Вверх

ЦЕННОСТИ НОВОРОССИИ
04.06.2014 17:48:11. Просмотрено 2908 раз. За сегодня — 0 раза.

За исторически короткое время, с конца XVIII в. по конец XIXв., в бывших татарских и казацких степях появился новый мощный район промышленного, коммерческого и аграрного развития  – Новороссия, где возникли динамично развивающиеся города и селения. Самыми крупными из них стали Одесса, Екатеринослав, Николаев, Херсон, Юзовка, Ростов, Новороссийск. Население в этот южный регион Европейской части Российской империи прибывало из других регионов державы, т.е. из районов старого заселения, а также из-за границы.

В настоящее время тема Новороссии стала не только предметом научно-исторических исследований, но и сомнительных политических комбинаций, и поэтому нуждается в дополнительном освещении. Понятное дело, что в рамках статьи не представляется возможным дать исчерпывающую картину феномена Новороссии, но обозначить некоторые ее черты, сопоставив с сегодняшним днем, вполне реально.

Немного истории
Учебники истории Украины, описывающие сложные процессы освободительной борьбы украинского народа в XVII в. и трудные попытки становления украинской государственности, не слишком акцентируют внимание на том факте, что зримым итогом всех этих визвольних змагань стало запустение огромных пространств Украины (т.н. Руина) и значительное расширение турецких границ в северном направлении. Достаточно сказать, что лет через 30 после восстания Б. Хмельницкого северные границы Османской империи проходили всего в нескольких десятках километров южнее Киева, а половина территории Украины входила в состав этой империи. При этом огромные пространства Правобережной Украины было решено оставить незаселенными, как буферную зону. Свободолюбивое же запорожское казачество длительные интервалы времени признавало над собой турецкий протекторат, довольствуясь ограниченной автономией. 

Все эти территории Северного Причерноморья и Приазовья можно было бы навсегда вычеркнуть из списка славянского освоения, если бы не Россия. В результате десяти (!) русско-турецких войн Российскому государству за два столетия удалось вырвать из рук османов всё пространство между Доном и нижним течением Дуная. Пожалуй, ни с одной другой страной мира Россия не провела столько войн, как с Турцией. Часть из этих войн оборачивалась горькими поражениями России, а часть – великими победами.
Об этой двухвековой борьбе России за Северное Причерноморье следует сказать, что она велась продуманно и планомерно – так, как это может позволить себе действительно сильное государство. Вначале усилия были сосредоточены на землях между Доном и Днепром, затем – между Днепром и Южным Бугом. А еще позже в российской собственности были закреплены территории вплоть до Дуная. Итак, низовья Дона, Днепр, Южный Буг, Днестр, Прут и Дунай – вот основные рубежи, на которых поэтапно закреплялась Россия. В свою очередь, Османская империя была вытесняема все дальше на юг и на запад.  

Так, например, в результате русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг. был заключен знаменитый Кючук-Кайнарджийский мир 1774 г., в результате которого Россия получила земли между нижним течением Днепра и Южным Бугом.
В результате русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг. между Россией и Османской империей был заключен Ясский мирный договор 1791 г., согласно которому к России отошла территория между Южным Бугом и Днестром, а также подтвержден статус Крыма как части Российской империи.    
  
Следует сказать, что российские успехи были достигнуты ценой неимоверного напряжения сил, о чем, между прочим, свидетельствует и экономическая история. Достаточно сказать, что первые бумажные деньги России – ассигнации – были выпущены именно в связи с финансовыми потребностями одной из русско-турецких войн. Так борьба с конкурирующей империей рождала не только новые приемы ведения боя, но и новые денежно-кредитные инструменты, а прогресс военного дела шел рука об руку с прогрессом финансов. 

Усилия россиян в деле долгой борьбы за территории были чем-то похожи на усилия испанцев в деле их многовековой Реконкисты. Очевидно, на подобные систематические и долговременные усилия украинская государственность в ее гетманском или атаманском виде не была способна. Как показал пример гетмана Петра Дорошенко и некоторых других обладателей булавы, в обмен на личные привилегии и, в лучшем случае, ограниченную автономию казацкой Украины, они признавали себя вассалами султана и превращались в проводников чуждой украинскому народу турецкой политики, оборачивавшейся сгонами населения, работорговлей и набором мальчиков в янычары. 

Итак, отвоевав за два века у Османской империи обширные территории между Доном и нижним течением Дуная, Российское государство сделало возможным как великорусскую, так и украинскую колонизацию этого края. Поэтому в том, что эти территории стало возможно заселять, есть несомненная историческая заслуга России. Край, земли которого были введены в интенсивный хозяйственный оборот усилиями Российского  государства, еще тогда по праву был назван Новороссией. В дальнейшем свой значительный вклад в заселение и хозяйственное освоение этого края внесли не только русские, но и украинцы, сербы, немцы, евреи, поляки, молдаване и представители некоторых других народов. 

Сосуществование и конфликт индустриальной и аграрной цивилизации
Однако, несмотря на такую конструктивную и системообразующую роль Российского государства, с первых же лет хозяйственного освоения Новороссии в российском обществе стал обозначаться один важный конфликт.
Россия, в целом, тогда была аграрным обществом. Этот тезис можно легко доказать лишь тем фактом, что и ко времени Октябрьской революции 1917 г. крестьянство составляло 90 % населения страны. А для аграрного общества характерна своя психология, с ее привязкой к деревенскому быту и, нередко, страхом перед городом. В то же время, Новороссийский край сразу же зарекомендовал себя как край развитой промышленности, а, значит, и городов. Удельный вес городского населения здесь с самого начала в несколько раз превышал общероссийский показатель (что, кстати, заметно и до сих пор, если говорить об уровне урбанизации Донбасса на общеукраинском фоне). Поэтому Новороссия с самого момента своего возникновения стала ареной контакта европейских урбанистических начал и всероссийской деревни. Контакт индустриально-городской среды Новороссии и аграрной психологии значительных масс прибывающего сюда населения если и не приводил к неразрешимым проблемам, то, по крайней мере, не оставался незамеченным. 

