Единомышленники из Бахмута. Украинского

В обычной жизни в тогдашнем Артемовске, большинство из них, скорее всего, никогда бы не встретились, не стали бы единомышленниками, близкими людьми. Но настали времена, когда соседи, добрые знакомые и даже родственники становились чужими: настолько непроходимым стал водораздел между Добром и Злом, и каждый по-своему понимал, где «наши», а где – «враги». Начиналась война. Гибридная.

Те, кто решил оказать сопротивление агрессивному «русскому миру», знакомые и не знакомые, объединились в подпольную группу «Бахмут Украинский» весной 2014 года, когда в городе реально опасно было проявлять проукраинскую позицию. На флагштоке горсовета под крики «ура» был поднят флаг «ДНР», в городе хозяйничали вооруженные сепаратисты, стрельба велась в густонаселенных жилых районах.

В начале июля город освободила украинская армия. Над Артемовском был поднят государственный флаг Украины.

Сегодня «Бахмут Украинский» – официально зарегистрированная общественная волонтерская организация, в которой более 50 активистов и несколько сотен помощников, в том числе и переселенцы.

Свои среди чужих, свои среди своих

Бухгалтером Светлану Кравченко привычно называют за любовь к избранной профессии. Еще она народный мастер, больше 10 лет изучает традиционные украинские культурные традиции, мечтает построить в Бахмуте интерактивный музей народного творчества.

Светлана Кравченко, одна из основательниц волонтерской группы «Бахмут Украинский», вспоминает.

Когда это все начиналось (захваты незаконными вооруженными формированиями городов Донбасса – ред.), несколько человек собралось, и решили создать организацию. Это было 12 апреля 2014 года. Кому принадлежит первому идея – я не могу сказать, и, наверное, никто не может сказать. Мы просто обзвонили, на наш взгляд, надежных людей и собрались вместе, нас было около 10-ти. И решили создать внутреннюю рассылку, закрытую почту, в которой участвовало от 50 до 150 человек, чтобы знать, что происходит вокруг, для того, чтобы в случае необходимости помогать друг другу и другим людям. Нигде же не было никакой информации. Ни в сетях, ни по радио, ни по телевизору.


Светлана готовит дефиле украинских костюмов

Потом мы раскрашивали деревья и столбы украинской символикой. Флагами, как мы говорили. В 12 часов ночи выходили парами, от вокзала до центра – улица Горбатова. В один из таких выходов меня застукали таксисты. И начали преследовать (смеется). Ну если правда, то я очень испугалась. Я не знала, чем это закончится. Но в тот раз оно миновало.

В Артемовске на постоянной основе расположены воинские части, в которых размешались украинские военнослужащие. Жители города, в том числе и Светлана Кравченко, заботились о них.

Казалось, их никто не поддерживал. Но потом оказалось, что их поддерживали много людей. Но все же боялись! Не знали, какую позицию занимает твой сосед. И поэтому этих ребят поддерживали только те, кто знал друг друга. Наши ребята возили туда песок для мешков, чтобы они могли защитить себя. Собирали деньги. Другие группы собрали им деньги на кабель, чтобы дать им возможность подключить телефоны и электричество. Покупали им белье, одежду. Как мы говорим – это были первые наши «дети». Они ничего не просили. Но мы сами то пирожки пекли, то продукты передавали. И когда усугублялась эта обстановка, и мы поняли, что, возможно, Бахмут займут (сторонники так называемой ДНР – ред.), мы разработали план… смешной, конечно, сейчас он кажется – как спасти этих мальчишек. Мы им начали передавать гражданскую одежду, и решили, что мы их разберем по домам, как своих собственных родственников. Ну, понятно, что это смешно сейчас кажется, наивно. Но мы делали, что могли.

Я ходила в госпиталь. Первые раненые поступили 2 июля (во время боев сил АТО за освобождение Артемовска и соседних городов в июле 2014 г. – ред.). Все были из батальона «Донбасс». (Долго молчит) Один мальчик умер. Прямо сразу. Его никогда я не забуду, очень красивый, его звали Сережа Бохонько.

Их было 12, наших первых раненых. Там были старые, молодые. Они только что вышли из боя. У них были и 200-ые в бою. Мы побежали домой, приготовили еду. Принесли постели. Кого могли, переодели. Принесли домой вещи, стирали их всю ночь. Я тогда в первый раз услышала запах крови и грязи. Этого никогда нельзя забыть. Грязь на одежде… не знаю, может это порох. Стирали одежду, утром прибежали, кого переодели полностью, потому что их такая одежда была, что нельзя было надевать.


