ВАЖНОСТЬ ЮГА. Куда Путин нанесет следующий удар?

Сейчас, когда многие теряются в догадках, будет ли РФ продолжать агрессию на других территориях Украины и если да, то где именно, считаю необходимым внести в эти споры некоторую научную основу. Итак, какими соображениями могут руководствоваться агрессоры и какие территории будут для них наиболее приоритетными? Для ответа на эти вопросы начнем, естественно, с экономики.

[B]Потенциальное экономическое значение украинского Юга для промышленности России.[/B] 

Если поставить себя на место россиян, а, точнее, тех, кто планирует интервенцию, логично взглянуть на ситуацию с точки зрения тех экономических выгод, которые может принести присоединение к Федерации той или иной новой территории. Среди, условно говоря, кандидатов на вторжение большинство экспертов обычно называет юго-восток Украины. Думаю, это, в целом, правильно. Однако уместно задать уточняющий вопрос: все же, Юг или Восток?
Дело в том, что т.н. Юго-Восток на самом деле состоит из двух больших и относительно самодостаточных экономических комплексов – Юг и Восток, которые еще во времена СССР рассматривались как два больших экономических района союзного значения: соответственно, Южный и Донецко-Приднепровский. Для каждого из этих больших экономических районов была (и остается) характерна своя особая специализация и место в межрегиональном разделении труда на постсоветском пространстве. Так, например, Южный экономический район (куда входили Одесская, Николаевская и Херсонская области Советской Украины) обладает большими мощностями по постройке морских и океанских судов разных классов. Причем, как гражданских, так и военных. Донецко-Приднепровский экономический район (куда входили несколько украинских областей, в т.ч. Донецкая, Луганская и Харьковская) во времена СССР производил весомую часть от общесоюзного производства стали, чугуна, железной руды и кокса.

Если исходить из того, что Путин собирается возрождать империю, а империя, как правило, невозможна без военно-морской мощи, то логично предположить, что его в первую очередь будет интересовать постройка и модернизация российского флота, и прежде всего – постройка новых военных кораблей. Свидетельством растущего интереса российского высшего военно-политического руководства к военно-морской составляющей может служить наметившееся несколько лет назад сотрудничество России с Францией в этой сфере, результатом которого стал известный контракт на постройку «Мистралей». Однако Путину, понятное дело, хотелось бы опираться преимущественно на свою, так сказать, отечественную производственную базу. Особенно в условиях, когда в силу международных санкций из Парижа зазвучали предупреждения о замораживании или даже полном сворачивании военного сотрудничества с Россией. 

В этих условиях взгляды российского военно-политического руководства и экономической олигархии будут прикованы к мощным судостроительным заводам городов Южной Украины: Херсона и Николаева.
Необходимо учесть и фактор заменимости ресурсов. Если угля, кокса и металла существующие в России шахты и заводы смогут поставить в достаточном количестве и без использования мощностей украинского Донбасса, то новые судостроительные заводы без многомиллиардных инвестиций создать просто невозможно. Да и фактор времени поджимает. Иными словами, для реализации программы по быстрой  (2,5 - 4 года)  - постройке нескольких десятков военных кораблей класса от фрегата и выше, России просто необходимы готовые к использованию мощности судостроительных заводов Украины. 

Предвижу возражение: а что, мол, в России нет своих судостроительных заводов?
Конечно, есть. Однако большинство из них находятся в северных регионах - там, где в силу объективных климатических причин поверхность воды большую часть года покрыта льдом, что уменьшает производительные возможности таких предприятий по сравнению с относительно теплым украинским Югом. 
 
Впрочем, подобные предположения должны быть подкреплены расчетами. Можно провести и их. Для проведения экономического анализа пропорций процесса расширенного воспроизводства в отраслевом разрезе обычно используется метод межотраслевого баланса. На Западе метод анализа межотраслевых связей с помощью таблиц т.н. шахматного типа связывают с именем американского  экономиста русского происхождения Василия Леонтьева, который первым применил его в 1930-е годы для изучения структуры американской экономики. 
Произведенные мною даже приблизительные расчеты с использованием этого метода и данных открытых источников показывают, что, если гипотетическое включение Донбасса в российскую экономику оптимизирует структуру ее затрат лишь на 4 %, то включение Южного экономического района – на 11 %.
Иными словами, [B]изменение межотраслевых связей, которыми будет сопровождаться гипотетическое включение Южного района в состав России (или иная форма установления российского контроля над данным регионом), обеспечит почти в 3 раза более эффективный структурный сдвиг в материальном производстве Российской Федерации, чем включение Донбасса.[/B] Точнее, будет экономическим эквивалентом структурного сдвига, имеющего значительное оптимизирующее значение.