Очень хорошо описали психологическую сторону этого конфликта украинские писатели. Видимо, потому, что именно украинские селяне составляли значительную часть перетекающей в города  рабочей силы. Иван Нечуй-Левицкий в своей повести «Микола Джеря» очень точно описал впечатление сельских парней от промышленного предприятия. Заводские машины и механизмы казались им «страшными» и неестественно огромными, а само предприятие воспринималось как «какой-то страшный ад».  При этом бедные заробитчане не знали, где ступить и как правильно перемещаться в производственных помещениях, чтоб не угодить в какие-нибудь чудовищные шестерни или кипящий чан. Каждый их шаг среди заводских механизмов был душевной пыткой, состоящей из сомнений и страха. К слову, когда я пытаюсь анализировать государственную деятельность президентов Украины (большинство из которых, как известно, выходцы из села), я почему-то вспоминаю тех жалких селюков, отправившихся на заработки, персонажей Нечуя-Левицкого.
 
Жителей села, отправившихся на заработки в Донбасс, и при этом продолжавших цепляться за свой сельский уклад, здесь порой презрительно и насмешливо называли "грачами". Типичный "грач" Донбасса конца XIX в. – это выходец из украинского или русского села, рассматривающий работу на шахте лишь как временное занятие, призванное слегка поправить его материальное положение. Заработать на коровёнку или пару дополнительных десятин земли и вернуться в родное село – вот нехитрая жизненная задача "грача". Ясно, что свою работу на шахте такой работник рассматривал как временное явление, эпизод, и не отождествлял себя с основной шахтерской массой. 
Как правило, "грачи" приходили на донецкие шахты осенью, когда основные сельхозработы были уже закончены, и уходили по весне, когда к ним нужно было приступать вновь. 

«Эту оскорбительную кличку («грак», «грач»), которую применяют люди, считающие себя рабочей аристократией, к простому народу, к деревенщине, я слышал по отношению к себе не один раз», - признавался П. Григоренко в своих «Воспоминаниях».

К слову, после Октябрьской революции именно из «грачей» большевиками была навербована первая генерация партийных секретарей на шахтах, потому что профессиональный рабочий считал для себя зазорным заниматься пустопорожней болтовней. К слову, вот так из самых низов вдруг возникала новая элита. Но не будем отвлекаться.
После 1917 г. применительно к таким сезонникам стало употребляться прозвище «летун» или «лазюк» (видимо, от глагола «лазать»). 

«Разве «летун» понимает, что такое шахта! «Летуну» только бы сезон как-нибудь протянуть. Ему бы только на коня или корову немного разжиться, а там хоть завались проклятая шахта…
Поэтому презирает летунов настоящий шахтер. Летуны – селяне. Они и в шахте остаются селянами. В тьме забоев им видятся далекие крыши и ровное поле» - писал Б. Антоненко-Давидович в своем произведении «Землею украинскою» (1929 г.). 

Важно понимать, что психологический конфликт подобного рода был лишь вершиной конфликта социально-экономического, который заслуживает стать предметом отдельной публикации. Пока лишь скажу о восприятии этого конфликта в обществе. 
Одними из первых его осознали поэты. Мотив умирания деревенской России под напором новых рыночных и технологических реалий отчетливо слышится в творчестве Сергея Есенина, а вызванная этим тоска переполняет несколько его прекрасных стихотворений («Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь», «Я последний поэт деревни» и др.).
В есенинском стихотворении «Сорокоуст» промышленность осмысливается как нечто такое, что приводит деревню  в состояние болезненной лихорадки: 

«О, электрический восход,
Ремней и труб глухая хватка,
Се изб древенчатый живот
Трясет стальная лихорадка!»

В этом же стихотворении, ассоциируя деревенский уклад с «красногривым жеребенком», С. Есенин констатирует победу над ним городской индустрии: 

«Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?»

К слову, заканчивается есенинское стихотворение на безысходной ноте:
«И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой».
 
В свою очередь, талантливый поэт 1920-х годов Иван Приблудный (Яков Овчаренко), родом с Луганщины, творивший в основном на русском языке, и, кстати, считавший себя учеником С. Есенина, тоже выразил свое отношение к городу в следующих строчках: 

«Город кирпичный, грозный, огромный,
Кто не причалит к твоим берегам…
Толпами скал от Москвы до Коломны –
Камень на камне, рокот и гам».
 
Как видим, город и здесь чуждый, «грозный», т.е. нечто такое, чего нужно опасаться.
Итак, следует отметить, что Новороссия с ее новыми промышленно-городскими этическими и эстетическими ценностями находилась в состоянии определенного социально-экономического и психологического конфликта не только с аграрным обществом украинских земель, но и с аграрным обществом Великороссии. И поэтому молодая Новороссия была в определенном смысле равноудалена и от традиционного украинского общества, и от традиционного общества русского.
В качестве одного из доказательств этого можно привести то, что вместо плача об умирающей деревне (характерного и для русских, и для украинских поэтов), здесь, в Новоросии, довольно быстро рождался новый тип эстетического восприятия и новый тип поэтической лирики. Лирики, в которой завод и шахта, да и город в целом  – уже не что-то ужасное, отталкивающее и грозное, а родное и красивое. И достойное того, чтобы быть воспетым.  
При этом Новороссия была тесно связана и с украинскими, и с русскими землями, черпая из них демографические ресурсы, получая оттуда квалифицированных управленцев и инвестиции.

Экономический рост и казачество
Если сравнить две части Новороссии (западную и восточную, деление примем по нынешней российско-украинской границе), нетрудно заметить, что наиболее бурное промышленное развитие случилось именно в западной, украинской части, т.е. там, где еще при царях наиболее радикально была упразднена казацкая автономия, да и весь казацкий уклад.
Здесь следует вспомнить т.н. вторую отмену гетманства (отречение последнего гетмана К. Розумовского в 1764 г.) и упразднение казацкого полкового строя на различных украинских территориях. На Левобережье это произошло в начале 1780-х гг., на Слободской Украине было оформлено манифестом императрицы от 28 июля 1765 г. В этом же ряду событий стоит и ликвидация Запорожской Сечи манифестом 1775 г.
Все эти реформы, предпринятые российским царизмом во второй половине XVIII ст., в итоге привели к тому, что на территориях Украины, изъятых из-под казацкой юрисдикции, произошел бурный рост промышленности и сельского хозяйства. В то же время, находящееся на территории собственно России Всевеликое Войско Донское продолжало сохранять свою автономию и юридическую субъектность вплоть до 1917 г., и, соответственно, промышленное развитие ростовской части Донбасса значительно уступает Донбассу украинскому.  