Палаты больницы заняты и сейчас

И вот в то первое утро, когда раненые поступили, мы и начали знакомиться в больнице (с теми, кого знали только по соцсетям – ред.) Наутро пошли люди, их было очень много. И с того первого дня мы организовали группу, которая ухаживала за ранеными в нашей больнице. Это было время самоотдачи в дни войны и постоянного ежедневного подвига. Вот даже когда в больницу шли люди, видно было, что у них очень маленький достаток, что у них там особо, может, и дома есть нечего. Но раненым ребятам всегда было принесено самое лучшее: самый лучший бульон, мясо, отличные постели. У тех, кто пришел в больницу, один наш знакомый предприниматель стал записывать номера телефонов. И наша группа стала пополняться.

«Веселая хунта» - общество с безграничной ответственностью

Топограф государственного предприятия геоинформатики и маркшейдерии «Донбассгеоинформ» Виктор Горобец известен в соцсетях своим литературным творчеством, его последний поэтический сборник «Ікарологія» вышел в апреле 2015 в киевском издательстве «Ярославів Вал». В волонтерской организации «Бахмут Украинский» он руководит изготовлением маскировочных средств. После основной работы он вместе с единомышленниками плетет маскировочные сетки для украинских военных, расположенных по всей линии соприкосновения. Очередь на выполнение индивидуальных заказов из подразделений расписана на несколько месяцев вперед, поэтому участники команды работают без выходных. Будний день отличается от субботы-воскресенья тем, что в выходные волонтеры работают дольше. Себя они называют «Общество с безграничной ответственностью «Веселая хунта». Виктор говорит, пишет и думает по-украински. Здесь приводится наш разговор в переводе.

Рассказывает Виктор Горобец:

- «Веселая хунта» - мы так себя для смеха назвали. У нас своеобразный юмор! Когда пошли байки о «распятых мальчиках», о «снегирях» и тому подобная чепуха, мы с определенным цинизмом начали стебаться в пику русским пропагандистам: да, да, мы - хунта! Вот в шутку придумали себе «товарную марку». Теперь нас знают именно так.

Спускаясь в подвал, где расположена наша мастерская, я выхожу в свет. Понимаете, любой художник - личность индивидуальная. Она автономна, самостоятельна, самодостаточна. У творческого человека весь мир - внутри него. Он конструирует миры и населяет эти миры своими героями. Живет единолично. Поэтому работать в коллективе - это «переломить себя через колено». Война разорвала мое одиночество.

Я не очень и пускал других в свою жизнь. А тут пришлось. Ведь мои коллеги по волонтерству не просто земляки, они единомышленники. Сами понимаете, одно дело быть патриотом на Западной Украине и совсем другое - здесь. Приходится каждого человека проверять, понимать, что он собой представляет и решать - доверять ему или лучше держаться подальше.


Мастер-класс от Виктора Горобца

В своей деятельности мы брались за всё: от борщей для батальона «Донбасс» до окопов второй линии обороны, от культурных мероприятий до закупки автонавигаторов для спецназа. Конечно, не обошлось без подробных карт местности. В нашей армии с качественной картографией затруднительно. А у нас (в «Донбасгеоинформ») детальные карты были. Об этом мало кто знал, потому что геодезия с топографией считались секретными. Да, армия имела карты масштаба 1: 100 000, они есть в интернете, в открытом доступе. Но это всё равно, что воевать по пачке «Беломора». Там тоже карта нарисована. Кроме того, электронный формат не очень удобен, а бумажная карта имеет преимущества: она наглядная, на ней можно что-то рисовать, планировать. И поэтому пришлось их печатать.

Наши реальные дела начались с покупки тепловизора для воинов. Он стоил 50 000 гривен. По тому времени машину можно было купить, но мы взяли тепловизор. После того и пошло... Всего и не упомнишь! Сейчас собираем средства на ночной прицел.

