла только структура, владеющая крупными шахтами и предприятиями энергогенерации. В Украине есть только одна такая структура – ДТЭК.

Кстати, согласно данным ФГИ, ГП «Добропольеуголь» было оценено в более чем 1 миллиард 569 миллионов гривен. Ставка на аренду шахт – 6 %. Стартовую арендную плату за базовый месяц Фонд определил в почти семь миллионов гривен. В расчете на 49 лет аренды получается, по грубым подсчетам, 4 миллиарда 116 миллионов. «Следует отметить, что действующим законодательством не установлен запрет касательно приватизации сданных в аренду целостных имущественных комплексов государственных предприятий», - отмечено в одном из ответов на запрос «ОстроВ».

Только зачем Ринату Ахметову платить больше? Тут есть один нюанс. «По старому законодательству средства, вложенные арендатором в предприятие, становятся его долей в предприятии, и когда потом для приватизации создается акционерное общество, есть доля государства, и есть доля этого частного инвестора, - замечает в интервью «ОстроВ» депутат Верховной Рады от НУНС Александр Бондарь, с 1994 по 2006 год работавший заместителем главы и главой Фонда госимущества. - Эта схема – скрытая бесплатная приватизация. Поскольку круг допущенных к этим шахтам ограничен, они не хотят платить лишние деньги».

ДТЭК успела оформить аренду по старому законодательству. В новом законе не все так просто. Согласно ему, «государство сохранят право собственности на переданные в аренду объекты топливно-энергетического комплекса, в том числе реконструированные или технически переоснащенные арендодателями за счет амортизационных отчислений. Начисление амортизации на переданный в аренду объект топливно-энергетического комплекса осуществляется арендодателем или уполномоченным им органом. О сумме начисленных амортизационных отчислений арендатору сообщается ежеквартально в установленный договором аренды срок. На сумму начисленных амортизационных отчислений (но не больше, чем на сумму арендной платы) уменьшается сумма арендной платы, которая подлежит оплате арендатором за соответствующий период. На сумму начисленных амортизационных отчислений, на которую была уменьшена сумма арендной платы, арендатор обязан в порядке и срок, определенные договором аренды, выполнять согласованные с арендодателем работы относительно улучшения объекта аренды».

Кроме того, «арендатор объекта топливно-энергетического комплекса имеет право за счет собственных средств осуществлять реконструкцию, техническое переоснащение, улучшение арендованного имущества… Арендатор возвращает арендодателю арендованный объект топливно-энергетического комплекса вместе со всеми улучшениями такого объекта, осуществленными за время его аренды, независимо от суммы от суммы начисленных амортизационных отчислений за время аренды. При этом арендатор имеет право оставить за собой осуществленные улучшения арендованного объекта за счет собственных средств, если они могут быть отделены от такого объекта, не нанося ему вреда. Другие улучшения, осуществленные за счет собственных средств арендатора, остаются в собственности арендодателя».

То есть, с одной стороны – вроде бы никакой «бесплатной приватизации». С другой – и за аренду как бы в иной раз можно не платить. И есть еще вопрос, как будут применяться эти нормы на практике по отношению к тем или иным арендаторам, и как будут вести себя сами арендаторы по отношению к объектам аренды, не претендуя на их приватизацию. «Если у вас что-то в аренде или концессии, вы не будете вкладывать большие деньги в модернизацию, потому что неизвестно, будет ли эта шахта в конце концов у вас в руках, - уверен Бондарь. - А если на сумму амортизационных отчислений уменьшается арендная плата, так это подтверждает, что никто вообще за аренду платить не будет, потому что амортизационные отчисления перекроят любую арендную плату».

«Есть случаи, когда арендаторы вообще не платят, - добавляет он. - Недавно из перечня предприятий, запрещенных к приватизации, изъяли два ГОКа – Вольногорский и Иршавский (до этого контролировавшиеся структурами Дмитрия Фирташа. – «ОстроВ»), вывели их на приватизацию. Там официальная задолженность по арендной плате, которую Фонд госимущества подавал в специальную контрольную комиссию, составляет сто миллионов гривен. И депутаты, не дрогнув рукой, выводят эти ГОКи на приватизацию, прощая тем структурам, которые теперь купят эти объекты, сто миллионов гривен. Ни о каких деньгах, ставках, потерях бюджета вообще не идет речь, если поступает команда «сверху» «Сделать!».

Прогноз Александра Бондаря поэтому весьма пессимистичен. «У нас целые отрасли экономики находятся в руках одного лица. Химия – в одних руках, сейчас и титано-магниевая отрасль будет в этих руках; вся энергетика фактически в одних руках, и вся металлургия. Когда сейчас энергетику выводят на приватизацию, ни у кого не возникает сомнений, в чьих интересах это делается. Даже Рябченко, глава Фонда госимущества, сказал, что основным условием продажи генерирующих компаний будут определенные поставки отечественного угля, которые должен обеспечить покупатель. Определенное количество угля, которое может обеспечить покупатель, на сегодня имеет только одна структура – СКМ», - резюмирует депутат.

Юлия Абибок, «ОстроВ» 

Статьи

Страна
29.03.2024
10:18

В Крыму становится страшно: растет популярность страхования от БПЛА

...Эти выплаты никто не увидит, так как нет законодательной базы. Если они страхуют от террористического акта, то должно быть решение о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье и так далее. Все остальное – красивые слова и обещания,...
Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Все статьи