Сергей Третьяков: «Экологическая ситуация в Мариуполе абсолютно не критическая»

В Мариуполе, на юге Донецкой области, – самый грязный воздух в стране. Здесь каждый пятый умирает от рака органов дыхания. Пресловутая «экология» - это токсичные выбросы двух «изношенных» меткомбинатов – «Азовсталь» и МК им.Ильича, обеспечивающие четверть всех атмосферных выбросов Донецкого региона. Недавно жители Мариуполя после серии протестов потребовали отставки «бездействующих» мэра и руководства природоохранных органов. В ответ на это губернатор Донетчины открыто признал, что «приходится выбирать» - либо экология, либо экономика…

О том, что возмущенные мариупольцы требуют и его отставки, начальник Государственного управления охраны окружающей природной среды в Донецкой области Сергей Третьяков узнал из Интернета. Именно его управление выдает промышленным предприятиям региона разрешения на выбросы загрязняющих веществ. Почему себя так свободно чувствуют промгиганты и как могут граждане «победить» вредные производства, - Сергей Владимирович рассказал в интервью «ОстроВу».

- Мариупольские гидрометеорологии регулярно фиксируют в воздухе превышение нормативов (ПДК) по пыли и ряду загрязняющих веществ в среднем в 1,3 раза. Особенно остро это ощущается в дни неблагоприятных метеоусловий (НМУ), которых за 9 месяцев в городе было 174. Почему, по Вашему мнению, несмотря на специальный режим работы предприятий по защите от загрязнения в эти дни, в Мариуполе невозможно дышать?

- Ухудшение метеоусловий наблюдается сегодня не только в Мариуполе, но и во всем мире. Этому способствуют глобальные климатические изменения. Поэтому каждое предприятие, имеющее разрешение на выбросы, обязательно заключает договор с метеорологической службой, которая должна оповещать об ожидаемых неблагоприятных метеоусловиях. Предприятия в эти дни обязаны уменьшать нагрузку на окружающую среду, выполняя специальные мероприятия по остановке или корректировке режима работы вредных производств. Дело в том, что во время изменения погодных условий (туман, безветрие) атмосферные выбросы промпредприятий не рассеиваются, а скапливаются в приземных слоях, то есть ими дышат люди. Подобные негативные явления выданными нами разрешениями на выбросы предусмотрены, надо только своевременно выполнять условия.

- Проверки как раз показывают, что мариупольские меткомбинаты регулярно не соблюдают этих условий в «неблагоприятные» дни. Прокомментируйте, пожалуйста.

- Мне нечего комментировать, так как Госуправление не получало информации ни об одном примере нарушений выданных разрешений в дни НМУ и ни одного предложения по изменению условий работы предприятий.

- Для предприятий существуют определенные нормативами предельно допустимые выбросы (ПДВ), которые превышать нельзя. Однако они их превышают, ссылаясь на выданные Управлением охраны окружающей природной среды разрешения. Поясните, пожалуйста, чем это обосновано.

- Выдаваемые нами разрешения предусматривают нормы предельно допустимых выбросов, но, нужно учитывать, что действующий на территории области промышленный комплекс, построен еще в советское время. До 2006 года в Украине выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ регулировалась советской инструкцией. Предприятия всегда получали разрешения с условием выполнения в будущем мероприятий по сокращению этих выбросов. Как они выполнялись – отдельный вопрос… Тем более, что до новой Инструкции о требованиях по оформлению разрешений, которая вступила в действие в 2006 году, ответственность за невыполнение природоохранных мероприятий законодательно практически не была предусмотрена. В частности, можно было решением сессии городского совета или другим не законодательным актом эти мероприятия отменить.

- Что необходимо сегодня сделать предприятию, чтобы получить разрешения на атмосферные выбросы загрязняющих веществ?

Процедура для действующих предприятий выглядит таким образом. Предприятие заказывает разработку разрешений у одной из частных структур, имеющих лицензию на этот вид деятельности. Таких структур только в Донецкой области около 40. Специалисты проводят инвентаризацию всех имеющихся на производстве источников выбросов, затем подают документы в наше управление на утверждение, и мы проверяем их соответствие действующему законодательству.

Например, инвентаризация зафиксировала, что по оксиду углерода атмосферные выбросы предприятия вдвое превышают предельно допустимые концентрации этого вещества, предусмотренные Инструкцией. В таком случае мы выдаем разрешения с учетом фактических выбросов на момент получения разрешения. Их предприятие не имеет права превышать.

Что касается вновь вводимых предприятий, то они получают разрешение на выбросы по результатам разработки проектной документации прошедшей экологогическую экспертизу и только при условии соблюдения норм выбросов.

- То есть, изначально вы разрешаете предприятию выбрасывать в воздух загрязняющих веществ больше, чем позволяют нормативы, верно?