Формально, плетение сеток началось еще в 2014 году. Просто тогда это происходило время от времени, а в последний год процесс приобрел профессиональные качества и стал ежедневным. Поэтому у меня практически нет времени. Я так же тяну лямку на своей работе, где платят раз в три месяца, потому что война не способствует развитию, но я не нытик. Мы создали «Бахмут Украинский» не потому, что это модно или выгодно, а потому, что не могли иначе. Мы не зарабатываем своей активной гражданской позицией. Наоборот, мы вкладываем собственные деньги в будущую победу: от закупки основ для маскировочных средств до финансирования различных проектов для поддержки армии. Потому что мы - настоящие волонтеры, а не «профессиональные любители Родины», которые на войне умудряются зарабатывать.

Состав команды постоянно варьируется. Одни приходят на один раз, другие остаются надолго. Где 5-8 человек плетут постоянно. Кто-то выделит раз в месяц время - мы и этому рады.

Анжелика и дети-переселенцы

В «Бахмуте Украинском» все звонки ведут к Анжеле. Именно ей поручили телефон с номером круглосуточной «Горячей линии» волонтерской организации, поэтому она держит в своих руках все внутренние и внешние связи организации, полноценный колл-центр в лице одного ответственного, фантастически коммуникабельного человека, обладающего потрясающим даром – выслушать любого. Анжела – это привычно для всех, а официально, по паспорту – Анжелика.

Анжелика Бороздина размышляет о себе и происходящем вокруг.

Если бы раньше сказали, что стану волонтером – не поверила никогда. Конечно, ситуация в стране не оставляла меня равнодушной, волновала. Но были семейные проблемы, которые меня поглотили на тот момент.

Это и маленький ребенок, перенесший операцию, и мама, которая требовала ухода: приходилось в соседний город по три раза ездить, ухаживать за ней. Весь этот клубок трудностей не давал мне делать что-либо ещё. Со временем преобладали следующие мысли: такие события в стране происходят, а что я скажу детям, когда это закончится, где я была, что делала? Постепенно через знакомых, через друзей стала искать выходы – кто, где имеет такие же, как у меня, стремления. Нравится, что люди такие вокруг. Потому что в нашем окружении не много таких и осталось. Многие знакомые, даже родственники отпали, потому что наши интересы не сходились. Так складывалась ситуация окружающая. А здесь именно такие люди оказались, которым хотелось помогать, вместе что-то сделать. Видим: что-то мы можем сделать, значит, мы какая-то сила!


Анжелика и сын Филипп

Когда хлынула в наш прифронтовой город волна беженцев, пришлось решать эту проблему. Сразу оформляли в общежитие, помогали. Даже местные люди нам звонили на «Горячую линию», предлагали жилье для переселенцев. Свои дома отдавали, когда именно большой поток пошел. С самого начала мы пытались помочь самым обделенным. Это были старики, дети. Но наши ресурсы не бесконечны. Пришлось обращаться через Фейсбук ко всей Украине, искать помощи, поддержки. Отозвалось много людей.

У нас много постоянных помощников: киевские айтишники (IT-группа), «Надійний тил» - волонтерская организация, волонтер Дмитрий Lider, это так он зарегистрирован в Фейсбуке. Не все говорят нам свои фамилии. Просто инкогнито пересылают деньги. При этом конкретизируют: на детей, на стариков, на бойцов, на культурные мероприятия –ссылочки пишут. Люди хотят конкретно знать, куда идут их деньги. Мы стараемся соответствовать.

У нас склад есть по улице Чайковского. Там постоянно выдаем гуманитарную помощь детям-переселенцам. Сотрудничаем с международными организациями: ЮНИСЕФ, Чешской миссией «Человек в беде», ГО Элеос Украина (капелланы Михайловского Собора). Стараемся охватить своим вниманием отдаленные села, «серую зону». Они остаются обделенными. Поэтому мы доставляем сами помощь в отдаленные места. У нас есть список, звонят на Горячую линию – из отдаленных городов и сел Северска, Дроновки, Серебрянки, из прифронтовой зоны – это Кодемо, Новолуганка, Мироновка. И мы отправляем адресную помощь переселенцам, детям-инвалидам, старикам, многодетным.

Еще была акция «Плюс 1». Мы обратились к жителям: когда ты покупаешь канцелярские принадлежности – купи еще что-то для того ребенка, родители которого не могут этого купить.

