Супер-мама, или Как дончанка усыновила троих детей и переехала в Киев

Дарина, Вика и Толик дружно играют на детской площадке в одном из столичных районов. Все они – из Донецка. Они уже дважды потеряли дом. Прежде чем оказаться в Киеве, детям чудом удалось выжить в своих биологических семьях.

«Не подходите. Это моя мама»

Задолго до войны Алена Яковлева-Чигрин работала в патронатной службе донецкого губернатора. Когда ей исполнилось 35 лет, то оказалось, что нет ни семьи, ни детей. В то время (2011 г), ее кумовья усыновили мальчика и девушка тоже задумалась. Общаясь с представителем соцсоцслужбы, Алена сказала: «Я бы тоже взяла, только девочку 3-4 лет». Спустя полтора месяца ей позвонили и сообщили, что есть девочка 3 года 10 месяцев, мама у нее недавно умерла. Может, приедете, посмотрите. Еще не видя ребенка, Алена решила для себя, что заберет его. «Когда я приехала, и увидела Дарину, то был, мягко говоря, шок. Девочка была очень запущенная, 20 букв не выговаривала, понять ее речь было невозможно. На лице – около 30 моллюсков, плюс сопутствующие диагнозы, которые до 18 лет не снимут ей», - вспоминает дончанка. Перед встречей Алена волновалась: что говорить, как представиться, как вести себя… «Успокойтесь. Ребенок сам решит, кто вы для нее», - говорили представители приюта. В тот день будущая мама Дарины привезла ей заколки, резинки, карандаши, и узнала, что у ребенка даже варежек не было. Это был март. Следующая встреча с Дариной оказалась решающей. Алена приехала к девочке, привезла варежки, и вышла погулять на улицу с ребенком. Тут их сразу окружили остальные дети, надеясь, что это их мама. Дарина не растерялась и сразу выставила руки вперед, произнеся: «Не подходите. Это моя мама».

Спустя 10 дней Алене разрешили забрать дочь домой (на временное устройство в семье согласно порядку - ред), а в июле уже завершился процесс усыновления. Первая трудность, с которой столкнулась уже мама – речь ребенка. Девочка стала усердно заниматься с логопедом, чтобы исправить произношение. Потом начались хождения по врачам-дераматологам, чтобы очистить лицо девочки от моллюсков. «Надо было либо жидким азотом их прижигать, либо вырывать наживую», - вспоминает Алена, которая искала все возможные методы лечения, консультировалась у лучших дерматологов.

Родители Алены, то есть, бабушка и дедушка сразу приняли внучку и помогали ей адаптироваться и в семье, и в социуме. Постепенно ребенок стал доверять взрослым. «Однажды, еще в Донецке у нее поднялась температура, - рассказывает мама. – Приехала врач и нужна была госпитализация. Мы едем в «скорой», и я вижу в глазах ребенка жуткий страх. Дарина боялась, что ее отвезут в больницу и оставят там. Так однажды с ней уже поступили ее родственники. Просто отвезли ребенка в больницу и оставили там… на 1,5 года, откуда собственно я ее и забрала».

Выступление Дарины на конкурсе

Дарина с заслуженным артистом Украины Андреем Романием

Взглянув сейчас на Дарину, никто даже не может, и подумать какие муки ей пришлось пережить. Обаятельная девочка светиться как лучик солнца. Единственное, что выдает ее украденное детство – слишком взрослый взгляд для восьмилетнего ребенка. Она уже не по годам понимает, что хорошо, а что плохо. «Мама спасла меня от ужасной жизни», - признается ребенок, пока мама готовит чай.

Пополнение - братик и сестричка

Дарина долгое время просила у мамы братика или сестричку. Выбрали несколько анкет на сайте «Сиротству нет», приехали в службу по делам детей, посмотрели первую анкету, но ребенка уже усыновляли другие родители. И тут сотруднику службы позвонили из Енакиевского приюта, где уже два месяца находились двое ребят: сестра (5 лет) и брат (7 лет), у них мама умерла. «И мы поехали смотреть на Викторию и Анатолия. Мальчик выглядел как затравленный, всех боялся и с недоверием поглядывал, - вспоминает Алена. – Когда зашла его сестра, со скрюченными ручками на груди и слегка косолапила ножки, моя мама подумала, что у девочки ДЦП. Лицо ребенка было усеяно каким-то черными точками, передние зубы – черные. Плюс сходящее косоглазие и, как потом выяснилось, еще грыжа белой линии живота». Тогда собралось полприюта посмотреть на этих «чокнутых», решившихся взять Вику и Толика. Дети с Дариной сразу нашли общий контакт. И Алена приняла решение – срочно спасти и усыновить детей.

Толик и Вика не знали ни букв, ни цифр, ни дней недели. Их родители - хронические алкоголики довели детей до такого состояния, что у них была дистрофия. Когда Алена забирала детей из приюта, Вика весила около 12 килограмм, Толик на пару кило больше. Вика рассказывала новой маме, как они с братом обгладывали кости, ели неочищенные гнилые бананы с кожурой. Оказалось, что их биологический отец в приступе «белочки» напильником выравнивал…зубы своей дочери, набрасывался с молотком на детей. В результате у детей остались шрамы. Дома их били за малейшую провинность. Вика побаивалась, что, то же самое повторится и в новом доме, ведь другого представления о семье у нее не было. Только переступив порог нового дома, Вика сказала: «Ну, теперь вам всем хана».

Снова больницы, восстановление, реабилитация. За два года девочка перенесла шесть операций. И за все это время ни родной отец Толика и Вики, ни их бабушка, ни разу не поинтересовались судьбой детей.

Вынужденные скитальцы

1 июня 2014 года Алена с детьми уехала из уже оккупированного Донецка в гости к знакомым в Полтаву. «Там нас впервые «обозвали» переселенцами. Мы отнекивались. И на карточке детям поставили – из зоны АТО», - вспоминает многодетная мама. Спустя месяц вернулись в Донецк. Дети ходили в детский сад. «Пару раз звонили – забирайте детей, у нас обстрелы. Это был колоссальный стресс», - рассказывает она.

Алена Яковлева с детьми на отдыхе

Потом подруга предложила поехать на море к ее родителям на Белосарайскую косу, на недельку. Но по факту семья оставалась там до сентября. Там Алена стала получать уже положенную помощь как переселенке, люди помогали продуктами. Приближалось 1 сентября, а значит – и школа. С чемоданом летних вещей семья поехала в Селидово, сняли квартиру. «Квартира была без отопления, а значит надо было искать новое жилье. Одновременно Вика нуждалась в операции. И я начала писать письма во всевозможные организации. Первыми откликнулись из Штаба Ахметова. Там же помогли и с жильем, предложив лагерь в Бердянске», - говорит Алена. Однако спустя время из лагеря нужно было съехать. Маму с тремя детьми приютила церковь Пятидесятников (Роман и Бэлла Косьяненко) на некоторое время, а потом, скооперировавшись со знакомой, семейство Яковлевых-Чигриных поселилось в съемном домике в Бердянске. «И вообще, если бы не церкви и не волонтеры, не знаю как бы мы выжили», - вспоминает мама троих детишек.

В августе семья переехала в Киев, поскольку Алене предложили работу в компании, где она трудилась до начала войны. С оплатой аренды помогает работодатель. Одновременно Алена продолжает выплачивать кредит за дом, покинутый в Донецке.

Адаптация по-киевски

Почти за два года дети поменяли четыре школы. Уже в Киеве ребята, окруженные заботой и любовью в семье, снова столкнулись с жестокостью. Причем со стороны…школьного учителя, наделенного почетными регалиями. В сентябре 2015 Дарина все чаще не хотела ходить в школу. «Однажды, выйдя за порог квартиры, она просто упала и начала рыдать, умоляя не отводить ее в школу», - говорит Алена. Мама сразу же кинулась за помощью к психологу. Специалист после общения с ребенком, сказал: «Если бы ваша дочь была бы старше, то все могло бы закончиться суицидом». Как выяснилось, учительница всячески унижала детей, заявляя, что дети «не тянут программу». В результате, Алена перевела Дарину и Толика в другое учебное заведение. Здесь их приняли тепло и радушно. Дарина любит музыку и рисование, литературу, Толик – рисование и физкультуру.

Толик, Дарина и Вика с мамой

Мама троих детей не скрывает, что было тяжело: в первое время не было толком ни друзей, ни знакомых. "Меня успокаивали, мол, год пройдет, все наладиться, будет лучше", - говорит Алена. Но лучше не стало. Однажды семейство решило сходить на Фроловскую (где помогают переселенцам). Им выдали косметический набор: крем для эпиляции и крем для загара. Причем с просроченным сроком хранения. "Недавно от еврейской организации получили бытовую химию - моющие средства, это всегда нужно. Раньше, в Бердянске нам помогали различные организации, церкви. В Киеве никакой помощи извне, кроме переселенческих на детей, не получаю", - говорит Алена.

Самый острый вопрос, который постоянно держит семью в напряжении - съемное жилье. Маму троих детей пугает заоблачные тарифы на коммуналку. "Написала даже мэру Киева - В.Кличко с просьбой помочь в решении вопроса с жильем. Никакого ответа не последовало", - рассказывает Алена. По ее словам, дети очень скучают за родным домом, который вынуждены были покинуть из-за войны. Иногда из Донецка приезжает бабушка, навестить внуков.

Прожив уже год в столице, Алена недоумевает от того безразличия жителей к городу: «На остановках курят, бросают мусор где попало. Почему вы не любите свой город?! Повсюду звучат красивые лозунги - начни с себя, но мало кто это делает. Такое ощущение, что жители используют Киев как женщину - добиваются своего и уезжают и им все равно что будет здесь завтра».

«Я еще заработаю»

Дети растут очень самостоятельными и благодарными. Когда семья жила в Бердянске, Алена заболела настолько, что не могла вставать с кровати. Детвора заботилась о ней, ребята приносили еду со столовой, бегали за медсестрой и старались не шуметь, насколько это было возможным. Совсем недавно Дарина получила диплом за экстранеординарность в творческом конкурсе для детей из Донбасса. Бабушка приехала из оккупированного города поддержать внучку. И уже после конкурса Дарина удивила своим неординарным поступком - отдала ей выигранные деньги. «Ты ведь потратилась на проезд, может тебе что-то купить нужно. На, забери. Я еще себе заработаю», - сказала восьмилетняя Дарина. А выигранный ею планшет послужил стимулом для других детей. «Не родители покупают, а можно самим заработать, выиграть», - говорит мама. Она учит детей милосердию и состраданию. Ребята порой по желанию отдают свои вещи или игрушки своим ровесникам в приютах. Так, на день рождения мама предложила Дарине три варианта подарка: собака, ролики или… помощь другим детям. Она подумала три дня и решила, что лучше поможет кому-то. Алена нашла организацию - Миссия Эммануил, которая собиралась ехать в серую зону и везти детям подарки на Пасху. Дарина пожертвовала свои деньги и 15 мальчишек и девчонок смогли получить подарки. Семье прислали фото этих детишек, и радости Дарины не было предела.

Детей пока еще не оставляет страх снова остаться без дома и главное, - без мамы. Например, Толик не хотел ехать в лагерь - боялся, что его снова предадут. «За все два года войны, как бы не было трудно у меня никогда не возникало желания вернуть детей в интернат, даже мыслей таких не было», - признается Алена. Чтобы залечить раны и помочь адаптироваться детворе, дончанка использует главные «лекарства»: любовь, терпение и заботу.

Часто Алене говорят - мать-героиня, но она скромно отнекивается. «Для меня герои люди усыновившие или воспитывающие 8-10 и более детей. А для меня важно не звание или название, а чтоб дети были здоровыми и счастливыми. Как бы пафосно это не звучало, но именно они зажигают мой нимб, расправляют мои крылья, и поправляют мои перья», - говорит дончанка-переселенка, улыбаясь и обнимая детвору.

Ирина Голиздра, «ОстроВ»

Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады

Статьи

Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Все статьи