[B]Военно-стратегические аргументы в пользу приоритетности Юга как цели возможной агрессии. [/B]
Сам по себе Крым, несмотря на все стратегическое значение этого полуострова, представляет собой довольно уязвимую мишень для атаки с континента. Для иллюстрации этого тезиса кратко напомню ход основных кампаний по его завоеванию в XX веке. 

[U]Вторжение в Крым фашистской Германии и ее союзников в 1941 г. [/U]27 октября 1941 г., после упорных боев на Перекопском перешейке, 11-я немецко-фашистская армия генерал-полковника Э. фон Манштейна прорвала оборону советских войск и стала продвигаться вглубь Крыма. Город Симферополь был оккупирован 1 ноября 1941 г., т.е. через 5 дней после прорыва обороны на перешейке.
Двумя днями раньше, 30 октября, фашисты уже стояли у ворот Севастополя. В этот же день на гарнизон Севастополя посыпались первые удары врага, который хотел с ходу взять город. Однако взять Севастополь немцам быстро не удалось, а его героическая оборона продолжалась до 4 июля 1942 г. и вошла в историю как Севастопольская оборона 30 октября 1941 – 4 июля 1942 г.
При этом большая часть Крыма довольно быстро попала под фашистскую оккупацию и оставалась под ней вплоть до лета 1944 г.   
 
[U]Крымская операция 1944 г.[/U] Здесь, с точки зрения участия в обороне и наступлении, немцы и русские поменялись местами. В Крыму тогда находились немецкие и румынские войска (в основном 17-я немецкая армия, включающая 5 немецких дивизий, а также 7 румынских дивизий). Всего же силы оккупантов в Крыму насчитывали тогда около 200 тыс. чел.
Со стороны континента им противостояли силы 4 Украинского фронта под руководством генерала армии Ф.И. Толбухина и Отдельной Приморской армии (командующий - генерал армии А.И. Еременко) общей численностью до 400 тыс. чел. 
8 апреля 1944 г. началась операция по освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Как вы думаете, когда был освобожден Симферополь? Через 5 дней. Уже 13 апреля советские войска были в Симферополе.
 К 15 – 16 апреля атакующие советские войска вышли и к Севастополю, 5 мая начали его штурм, а 9 мая освободили город. 12 мая на Херсонесе прекратили сопротивление и сдались последние остатки фашистских войск в Крыму, что и считается официальным днем окончания Крымской операции 1944 г. 

[U]Перекопско-Чонгарская операция 1920 г.[/U] После разгрома войск Русской Армии генерала Врангеля на континенте, Красная Армия вторглась в Крым. С 7 по 11 ноября длились бои на перешейке, а уже 17 ноября 1920 г. из Крыма отошел последний транспорт с эвакуируемыми. В боях против «белых» за Крым большую роль сыграли не только собственно «красные» войска, но и махновцы. В целом же, как видим, в течение 6 дней после окончания боев на Перекопе, весь Крым попал в руки «красных».

***
Итак, обладание Крымом как таковым с военно-стратегической точки зрения не имеет большого смысла без контроля над прилегающими к нему территориями на континенте. Исторический опыт показывает, что, в случае победы на Перекопе и прорыва в Крым, центральная часть полуострова и город Симферополь на пятый день оказываются оккупированы той армией, которая вторгается с континента – будь то немцы или советские войска в Великую Отечественную войну или «красные» войска в Гражданскую. В свою очередь, положение обороняющейся в Крыму армии напоминает ситуацию в западне, и вскоре командование обороняющихся сил вынуждено решать вопрос эвакуации своих людей морем (как это, например, талантливо организовал барон Врангель в 1920 г. и несколько менее успешно - советское командование в 1941 и 1942 гг.).  

С учетом этого вывода, а также приведенных выше экономических аргументов, есть основания утверждать, что [B]территории южных областей Украины, прилегающие к Крыму с севера, могут являться приоритетной целью для российского военно-политического руководства.[/B]
Поэтому Украина должна учитывать это обстоятельство при разработке оборонительных операций.
 

Статьи

Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Все статьи