Мы зафиксировали показатели фактического выброса, который существовал на предприятии в момент проведения инвентаризации. Инструкция по выдаче разрешений предусматривает задачу достигнуть предельно допустимые выбросы (ПДВ). Если превышение сегодня есть, то мы устанавливаем сроки (до 5 лет в зависимости от сложности мероприятия), в течение которых предприятие обязано достичь природоохранных нормативов.

- Каким образом осуществляется контроль за выполнением этих мероприятий в срок?

Вопрос контроля в наши полномочия не входит. Раньше управление охраны окружающей природной среды выдавало разрешения на выбросы и контролировало выполнение природоохранных мероприятий. В результате административной реформы эти полномочия разделены. Теперь управление выдает только разрешения, контролирует соблюдение нормативных документов Экологическая инспекция. Мы не имеем права контактировать с предприятием, контроль осуществляется только путем запросов о выполнении природоохранных мероприятий.

По моему убеждению, проблема сегодняшнего контроля – в применении расчетного метода при учете объема выбросов, который, на мой взгляд, далек от реальности. Это касается всех предприятий. В связи с этим Донецкий регион первым в Украине начал с 2008 года внедрять непрерывный учет выбросов в атмосферу, который доказал свою эффективность. Такой учет сегодня действует на отдельных источниках выбросов.

- Что все-таки грозит предприятию-загрязнителю в случае невыполнения мероприятий по снижению выбросов?

По существующим в Украине правилам, если предприятие не укладывается в сроки, установленные полученными разрешениями на выбросы, не уменьшает объемы выбросов, Экологическая инспекция рассчитывает ущерб, нанесенный окружающей среде. Методика расчета ущерба определена. Если предприятие не вложилось в срок, но к нему не были со стороны Экологической инспекции предъявлены иски, мы невыполненные мероприятия не переносим в новые разрешения. В случае судебного иска экологической инспекции, новые разрешения не выдаются до завершения рассмотрения дела в суде.

Перенести сроки выполнения мероприятий, предусмотренных разрешениями на выбросы, можно только в некоторых случаях. В частности, по отдельным видам оборудования можно применить технологические нормативы. Это касается предприятий энергетики и коксохимии. Соответствующие документы вышли после принятия действующей с 2006 года Инструкции.

Когда предприятие получает разрешение на выбросы, оно обязательно информирует об этом общественность через СМИ. Госуправление не выдает ни одного разрешения, пока не получит справку исполкома городского совета о том, что после объявления предприятием намерения о получении разрешений на выбросы, не поступало ни одной жалобы от населения. В 2008 году, когда аналогичные разрешения получал меткомбинат «Азовсталь», таких жалоб не было.

- Тем не менее, разрешения на выбросы обязывали меткомбинат «Азовсталь» вывести из эксплуатации аглофабрику не позже 2012-2013 г.г. Теперь, согласно принятой муниципалитетом Мариуполя «Программе оздоровления…», закрытие переносится на 2016-й. Аргумент властей и собственников: без работы останутся тысячи мариупольцев… Возникает логичный вопрос: зачем выдавать разрешения под заведомо невыполнимые мероприятия?

Сегодняшнее перенесение сроков реконструкции агломерационного производства ММК «Азовсталь» (согласно Программе оздоровления города Мариуполя до 2020 года. Подробнее ЗДЕСЬ) соответствует действующему законодательству Украины. Когда мы выдавали в 2008 году разрешения на выбросы аглофабрики «Азовстали», мы прекрасно понимали, что в 2013 году чисто технически и организационно выполнить эти мероприятия невозможно. Закрыть старую и построить новую аглофабрику в указанные сроки нереально. Это понимали все, и на государственном уровне в том числе. Все осознают, что металлургический комплекс требует перевооружения, но за один день это не осуществимо. Но это не значит, что ставить такую задачу не нужно.

Да, государству необходимо установить честные правила. Не нужно, к примеру, требовать от предприятия за год-два закрыть аглофабрику, а потом поднимать население, указывая на требования нормативов. То есть, определяя правила для предприятий, государство должно устанавливать реальные сроки на техперевооружение. Если предприятие взятые нормативными документами обязательства не выполняет, тогда необходимо предъявлять серьезные санкции. Сегодня в части загрязнения атмосферного воздуха это действует.

- Какие меры принимает Государственное управление охраны окружающей природной среды для минимизации промышленного загрязнения в Донецкой области, и в частности, в Мариуполе, на меткомбинаты которого приходится четверть всех выбросов в регионе?

Выдавая предприятиям разрешения на выбросы, мы предусмотрели ряд мероприятий по достижению нормативов, соответствующих европейским нормам. Задача предприятий – выполнять их, согласно указанным срокам. Что касается металлургического комплекса Донецкого региона, то при выдаче разрешений, мы предусмотрели поэтапное выведение из строя мартеновского и реконструкцию доменного производств. В результате к 2012 году в Донецком регионе мартеновское производство осталось только на ММК им. Ильича, полностью реконструировано доменное производство на «Донецкстали», «Енакиевском металлургическом заводе» и частично на «Азовстали».

Вследствие этого из пяти металлургических городов Донецкой области незначительный рост выбросов зафиксирован только в Мариуполе. Так, в кризисном 2008 году объем выбросов по Мариуполю составлял 359 тысяч в год, в 2011 – 382,4 тыс.т. То есть, всего лишь на 7% наблюдается рост выбросов, но стоит также учитывать изменения объемов производства за указанный период.

Благодаря выводу из эксплуатации мартеновского производства «Донецкстали» объем выбросов в Донецке с 2008 г. сократился на 30%. В два раза сокращены объемы выбросов по г. Макеевке.

На протяжении многих лет вопросам окружающей среды никто не уделял внимания, финансирование экологических программ осуществлялось по остаточному принципу. Сегодня сами предприятия заинтересованы в решении экологических проблем. Изменить к ним отношение заставляют реалии: промышленные компании, выходя на международный рынок, обязаны играть по существующим там правилам. Другое дело, что многие предприятия утратили былые колоссальные возможности для выполнения природоохранных мероприятий.

- Но согласитесь: существующие штрафы размером в 500 гривен не стимулируют нарушителей всерьез решать экологические проблемы.

Абсолютно. Подчеркну: плата за природные ресурсы и санкции за нарушение природоохранного законодательства в Украине должны быть ужесточены. С переходом в Евросоюз стран бывшего советского лагеря для них были установлены жесткие правила: зафиксированы показатели выбросов, даны сроки по снижению негативного влияния, которые никто не переносил. Предприятия-загрязнители либо были закрыты, либо модернизированы. Мы сейчас тоже идем по этому пути. Однако необходимо отметить, что государство помимо ужесточения санкций за нарушение природоохранного законодательства, должно также стимулировать предприятия модернизировать производство.

Например, путем предоставления кредитных льгот. В частности Бюджетный кодекс, который вступит в силу в 2013 году, предусматривает, что часть экологических средств будет оставаться на предприятиях именно для выполнения необходимых природоохранных мероприятий.

Природоохранное законодательство Украины требует серьезнейших преобразований. Думаю, что неправильно было отдавать государственную экологическую экспертизу частным структурам… Кроме того, серьезных доработок требует водное законодательство. К примеру, разрешения на сброс сточных вод мы выдаем еще по советским инструкциям, которые не дают возможности лишить разрешений, в случае нарушений хотя бы по одному источнику загрязнения... Вообще, ни в одной стране мира промышленные предприятия не имеют права бесплатного водопользования (в Украине предприятия бесплатно в неограниченном количестве используют воду рек и морей – Авт.). Сам факт того, что экологическая стратегия Украины, которая предусматривает мероприятия по сокращению атмосферных выбросов (на 20% к 2020 г.) во исполнение международных обязательств, появилась только в декабре 2010 года, говорит о многом.

- Власти Мариуполя неоднократно выступали за предоставление городу статуса территории экологического бедствия, что, по крайней мере, позволило бы населению получать финансовую компенсацию за жизнь в грязном городе. В свою очередь Вы, как руководитель природоохранного управления высказывались против такого решения. Почему?

Я вообще против подобных выплат населению, поскольку неизвестно, куда они в действительности пойдут. По моему мнению, в этом нет смысла. Решение экологических задач должно быть приоритетным для государственной власти и населения. Но разве кто-то возмущался насчет того, что ММК им.Ильича на своих плечах несет нагрузку колхозов и совхозов? Спонсируют, кто что хочет. Государственное управление охраны окружающей среды требует в первую очередь выполнения предприятием природоохранных мероприятий, согласно всем нормативам. Возможно, нужно было вкладывать средства не в колхозы, а в экологическую безопасность? Где раньше были общественные организации? Сегодня ситуация в Мариуполе абсолютно не критическая.

- То есть, по Вашему мнению, общественность Мариуполя сегодня безосновательно протестует против экогеноцида городских метпредприятий?

Считаю, что не только в Мариуполе, но и в других городах, люди должны занимать активную гражданскую позицию. То, что жители Мариуполя наконец-то заинтересованно поднимают острую (для всего региона) экологическую проблему, меня лично, как человека, как гражданина и чиновника, только радует. Однако, считаю, что это нужно делать не только в период выборной кампании, не на митинге, а в процессе формирования городской экологической политики. Люди могут повлиять на решение экологических проблем как путем выбора чиновников в местные органы власти, так и путем обоснованных жалоб на предприятия-загрязнители. Во время получения предприятием разрешений такая возможность предоставляется, мнение общественности учитывается.

Беседовала Наталья Коммодова, «ОстроВ»

Статьи

Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Все статьи