Иначе говоря, если отвлечься от примитивно-идеологических установок, идеализирующих казацкий уклад, приходится признать, что этот уклад, если он господствует на определенной территории, несколько сдерживает нормальное капиталистическое развитие и хозяйственное освоение этой территории.
Этому существуют исторические объяснения. Так, например, занятие землепашеством на Дону долгое время было запрещено, в т.ч. под страхом смертной казни. Распахивать земли, лежащие в пределах территории «Вольностей Запорожских» (т.е. земли, находящиеся в ведении запорожского казацкого сообщества), тоже не велела казацкая традиция.  

Капитализм, невозможный без свободного перемещения людей и свободного приложения капиталов, и здесь расходится с казацкими сословными и иными ограничениями. На Дону, например, правовой статус т.н. иногородних (т.е. не казаков) накладывал на их перемещение и имущественные права определенные ограничения, которые сдерживали предпринимательские возможности и, в конечном счете, хозяйственное освоение Донской области. Войсковой статус донских земель накладывал значительные ограничения и на их куплю-продажу.  
Итак, казацкий уклад и, скажем так, нормальный капитализм (свободное капиталистическое, индустриальное общество) трудно совместимы между собой. Они обречены на принципиальный конфликт приблизительно той же природы, какой случился в США в XIX в. между ориентированными на промышленность северянами-янки и плантаторами-южанами. Что, в итоге, привело там к кровопролитной гражданской войне. 

Когда я смотрю на нынешние события, в ходе которых, например, отряды донских казаков помогают силам «Новороссии» устанавливать контроль над городами Донбасса, я понимаю, что, как минимум, одна из этих сил – ряженая. Потому что между настоящими казаками и настоящей промышленной Новороссией неизбежно существовал бы острый конфликт, например, по поводу режима использования земель и налогообложения. И вряд ли бы эти социальные силы были в союзе, по крайней мере, долго. 

Связь между типом развития и преобладающей религией
Еще Макс Вебер (Max Weber) в работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что между путем экономического развития того или иного общества и доминирующей в нем религиозной доктриной есть несомненная связь. Наиболее мощный рост капиталистической экономики и уровня потребления случился не в романских странах, где господствует католицизм (Испания, Португалия, Италия), а в странах, где преобладает та или иная разновидность протестантизма (США, Германия, Англия, Швейцария, Голландия и страны Скандинавии).
Прошедшее после работы М. Вебера столетие во многом подтвердило выводы ученого, ведь в настоящее время те же Испания и Португалия по-прежнему остаются своеобразной проблемной периферией Европы с огромным уровнем безработицы и нередко упоминаются именно в контексте каких-то кризисных экономических явлений. В то время как США, Германия и Скандинавия по-прежнему вполне благополучны. 

Примеров экономически процветающих православных стран в современном мире практически нет. Для современной России характерна олигархическая модель экономической власти в сочетании с проявлениями дикого капитализма, что приводит к большому социальному расслоению общества. Болгария попросту бедна. Невысок, несмотря на членство в ЕС, уровень жизни и в Румынии. Православная Греция вошла в полосу затяжного общественного и экономического кризиса, сопровождающегося разрушительными формами протеста и уличными погромами.  

Итак, если сказать кратко, пусть оттого и несколько упрощенно, то промышленному типу общества более соответствует протестантский религиозно-этический комплекс, чем католический или православный.
Поскольку не какая-то особая национальность, а именно промышленность сделала Новороссию, она, как регион промышленный, просто была обречена на успехи протестантизма. Собственно, так оно и было до революции 1917 г., когда в том же Донбассе наряду с православными церквями нередко можно было встретить молитвенные дома различных протестантских общин. 

К слову, и в наше время в Донбассе довольно высок удельный вес приверженцев разнообразных течений протестантизма.  
В общем, для Донбасса и Новороссии в целом всегда было характерно религиозное разнообразие, веротерпимость и мирное существование разных конфессий, что в лучшую сторону отличало этот регион от многих других регионов обширной империи.
В провозглашенной же ныне «Новороссии» отчетливо доминирует, как можно видеть из агитматериалов ее сторонников, апеллирование исключительно к московскому православию, что нельзя признать соответствующим исторической традиции Новороссийского края.

Новая Россия или Новая Америка? 
Даже далеко не все русские видели в Новороссии только Новую Россию. Некоторые указывали на сходство исторического пути этого края с историческим путем Америки. Перу именно российского поэта Александра Блока принадлежат следующие строки о Донбассе:

«Уголь стонет, и соль забелелась,
И железная воет руда…
То над степью пустой загорелась
Мне Америки новой звезда!»

Итак, Новороссия как еще одна, на этот раз русская, Америка? Почему бы и нет? Переселенцы и там, и тут. Необжитые степи - и там, и тут. Дух предпринимательства, новизны, известная ломка традиций, отсутствие шор, размах, тяга к свободе, ставка на промышленность, нотки авантюризма, профессиональная и человеческая солидарность, природный демократизм – вот то несомненно общее, что делает Новороссию действительно похожей на Америку. Даже гангстеризм – и то у нас какой-то нерусский, и уж точно не украинский, а, скорее, американский. По размаху, по крайней мере...
Английское, шотландское и немецкое начала тоже сильно присутствуют в истории Донбасса, как и в Америке. Джон Юз (Хьюз) - представлять не надо. Чарльз Гаскойн (1737 – 1806 гг.) - основатель и первый директор Луганского завода. Густав Гартман (1842 – 1919 гг.) - строитель и владелец Луганского паровозостроительного завода. Сотни других инженеров, промышленников и предпринимателей… 