Мы ставили тележки в канцелярских магазинах. Покупатели что-то складывали туда. И мы от себя докладывали тоже. Потом раздавали. Охватили все школы и даже детские сады не только Артемовска, но и района, это два города-спутника Соледар и Часов-Яр. Мы ориентировались на официальные данные гороно (Управление образования Бахмутского городского совета – ред.): сколько в каждой школе, сколько в каждой группе детсада детей-переселенцев. И вот по этому числу развозили, раздавали деткам в руки.

Моему старшему сыну 22 года, а младшему, Филипу – 5. Когда я иду на склад, или на выдачу помощи, я говорю – я иду к маленьким деткам. Ты перебери свои игрушки, книжки – что нам уже не нужно, что уже тебе не интересно – мы отдадим деткам. И вот мы отбираем. Правда, бывает, кое-что с сердцАми (в сердцах) отдаёт: «я еще не наигрался!» Бывает возможность, что купишь игрушку, или подарят, приношу ему: «А вот тебе детки передали. Ты им отдаешь – и они тебе отдали». Такой возраст, когда надо закладывать основу всему: помогать другим, отдавать, делиться.

Часто звонят люди на «Горячую линию», с такой болью рассказывают свои истории, пропускаешь это через себя.

Буквально этой зимой был такой звонок. Звонит женщина, плачет: помогите, чем можете. Я мать-одиночка, муж бросил, 7 детей, было 8, младенец умер из-за того, что питания нет, не хватает, я не прокормлю такую ватагу... Плачет. Начинаю спрашивать: откуда вы? Из Макеевки (не подконтрольная территория Украине – ред.).

Конечно, ступор. «Ну, вы ж понимаете, что вы – ТАМ? Как мы можем вам помочь? Приезжайте сюда» «Вот вывезите нас из Макеевки, я одна с детьми не смогу выехать».

Я говорю – сейчас через КПВВ можно выехать, официально, вы выезжайте, а мы вас здесь встретим, поможем. Вот – нет, и всё. А потом позже, в начале весны (с удивлением) они приехали сами. Уже поселись у нас здесь, в Бахмуте, в коллективном центре, в общежитии. Дети погодки, все – рыжие (смеется), все такие солнечные, конопатые, как один! Такие смешные… А мама беременна еще одним! Ну, вобщем… Сказала же, что муж бросил… А от кого беременна девятым или восьмым?…

Соцслужбы распределили ее детей в школу-интернат. Сейчас у нее трое детей на руках, которые самые маленькие. Мы, конечно, их обували, одевали, игрушками снабдили, книжками. Но остальное должны быть траты родителей, это ведь тоже надо следить за всем этим. Ох, таких родителей на самотек пускать…

Ходит, гуляет по городу со своими «рыжиками», какой-то мужчина, смотрю, в последнее время рядом с нею… То ли это отец, то ли новый какой-то… И не подойдешь, не спросишь. Социальные службы наблюдают, контролируют.

Нашей волонтерской организации по-прежнему помогают неравнодушные украинцы со всей Украины, которые откликаются и не устают от наших просьб.

Вот сейчас мы раздаем от «Надежного тыла» летнюю обувь для деток – от самого рождения до 31 размера. Босоножки, мокасинчики. Звонят, спрашивают, что есть: вот у нас девочка, такая-то ножка, а у вас остались такие размеры? Буквально за 10 минут перед вами позвонила девушка. Сказала: на девочку нужно такая-то обувь.

Сейчас полегче нам работать. Раньше звонков было много. Были такие моменты – что ой, не могу… мне бы отключить эту «Горячую линию»! Сейчас, знаете, военные звонят все реже и реже, в основном переселенцы, по акциям, о которых мы в Фейсбуке пишем. В «Бахмуте Украинском» Есть люди, которые отвечают за разные направления – если госпиталь, звоню Леночке Лавренко, золотой человек, она днюет и ночует в этой больнице. Если бойцы на передовой – у нас есть Николай Леонидович Козловский. Я подключаю каждого по его направлению работы. Сейчас хорошо уже.

Контакты

Сайт http://bahmutukr.org/

Раздел «Помощь переселенцам» http://bahmutukr.org/refugee-help/

Связаться с волонтерской группой «Бахмут Украинский» можно по телефонам:

+38 (050) 815-35-52

+38 (063) 457-39-10

Город Бахмут (Артемовск) Донецкая обл.

Карта Приватбанка 4731 2171 1171 9900 Вишневецкая Наталья

Материал - " Прес-клуб"

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи