Своя игра Владимира Бойко

Несмотря на вынужденное присоединение в 2010 г. Мариупольского металлургического комбината им.Ильича к группе "Метинвест", судя по всему, его председатель правления Владимир Бойко не оставляет попыток вести самостоятельную бизнес-стратегию.

Об этом свидетельствует заинтересованность руководителя ММКИ в уже давно заявленном, но так до сих пор и не реализованном проекте строительства Приазовского горно-обогатительного комбината, предназначенного для разработки Куксунгурского железорудного месторождения, расположенного на территории Приазовского и Приморского районов Запорожской области.

Новый подход

Еще в 2003 г. ММКИ и комбинат "Запорожсталь" договорились о совместной разработке железной руды на юге Запорожской обл. В рамках достигнутых соглашений ими было создано ООО "Приазовский ГОК", которое получило лицензию на освоение Куксунгурского месторождения с прогнозными запасами около 2,9 млрд т. при среднем содержании железа в руде 27,6%.

Цель участников консорциума была предельно проста – обеспечить свое металлургическое производство необходимым сырьем в рамках вертикальной интеграции. Это, во-первых, снижало себестоимость готовой продукции, а во-вторых – позволяло избавиться от ценового диктата со стороны Метинвеста и Смарт-холдинга, уже тогда контролировавших наиболее крупные ГОКи Криворожского железорудного бассейна.

После этого Приазовский ГОК в 2004 г. получил необходимую лицензию в Министерстве охраны окружающей среды, но не была даже разработана документация для его строительства - хотя тендер на проектирование Запорожсталь и ММКИ обещали объявить уже в 2007 г. Как оказалось, они переоценили свои финансовые возможности и просто "не потянули" реализацию проекта стоимостью порядка 1 млрд долл. В итоге лицензия ООО "Приазовский ГОК" была аннулирована Минприроды.

Казалось, жители Приморского и Приазовского районов, активно протестовавшие против планов местных властей санкционировать строительство ГОКа с добычей руды в открытом карьере, после этого могли вздохнуть с облегчением. Но не тут-то было. Их спокойствие снова нарушил Запорожский облсовет, 23 декабря 2010 г. давший свое согласие на разработку Куксунгура для ООО "Запорожский завод стали и сплавов".

Причем несмотря на серьезное название "по профилю", отыскать это предприятие невозможно не только на промплощадке Запорожья, но и в бизнес-справочниках. Поэтому определить, чьи именно интересы скрываются за данной вывеской, не так-то просто. Тем не менее, источник в Запорожской облгосадминистрации на условиях анонимности сообщил ОстроВу, что за ООО "Запорожский завод стали и сплавов" стоит не кто-нибудь, а все тот же ММКИ, только теперь уже самостоятельно, без участия партнеров.

На вопрос, насколько серьезными, по его мнению, на этот раз являются намерения предприятия, которое ранее уже выражало свою готовность заняться освоением Куксунгура, собеседник ответил: "Разумеется, никаких гарантий тут нет. Но мы надеемся, что это будут не просто декларации".       

Свадьба по расчету

Заинтересованность местных властей в реализации данного проекта понятна – появление на их территории крупного промышленного гиганта в разы увеличивает налоговые поступления в районный и областной бюджеты. Что, в свою очередь,  означает большие возможности и для последующего расходования средств.

А вот в чем сейчас заключается интерес для В.Бойко, который ранее, в 2010 г., принял решение об альянсе с Метинвестом? Напомним, что в рамках достигнутых договоренностей группа Рината Ахметова и Вадима Новинского выкупила 75% акций ММКИ, выпущенных в качестве дополнительной эмиссии на 2,255 млрд грн. для увеличения уставного фонда до 3,092 млрд грн.

Взамен Р.Ахметов пообещал инвестировать 2 млрд долл. в модернизацию производства на ММКИ, в котором у прежнего владельца остается около 23% акций, а также предоставил предприятию возможность сотрудничества на партнерских началах с объединением "Краснодонуголь", Авдеевским коксохимзаводом и Ингулецким ГОКом.

Это полностью обеспечило потребности мариупольского комбината в необходимых сырьевых ресурсах. Более того, Метинвест заключил с ММКИ контракт на поставку железорудного сырья сроком на 25 лет, до 2035 г. Казалось бы, теперь решены те самые вопросы, из-за которых В.Бойко и пытался когда-то начать разработку Куксунгура.

Однако не следует забывать при этом о больших личных амбициях человека, который на ММКИ сумел пройти  непростой путь от резчика холодного металла в листопрокатном цехе до генерального директора. К тому же, как известно, многолетний руководитель комбината Ильича никогда не горел желанием объединять его с предприятиями Рината Ахметова, основного владельца Метинвеста.

Но глобальный кризис, который пришел в Украину в IV кв. 2008 г., способствовал, во-первых, снижению рентабельности металлургического производства – из-за обвала цен на металлопродукцию. В результате по итогам 2009 г. ММКИ снизил выпуск готового проката на 28% по сравнению с предыдущим периодом, до 3,079 млн т., выплавку стали – на 23,4%, до 4,286 млн т., чугуна – на 19,7%, до 3,609 млн т.

Соответственно, чистый убыток составил 255,94 млн грн. - против чистой прибыли 1,362 млрд грн., полученной годом ранее. Во-вторых, возникшие сложности с поступлениями в госбюджет вынудили тогдашнее правительство под руководством Юлии Тимошенко использовать невозврат НДС для его наполнения. И к середине 2010 г. задолженность госбюджета перед ММКИ по возврату НДС достигла 1,5 млрд грн., по данным самого предприятия.

Все это делало комбинат В.Бойко неподвижной мишенью для заинтересованной стороны. А первым выстрелом уже после февральской смены руководства страны стало требование НАК "Нефтегаз Украины" погасить задолженность перед компанией за поставленный газ на 304,8 млн грн.

Причем новое правительство Николая Азарова категорически отказалось от проведения взаимозачета – путем уменьшения суммы возврата НДС для ММКИ на величину долга перед Нефтегазом. А тот, в свою очередь, ограничил подачу газа на комбинат, что сразу привело к снижению объемов производства.

В этой ситуации появление так называемых "рейдеров", объявивших в мае 2010 г. о покупке ММКИ за 239 млн долл., то есть по номинальной стоимости 90,41% акций основного номинального владельца комбината, ЗАО "Ильич-Сталь", было вполне закономерным и ожидаемым. Да и сам В.Бойко, надо признать, невольно подыграл своим противникам, применив для контроля над предприятием слишком сложную схему.

Она предусматривала многоразовый выкуп собственных акций, благодаря которому доля организации арендаторов ММКИ в ЗАО "Ильич-Сталь" постепенно уменьшилась с первоначальных 87,47% до 49,5%. Но во время очередного оборота акций ЗАО они оказались проданы сторонним структурам - на основании доверенности, выданной брокерской компании.

Причем шансы В.Бойко в суде доказать факт мошенничества расценивались юристами как близкие к нулю. Поскольку доверенность выписана, а кому именно должны были продаваться в дальнейшем акции - в ней не указывалось. Вот почему решение об альянсе с Метинвестом оказалось единственно возможным шагом В.Бойко для сохранения хотя бы части прежнего влияния на предприятие. Но это, конечно же, был брак, заключенный по расчету, а не по любви.

Ставка в большой игре

Надо отметить, что при слиянии с Метинвестом В.Бойко превратился в миноритария не только на ММКИ, но и на остальных ранее принадлежащих ему активах. Это и 96,54% акций Кондратьевского огнеупорного завода, и 61,52% акций Комсомольского рудоуправления, и 87,39% акций ЗАО "Уманьфермаш", а также в компаниях "Ильич-Агро", "Ильич-Страхование", "Ильич-Авиа".

Напомним, их ценные бумаги были переведены от ММКИ на ЗАО "Ильич-Сталь" в течение I кв. 2009 г. А в августе 2010 г. в рамках достигнутых договоренностей зарегистрированная в Нидерландах "Metinvest B.V." выкупила допэмиссию акций "Ильич-Стали" на 724,14 млн грн. – получив при этом свыше 50% голосов в управляющих и контролирующих органах компании. Таким образом, средства, полученные от уступки большей части активов более сильному и влиятельному партнеру, оказалось даже некуда вложить.

И тогда, очевидно, В.Бойко и вспомнил про прежний проект. На первый взгляд, он кажется не слишком удачным объектом для инвестиций. Ведь сегодня в Украине основная разработка руды ведется в Криворожском бассейне. Пригодные для промышленной разработки запасы руды в Кривбассе оцениваются в 16 млрд т., а среднее содержание железа при этом составляет 57,6%.  

Там работают Северный и Центральный ГОКи, входящие в Метинвест, Южный ГОК и Криворожский железорудный комбинат, находящиеся в совместной собственности В.Новинского и акционеров Приватбанка Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а также Новокриворожский ГОК, входящий в состав ОАО "ArcelorMittal Кривой Рог", и ГОК "Сухая балка", подконтрольный российскому холдингу "Evraz Group".

Кроме того, Полтавский ГОК предпринимателя Константина Жеваго работает в пределах Кременчугской магнитной аномалии, располагающей 4-4,5 млрд т. руды с содержанием 58,2% железа. И, наконец, Запорожский железорудный комбинат, частично контролируемый акционерами "Запорожстали" (29,23%) и ведет освоение залежей Велико-Белозерской магнитной аномалии с запасами в 700 млн т. и содержанием 60,6% железа.

Таким образом, на всех разрабатываемых в настоящее время месторождениях в Украине руда вдвое превышает показатели Куксунгура по наличию железа. Также следует учитывать огромные затраты, которые пришлось бы понести инвестору при строительстве нового ГОКа - не только в само основное производство, включая покупку оборудования и его монтаж, но и в создание сопутствующей инженерной инфраструктуры.

Тем не менее, в условиях, когда железная руда на международных рынках стала вторым по значимости объектом для биржевых спекуляций, после нефти, "застолбить" даже такое не очень перспективное месторождение, как Куксунур, все же представляется достаточно разумным вложением для свободного капитала.

Так, только за период 2004-2007 гг. средняя стоимость железорудного сырья в мире выросла в 2 раза, до 85 долл./т., по данным International Iron&Steel Institute. Далее рост цен продолжался и уже в IV кв. 2010 г. достиг отметки 165 долл./т. А временное снижение в IV кв. 2008 г. и I кв. 2009 г. оказалось лишь трамплином для нового скачка вверх. По оценкам основных мировых производителей, компаний "Vale", "Rio Tinto" "BHP Billiton", в текущем году средняя стоимость железной руды в любом случае не будет ниже 150 долл./т., а скорее, вырастет еще больше.

Именно поэтому на Австралийской фондовой бирже в Сиднее, к примеру, обращаются акции целого ряда компаний, которые не занимаются реальной разработкой железной руды. Но они имеют действующие лицензии на освоение месторождений. Стоимость их ценных бумаг повышается и понижается на торгах в зависимости от новостей об интересе очередных китайских инвесторов к покупке этих компаний, либо отсутствии такового.

Конечно, качество австралийской руды не идет в сравнение с Куксунгуром, но при дальнейшем росте цен на ЖРС подобный вариант становится вполне возможным и в украинских условиях. Теоретически ничего не мешает В.Бойко после получения новой лицензии на освоение Куксунгура разместить ценные бумаги "Запорожского завода стали и сплавов" на одной из зарубежных фондовых площадок, либо перепродать, взяв при этом прибыль, многократно перекрывающую расходы на получение лицензии.

Стоит отметить, что подобным путем уже пошел днепропетровский предприниматель Виктор Пинчук, в октябре 2010 г. продавший зарегистрированную на Кипре компанию "Geo-Alliance Ore East Ltd." за 13 млн долл. канадской "Black Iron Ltd.", учредителями которой выступает несколько североамериканских инвестфондов.

При этом "Geo-Alliance Ore East" принадлежит свыше 99% в ООО "Шимановское Стил" и ООО "Зеленовское Стил", владеющих лицензиями на разработку одноименных железорудных месторождений до 1 ноября 2024 г. и 1 ноября 2014 г. соответственно. Практическая ценность этих месторождений, прямо скажем, вызывает ряд вопросов.

К примеру, подсчитанные запасы Шимановского невелики – всего 345 млн т. Да и руда его по содержанию железа относится к бедным - 31,83%, то есть вдвое меньше, чем на уже осваиваемых месторождениях. Несмотря на это, "Black Iron" уже сообщила, что готовит публичное размещение своих акций на одной из канадских фондовых бирж.

А что, собственно, еще надо инвестиционным фондам? Они зарабатывают на колебаниях стоимости ценных бумаг, а не на реальном производстве, в данном случае горнорудном бизнесе. Как отметил в декабре 2010 г. тогдашний председатель Нацбанка Владимир Стельмах, сейчас в мире слишком много свободных "горячих" денег, активно ищущих сферу применения. Поэтому вполне возможно, что и Куксунгур в ближайшее время станет объектом биржевых спекуляций на одной из зарубежных площадок.

Виталий Крымов, специально для "ОстроВ"

Статьи

Страна
29.03.2024
10:18

В Крыму становится страшно: растет популярность страхования от БПЛА

...Эти выплаты никто не увидит, так как нет законодательной базы. Если они страхуют от террористического акта, то должно быть решение о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье и так далее. Все остальное – красивые слова и обещания,...
Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Все статьи