Печальная судьба «новой Америки» под пятой старой России
При всем историческом, экономическом и ментальном сходстве, в положении Новороссии и Америки было одно важное и, можно сказать, роковое отличие. Если Америка отделена от Старого Света океаном, то «Америка новая» находится со своей «Англией» (т.е. Россией) на одном континенте. Иначе говоря, новороссийская «Америка новая» плавно переходит в свой «Старый Свет», или, если угодно, свой Старый Русский мир.
Из этого мира, т.е. срединной России, в сторону Новороссии шли не только позитивные влияния. Порой шли и тоталитарные идеи, и войска, которые их несли. Тот же коммунизм, который вытравил из сознания многих людей память об историческом прошлом и о своей самобытности. Даже имя Юза в Донецке одно время стало как-то неприлично упоминать.
У коммунистов это все было отработано четко. Что не удавалось с наскока ликвидировать – записывали в пережитки «проклятого» прошлого. Кто не похож на Шарикова – записывали в эксплуататоры и социально чуждые элементы. Что не удалось замолчать – объявляли вредными слухами и вражескими домыслами. 
Так в домыслы и слухи попала вся история Донбасса до 1917 г. Это и понятно: ведь в той истории были такие малоприятные для КПСС факты, как уровень потребления рабочих в царской Юзовке. При непредвзятом исследовании оказалось, что хлеба и масла купить на свою зарплату они порой могли даже больше, чем рабочие страны «развитого социализма». А главное, что масло реально присутствовало на дореволюционных прилавках.
В итоге это влияние русского Старого Света на свою «Америку» привело к такому парадоксальному положению, что Донбасс, само возникновение которого стало возможным во многом благодаря западным инвестициям, ныне превратился, как уже не раз было замечено, в один из самых антизападных по общественным настроениям регионов мира.
А как вы сами понимаете, трудно ожидать любви со стороны того, кому ты много раз объяснился в ненависти (хотя между этими чувствами, говорят, и один шаг). А оттого такому Донбассу, каковым он стал сейчас, трудно ожидать от Запада доверия, серьезных инвестиций и участия в модернизации.
Странно, не правда ли? И кому это нужно? Донбассу?
 
Новороссия реальная и мнимая
А теперь сведем в небольшую таблицу базовые черты того промышленного общественного типа, к которому, без сомнения, принадлежит историческая Новороссия, и черты провозглашенной недавно «Новороссии»-2014.

 

Новороссия

«Новороссия» образца 2014 г.

Место, занимаемое в конфликте аграрного и промышленного укладов

Равноудаленность от русского и украинского традиционного аграрного уклада

Радикальные антиукраинские лозунги, призывы к вхождению в Россию в качестве главной цели

Отношение к казацкому автономизму и ограничениям, накладываемым им на экономику

Скорее отрицательное. Казацкое землепользование и казацкая войсковая автономия не относятся к числу явлений, необходимых для существования Новороссии. 

Положительное. Активные совместные действия антиукраинского характера с донскими казачьими организациями

Религиозные аспекты общественной жизни

Конфессиональное разнообразие, веротерпимость, распространение протестантизма

Элементы религиозной нетерпимости, стремление к доминированию московского православия

Отношение к коммунистической доктрине

Отрицательное. Новороссии как краю свободного предпринимательства, инициативных и сильных людей принципиально чужд коммунизм  с его уравниловкой, подавлением индивидуальности и классовым террором    

В пропаганде и агитации присутствует сильная коммунистическая составляющая, используется много коммунистических мифологем и символов

Отношение к экономической открытости

Положительное. Открытость необходима для свободного экспорта промышленных товаров, снабжения сырьем и притока инвестиций

Скорее отрицательное. Пропаганда антизападных и антиевропейских настроений

Как видим, в проекте «Новороссия»-2014 нам предлагаются, как правило, вещи, прямо противоположные тому, что было характерно для исторической Новороссии. Поэтому можно констатировать, что нынешняя «Новороссия» - это не настоящая Новороссия, а ее подделка.
Вернее, даже не подделка, а подмена. Когда, например, мошенник подделывает купюру в 20 гривен, он стремится, насколько это возможно, сделать ее максимально похожей на оригинал. Глашатаи же нынешней «Новороссии» даже и не пытаются добиться сходства с Новороссией исторической. Они просто подменяют одни идеи другими. Соответствуют ли они интересам здесь живущих людей, пусть читатель размышляет сам. 

С моей точки зрения, и Донбасс, и весь Юго-Восток Украины могут реализоваться как промышленный регион и достичь максимальных экономических успехов лишь как открытый экономический комплекс, связанный торговлей, технологиями и инвестициями с европейскими экономиками и мировой экономикой в целом. А это ему может обеспечить не вхождение в скатывающуюся к диктатуре и международной изоляции Российскую Федерацию, а нахождение в составе демократической Украины, включенной в процессы европейской интеграции.  

Примечание: при написании статьи я использовал фрагменты некоторых своих работ, опубликованных в недавние годы в Украине и за рубежом.


Комментарии
*
 
*
Публикуя данный комментарий, я соглашаюсь с тем, что несу полную ответственность за его соответствие законам Украины
Олег 04.06.2014 20:27:01

Отличная статья, Спасибо автору ! Согласен полностью !

Ответить     
Тимур 04.06.2014 21:13:16

Евгений, как всегда вы в ударе! Спасибо, прочитал на одном дыхании! Думаю ваши выводы правильны!

Ответить     
Гость 04.06.2014 22:35:15

Спасибо за замечательную статью. Просто спасибо.

Ответить     
Гость 05.06.2014 01:52:10

Хороший материал для "на подумать". Хотя выводы не совсем корректны. 
Например: Женя, а как же сильнейшее восстание пролетариата в Донбассе в декабре 1905 года? История ДКР? Да и относительно исторически  недавние голосования жителей Новороссии за украинскую "незалежность" в 1991г. ,  и КПУ с 1994 по 2012 годы?

Ответить     
Гость 05.06.2014 03:42:55

Евросоюз, наряду с черной Африкой, - это отстойный, депрессивный регион планеты, где уже загнулась индустрия, откуда уходят инвестиции и капитал. Европа все глубже проседает с начала 70-х. Динамика развития идет в тихоокеанском регионе и в ЕвроАзЭс, именно поэтому Новороссия туда и стремится. Путь в Европу - это путь в экономическую яму.

Ответить     
Гость 05.06.2014 10:49:58

И тем не менее в эту "яму" стремятся сотни тысяч мигрантов из черной Африки, а не наоборот ...

Ответить     
Серёга 05.06.2014 15:39:20

Сразу видно, что ты в жизни ничего путнего не видел. Русские. где не будут, всё испаганят. Так что ЕвроАзЭс обречено на провал. Так втроём они там и будут. ДНР и ЛНР шайка убогих идиотов. Их даже туда не возьмут.

Ответить     
Серёга 05.06.2014 15:43:18

Кстати, не помню ни одного случая, что бы с Америки или Европы переезжали на пмж в Россию. А наоборот...сотни тысяч. И назад, сволочи не возвращаются... Наверное помагают загнивать капитализму, задание им Россия такое дала;)

Ответить     
Андрей 07.06.2014 15:28:57

Красиво обосновал... Только забыл разобраться куда катится Украина под указку дяди Сэма и Нужна ли Украина Западу...как государство с высоким экономическим потенциалом?   А за признание России в деле образования Новороссии и ее исторической роли в отличии от продажных Украинских Гетманов - отдельное спасибо... Так Чья-же это земля... по праву ? smile:)

Ответить     
Гость 07.06.2014 17:45:02

Интересное исследование, спасибо. О многих вопросах я и сам задумывался. Отмечу только два момента, в которых мне кажеться, разобрался лучше. Россия никогда не была государством "русских". Связь между нацией и государством очень молодая (считается, что Наполеон принес идею и показал ее превосходство для того уровня развития общества). Кстати, и Турция, полный аналог России по типу государства и методам управления, тоже, во времена Руины, не была государством турков (скорее мусульман). Поэтому, Ваши выводы и исследования о заселении Новороссии очень схематичны. Как противоречащий Вашим выкладкам факт, тогда-же была заселена Винничина - эталонный украинский регион, Днепропетровщина (не такой эталонный, но несомненно украинский). --- Вы краем зацепили вопрос об антииндустриальном характере России. Странно, ибо большевики исследовали этот вопрос и данные есть даже в кирпиче (об индустриальной отсталости российской метрополии и развитости окраин - и не только Донбасса). Когда идет речь о типе государства в России, то самое четкое определение ИМХО - это военное государство. Т.е. все государства имеют военную часть, но в России этой части подчинено все остальное - и мысли и характерный менталитет. Похоже, что это настолько серьезно разедает менталитет, что мешает развитию индустрии. Как конкретно это получается - очень интересный вопрос. И это целый комплекс взаимосвязанных проявлений, а не одна "проблема". Я, например, всегда про это вспоминаю читая перлы Рагозина... 

Ответить     
Гость Юрич 07.06.2014 21:09:14

Начал так хорошо,а вот закончил...по крайней мере,не как учёный муж. Выводы где,где рекомендации? Так,кое-что за уши в конце протянул - нате,разбирайтесь сами! Говорить об исключительности Новороссии можно не только в контексте с историей,но и экономике,основанной на богатейших залежах угля. Вот в чем причина особенности региона,это и определяет его бытие. Далее,инвестиции Запада инвестициями,но и грабеж по полной программе природных ресурсов. И после этого легко ли лечь Донбассу под Запад? Самое время и Маркса вспомнить, и про шахтеров. Наверное,ещё не забыли, как Тэтчер закрыла шахты в Англии? Не потому, что уголь стал вдруг не нужен,а потому, что устала от шахтеров с их особой позицией. А об особой роли религии в экономике? Противопоставлять католицизм,протестанство и православие, да и вообще мировые религии,ставить одну выше другой...очень ответственно,если не сказать больше - провокационно! И к экономике вряд ли имеет особое отношение. Тогда надо сразу и с Китаем разобраться - что у них за религия такая, которая скоро Америку заткнет за пояс с их религией. Религия и Бог у американцев - доллар! Пока они владеют особым правом на него, мы будем действительно наблюдать за ростом благополучия Америки и её приближенных - печатай доллары, да и делов! Всех и все купим. Пока юань не подоспел... Мой вывод? Статья политическая и политизированная, хотя есть над чем задуматься. По крайней мере, зачем и для чего написана?

Ответить     
Гость 08.06.2014 11:16:37

С сатанинской звездой коммунячьей

Ответить     
Гостю Юричу 09.06.2014 09:42:51

Я житель Донецка, протестант (лютеранин). Я давно подозревал, что проект Новороссия (нынешний) - это обман людей.Да что иное может дать эм-эм-эмщик Пушилин Денис? Это тип,который дурил людей на финансовых пирамидах.
Хотите рекомендацию? Прочтя статью, я понял, что настоящий патриот и протестант НЕ ДОЛЖЕН поддерживать эту коммунистическую свору, называющую себя Донецкой народной республикой и Новороссией. И настоящие католики и православные тоже должны понять,что их дурят питерские политтехнологи типа Бородая ...
Автору статьи спасибо. 

Ответить     
Гость Юрич 10.06.2014 19:13:30

Не должен - это не рекомендация. Поймите, что все свести к минусу - очень просто. А что должен все-таки? Где созидание? И прикрываться религией...ненормально. Смотрите,что в итоге получается: протестантство, католицизм - хорошие религии, потому что, по мнению автора, дают лучшие экономические условия для развития государства; православие - нехорошая религия, потому что угнетает экономическую свободу и не даёт экономике развиваться! Абсурд? Нет, именно это автор проповедует в своей статье!

Ответить     
Гость 11.06.2014 06:52:06

Юрич, я понимаю Ваше возмущение. Ну пишет автор для людей занкомых с темой и с логикой построения выкладок в ней. А Вас, с другой стороны, мучают вопросы, что-бы ответить на которые нужен понимающий учитель или систематический пытливый ум. По Вашему вопросу о религиях, ответ очень простой. Дело не в названии религии, в конце-концов все христианские церкви базируются на одном и том-же тексте - Библии. Большая часть этого текста является базой для иудаизма, к тому-же. И Святой Книгой для мусульман, в добавок. Разница есть в конечных правилах, определяющих поведение верующих, в мирской жизни и в церковной иерархии, которая определяет ИМХО правила поведения начальник-подчиненный. И не нужно упрощать, можно хорошо работать, но при этом быть уничтоженным хорошо воюющими лентяями Ж-)

Ответить     
Гость Юрич 11.06.2014 08:56:45

Так и я о том же - религиозная основа одна, с некоторыми вариациями! Но ведь автор закладывает такую бомбу! Вам ничего это не напоминает? Одна религия лучше другой, один народ - лучше другого. Результат - крестовые походы, террористическая агрессия исламского фундаментализма и ваххабизма, мировые войны... Недавно удивлялся: север России, богатая природа, разруха и безысходность. Рядом - Норвегия, первое место в мире по ВВП на душу населения, на пятом - по комфортности жизни. Отвечают - пашу на трёх работах, получаю очень неплохо. Но я один из немногих. Другие живут от бутылки до бутылки. Одно успокаивает: лентяи и пьяницы, но не воюющие! Война - это тоже работа. Будь она проклята... Да, приходится обратить внимание и на место работы автора. Увы, бытие определяет сознание...

Ответить     
Гость 11.06.2014 10:30:53

Гостю Юричу:
Вам в чем-то не нравится авторское понимание вопроса? Ну тогда спорьте не с автором статьи, а с Максом Вебером. Напишите, в конце концов, свою книгу с названием "Православие Московского патриархата - самая правильная и лучшая религия" или "Россия - самая лучшая страна с самым высоким уровнем жизни". И пусть вас читают миллионы людей, как Вебера. В чем проблема?

Ответить     
Гость Юрич 12.06.2014 09:50:34

Да я в принципе против сравнения религий - эта лучше, та - не очень! По большому счету, я - скорее атеист, чем во что-то верю безоговорочно. Ну, написал бы так автор, скажем, про буддизм и иудаизм. Одни - дают людям жить, другие - их прессуют. Я бы также был в недоумении. И дело, конечно, не в православии, повторюсь. Но если ты заявляешь себя ученым, так и создай доказательную базу. А поверхностно заявить - а вы, мол, додумывайте (что мы и делаем), больше похоже на журналистские опусы. Если это так - то на этом и остановимся. И, к сожалению, опять упираемся в Россию. Но я разве хоть одно слово про неё написал? А так, опять повторюсь, возникает ощущение "заказанности". Кому выгодно - тот безоговорочно всё принимает и аплодирует. С объективной точки - всё требует осмысления и элементарного обсуждения. И с таким же успехом я могу Вас отправить к Марксу, как Вы меня к Веберу. Не поняли автора? А вот того почитайте! И я не отрицаю целиком и полностью авторскую позицию - но имеющие место быть вопросы - задаю. Не в этом ли суть дискуссии? Или это не приветствуется?

Ответить     
Гнат - гостю Юричу 12.06.2014 10:54:14

"Да я в принципе против сравнения религий - эта лучше, та - не очень!"
Если Вы, уважаемый Юрич, внимательно почитаете автора, вы увидите, что он нигде не говорит о том, что "эта религия лучше, а та - не очень". Речь идет лишь о связи пути развития и религиозно-этического комплекса, который распространен в том или ином обществе. Или Вы станете оспаривать, что такая связь есть? Это так или иначе уже доказано многими учеными. Здесь достаточно ясно. Например, в одних обществах брать процент - грех, а  в других - нормально. Вот и выход на экономику. Так шо все правильно сказано. 
Смотрите на вещи ширше, как говорилось в одном хорошем советском фильме 

Ответить     
Гнат - гостю Юричу 12.06.2014 10:55:16

"Да я в принципе против сравнения религий - эта лучше, та - не очень!" 
Если Вы, уважаемый Юрич, внимательно почитаете автора, вы увидите, что он нигде не говорит о том, что "эта религия лучше, а та - не очень". Речь идет лишь о связи пути развития и религиозно-этического комплекса, который распространен в том или ином обществе. Или Вы станете оспаривать, что такая связь есть? Это так или иначе уже доказано многими учеными. Здесь достаточно ясно. Например, в одних обществах брать процент - грех, а  в других - нормально. Вот и выход на экономику. Так шо все правильно сказано.  
Смотрите на вещи ширше, как говорилось в одном хорошем советском фильме 

Ответить     
Гость Юрич Гнату 12.06.2014 18:29:13

Уважаемый Гнат! Конечно, автор так сказать не может - он только подталкивает к этому. 

Религиозные аспекты общественной жизни 
Конфессиональное разнообразие, веротерпимость, распространение протестантизма 

Элементы религиозной нетерпимости, стремление к доминированию московского православия 
Ну а мы пытаемся делать выводы сами. Вот я и увидел в этом некую однобокость. Ладно, это точка зрения автора. Но тогда чуть истории. Вы помните, что до Первой мировой и так называемой революции 17 года общепризнанной и и самой уважаемой валютой был царский червонец? Про доллары никто и не слышал. Россия  в то время становилась на путь перехода от аграрного к так называемому капиталистическому развитию экономики. И у неё это получалось! При этом это была очень боговерующая страна и, если я не ошибаюсь, преимущественно православная. Более того, православие было государственной религией. Получается, не очень-то религия влияла на экономику? То, что произошло дальше, это - другая история. Ее можно хаять, ее можно обожать. (В данном случае  я прагматик. Какой шанс был появиться у меня на свет, если бы не сталинские репрессии, когда моего деда отправили в КарЛАГ и, вопреки всему, здесь родился в 37 году мой отец, который встретил мать, предки которой были с другого конца света - да, ее дед - из Ивано-Франковска). Еще несколько слов. А у китайцев что сейчас за религия? Вот на этом я и настаиваю - не в религии дело, а в другом! Я бы еще многое мог рассказать и про другую страну, в которой живу и которая меня до сих пор чем-то удивляет. Но тогда мы действительно вообще отойдем от темы, заявленной автором.

Ответить     
Гость Юрич Гнату 12.06.2014 18:35:25

Вы знаете, о чем я сейчас еще думаю? Мне кажется, у Украины есть реальный шанс стать процветающим государством. Вспомните, как неплохо жили в период холодной войны так называемые нейтральные страны. Они получали своё и от США, и от СССР. Очень трезвая и сбалансированная политика. Вот и Украина еще не потеряла. такую возможность. И тогда вопрос о Новороссии сойдет на нет - экономика докажет свое!

Ответить     
Гость 13.06.2014 08:03:50

разговоры о нейтралитете Украины - это кремлевская идея.И как раз однобокость-то и чувствуется у защитника православия и одновременно атеиста (как он сам сказал) Юрича. Юрич! Плохо отрабатываете кремлевские рублишки. ТщательнЕе надо, тщательнЕе!
Вот если Сытник, видно, не зря получает баксы в Госдепе, то вы,Юрич, явно дешевый заробитчанин. Кстати, по тому, насколько вас превосходит сторонник Америки, видно, что у Кремля мало шансов победить мощную англо-американскую систему. Воруете много,вот в чем дело, кацапня.

Ответить     
Гость Юрич 13.06.2014 10:37:24

Вот знаешь, в чем твоя слабость? В эпитетах, которые начинаешь раздавать! Это - аргумент слабого! Значит ты - слабый, невоспитанный  человек, коли позволяешь слюной брызгать. Душа болит за Украину, поэтому и читаю то, что просто нормальному человеку читать не надо - для того, чтобы понять, кто чем дышит. И к России небезразличен - хотя вижу, что только одно упоминание о ней приводит кое-кого в умопомешательство и истерику. Удивительные вещи, я такого и не предполагал. Дело ведь не в ком-то и в чем-то - дело в нас, в вас самих. Есть очень простое правило для взаимопонимания - поменяйся местами со своим оппонентом! Или просто посмотри на мир его глазами. 
Да, вернусь к твоей слабости - от того, что ты называешь меня кацапом, мне СМЕШНО!  Потому что мы это еще в детском  саду проходили и помнишь, как мудро дети отвечали: "Кто так обзывается, тот на себя обзывается!". А еще более смешное, что я - никакого отношения к России не имею, как и к Украине! Может, поэтому я и не понимаю, что обидного в этом слове?! Да, знатная дискуссия получается - фактически любой вопрос переходит на выяснение отношений. Впрочем, не я это начинал - но информация для размышления есть!      

Ответить     
Гость Юрич 13.06.2014 10:46:16

Да, а насчет нейтралитета и дальнейших событий я ЗНАЮ, что дальше будет. Не потому, что провидец, а потому, что в истории это уже БЫЛО! Читайте, господа, историю и учитесь на ошибках прошлого! Никуда вы не денетесь - будете жить и с Донецком, и с Киевом - в одном государстве, и с Россией, и с США и Европой. Дело только во времени и сколько еще поубиваете другу друга, чтобы успокоится. И никто никого не вырежет и не перевоспитает - просто станете терпимее к мнению другого.   
(Блин, ну опять рассмешил своей позицией - есть такое расхожее выражение: "Опять Пушкин виноват, во всем Пушкин виноват..." Так и здесь...) 

Ответить     
Гость2 14.06.2014 20:32:41

Как-то за горячими спорами по философии ушел смысл статьи. На мой взгляд, простите Юрич, Вы боретесь с ветряными мельницами. Ничего не бывает "лучше-хуже" в отрыве от вопроса "для чего?". Даже для глиста в кишках есть что-то, в чем он лучше человека... Ваш аргумент о развитии экономическом России до революции заезжен "патриотами" до дыр. В реальности, основное экономическое развитие России происходило на окраинах России, в том числе на Донбассе. В "Истории КПСС" все это есть и данные вполне можно найти. Как связана эта ситуация с православием... это не физика-химия, эксперимента не поставишь, поэтому данную связь ищут феноменологически. Короче, просто наблюдения с попытками что-то объяснить. Ни у одного трезвого человека нет сомнений, что эта связь есть... вопрос в том как она работает, и это, мне кажеться, все еще непонятно (ибо неясно даже какими методами ее исследовать). А насчет вывода статьи. Автор хочет сказать, что экономически развитая часть Донбасса ничего не выиграет от сепаратизма-терроризма. Хороший и красивый вывод, но хотелось-бы аргументов с цифрами. То что Россия закроет шахты и металлургия скорее конкурент России - это известно. А вот с выгодами переориентации на Европу? Может бонзы Донбасса все просчитали и смысла нет? О том кто воюет. Для меня очевидно, что очень мало говорят о козаках. Это бывшая территория Войска Донского. Проскальзывает информация, что козаки имеют свою иерархию в зоне конфликта. А почему-бы не дать им Козачью Автономию? Донские козаки всегда относились к украинцам и Украине намного лучше, чем Москва. Да и язык донских козаков лежит, где-то между украинским и русским. Так-что с государственным украинским может не возникнуть проблем. Но самое интересное... Козачья Автономия вполне способна справиться с русскими нацистам с севера, даже без помощи украинской армии.   

Ответить     
Станислав 16.06.2014 03:52:27

Казаки донские, терские… в Донбассе они оставили очень кровавый след с 1904г. Можно сказать: пленных они не брали. После гражданской основная масса ушла за кордон, став оплотом сопротивления большевикам во всем. Не  случайно кавалерийские части из этих казаков были элитными эсэсовскими. Опустелые хутора никто из местных не желал занимать. Вот и заселились они новыми «кизаками»: орловскими, тверскими, курскими…, с соответственной воспитательной лапшой «а-ля советский казак». Но не принятыми местными, что заметно даже в названиях поселений с пришлыми. Да и они к 30 году в основном стали бедными, проев незаработанное.
Под Сталинградом произошла их масштабная встреча (3:1 в пользу советских хозяев по численности) на поле боя, немцы к этому полю после боялись приближаться. И затухла ворошиловско-буденовская сказочная кавалерия как род войск окончательно (включая численный состав на том поле), осталось только на этих военизированных поселениях ограниченные жандармские обязанности с опереточным нарядом. По Крыму видно, что в этом вопросе они доки. Победителей тоже перевели в разряд военной жандармерии, в конце войны они прорвали окружение (с семьями, с шашкой против танков) к англичанам, но слишком уж кровавый след в Европе оставили, отдали их Сталину.
Перестройка встрепенула   остатышей, ведь редко кто из них мог даже дедом похвастать. Если мой род, со стороны бабушки, мои родственники помогли уверенно отследить да 1127-1289 года (головной убор парадного наряда моей бабушки Третьяковка датировала до 1400г.), а дедушкиных всего лишь до 1650 года! То при встречах с этими очень редко можно было узнать об родных  до 1900 года и НИ КОГО из участников крымской кампании 1856г., но не казаков находил! Горячие точки, желание выделиться, дорваться до власти/денег и т.д. особенно заметно на одном примере: САМУЮ большую и полную частную информацию по пошиву классической всей казацкой одежды собрал «казак» с берегов Палестины из Дома быта «Кальмиус» в Донецке во всей европейской части союза на 1990г.
Мы приближаемся ко Дню Победы, мои родные погибли защищая Киев. Мне и тогда и сейчас трудно стоять рядом с потомком казака –а КАКОГО? Из всех моих только я не имею тяжелого ранения или… при защите отечества и мало кто доживал до старости а не на войне. Нынешние "помощники" особенно наглядны на примере кизяка Бабая (даже кличка отрезает его от родины-видно постылой для него). Общение с "Друзьями по оружию" переродило в женщину, исходя из СМИ.

Ответить     
Станислав 16.06.2014 04:13:22

Коренное население Крыма и Украины только крымские татары и украинцы, все остальные ДИАСПОРА.
2014 год объявлен ЮНЕСКО годом памяти выдающегося крымскотатарского просветителя, политического и общественного деятеля, издателя Исмаила Гаспринского.
1 сентября 2014г. исполняется 125 лет со дня рождения известного общественного деятеля и писателя Джафера Сейдамета.
в 2014г. планировалось на государственном уровне произвести памятные мероприятия по случаю 100-летия о дня смерти Исмаила Гаспринского, 125-летия со дня рождения Джафера Сейдамета и 700-летия мечети-медресе хана Узбека.
Особенно из этого хочется отметить Джафера Сейдамета - активного участника революционных событий 1917-18 годов, один из инициаторов созыва 1 Курултая крымскотатарского народа (ПАРЛАМЕНТА) в ноябре 1917г., члена Мусульманского исполкома (то бишь ПРАВИТЕЛЬСТВА  республики КРЫМ), от которого большевики, для легализации незаконного захвата власти в Крыму, начали называть Крым Крымской республикой.
Наиболее ярким воплощением устремлений крымских татар к возрождению своей государственности стал 1 Курултай крымскотатарского народа (Парламент, Дума, Рада) За время работы принята Демократическая Конституция, которая опередила Конституции РСФСР и других республик СССР и опережает современную Конституцию России. Номан Челебиджихан был избран председателем национального правительства и начальником управления юстиции.
Претворить в жизнь законы и принципы молодой крымскотатарской республике не удалось.
В начале января 1918г. большевики выдвинули Курултаю УЛЬТИМАТУМ. Самое удивительное, что Курултай не поднимал вопроса об САМООПРЕДЕЛЕНИИ или переходе в Турцию, а было ТОЛЬКО ЖЕЛАНИЕ войти в СОСТАВ УКРАИНЫ, как субъекта Украины и это при более чем 80% населения из крымских татар!!! И 15% украинцев!!!
Большевики начали агитацию матросов Черноморского флота, подталкивая их к бунту против Курултая. Начались вооруженные столкновения и «чернополосатые» человечки к концу января почти полностью захватили под свой контроль Крым. С февраля начался «красный террор», где только с 22 по 24 февраля 1918г. в Севастополе (это при том населении!!!! города) расстреляно и утоплено более 600 человек. Среди них и Номан Челебиджихан – чисто бандитский метод: нет человека, нет проблем. «Красный террор» окончательно утвердил единоличную власть большевиков в Крыму.
Свою смерть Номан Челебиджихан как будто предсказал в пророческом стихотворении, которое впоследствии стало Гимном Крымскотатарского народа: «Я поклялся, дал слово умереть за свой народ» - «Ант эткенмен, сез бергенмен миллет ичюн ольмеге».
Что самое удивительное, что современный незаконный захват власти в Крыму Путиным (зеленые и черные человечки) полностью повторяет большевистский (чернополосатыми). Остается ждать крови и сталинских выселений, что уже началось с частной собственностью. Аверс/реверс России Сталин=Путин. Питаты в море=пираты на суше. Очень долго, подобно Чечне, боролись бы с Крымом, если бы не ВЫСЕЛЕНИЕ Суворовым экономически развитого населения Крыма (ибо по традиции, крымские татары-ВОИНЫ, не могли заниматься торговлей и ремеслами):греков, армян, болгар, украинцев, ТАТАР и прочих при баснословной ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ на территории Дикого поля названной Новороссией в пику Украине Мазепы и конституции Орлика, как и Запорожской сечи -тогда надо признать и ЕЁ ГРАНИЦЫ, описанные в их мирных договорах, ЧТО НЕ ВПИСЫВАЛОСЬ В ИСТОРИЮ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА, составленного иностранцами, которые присягались на Евангелие с Киевской Руси либо не мылись, когда у нас в городах были уже тротуары. 
 
 

Ответить     
Гость2 Станиславу 20.06.2014 07:07:47

Красивую историю написали, с эмоциями. Простите, но не по делу. Украина не родилась, как военная держава и это грандиозная проблема. Нет ни одного шанса вылезти из этой катавасии без поддержки Европы. Возможно даже военной поддержки, в случае открытого нападения России. Идея о Казачей Автономии имеет несколько аргументов ЗА. Самый главный - они воюют сейчас и их весьма много. Их интересы, возможно, отличаются от интересов Москвы. Казаки не вписываются в московскую схему изначально, ибо вполне могут считаться-стать отдельной нацией. И потом, если рассуждать об национально-культурной автономии на Донбассе, то у казаки под нее подходят больше всего. Но больше всего меня напрягает другое - террористы учатся воевать быстрее, чем украинская армия ИМХО. Весь смысл войны в Чечне был - возродить российскую армию. Неужели неясно, что украинскую армию тоже нужно строить и задача эта сложнее, чем была в Чечне?

Ответить     
Гость Юрич 23.06.2014 19:03:56

Ну вот, молодец. Правильно мыслишь! Действительно, в данном случае - борьба с ветряными мельницами. Просто если пишешь научную статью или с претензиями на неё, тогда и подводи базу, разработай методику исследования и т.д. А так, получается, субъективный (или заказной) взгляд на заявленную тематику. Именно это я и пытаюсь объяснить "со своей колокольни". Так что в данный момент дискуссию продолжать необходимости нет. Спасибо за понимание!

Ответить     


Последнее в блогах

Все блоги »